30
31
В МИРЕ МОТОРОВОТ УНИКАЛЬНОЙ К СЕРИЙНОЙ КОРОТКОПредприятие «Раба», выпускающее грузовики, дизели, узлы автобусов и грузовых машин, тракторы, объединяет заводы в Четырех городах ВНР: Дьоре, Будапеште, Сомбатели и Капуваре. Первый успех пришел к этой машине в 1976 году. Тогда два гонщика завода 43 И. Хуравый и 3. Белки заняли на мотоциклах новой модели 43-511 второе и третье места соответственно на чемпионате 3мира по мотокроссу в классе 125 см . Очень компактный двигатель, сблокированный с шестиступенчатой коробкой передач, был установлен в дуплексной трубчатой раме. Оснащенный бесконтактной системой зажигания и карбюратором с центральной поплавковой камерой, новый мотор развивал мощность 30 л. с. Продуманная конфигурация выпускной системы позволила вынести ее расширительную камеру в зону, где она меньше подвержена повреждениям, — как известно, вмятины на корпусе камеры, полученные при езде по каменистой трассе или при падениях,• ••• ••SПромышленность ЧССР • 1978 году выпускает шесть модификаций легковых автомобилей марки «Шкода»; «105С» и «105Л» 3(1046 см', 46 Л. С); «120Л» 1174 см 3, 52 л. с); «120ЛС» и «120ГЛС» 1174 см , 58 л. с); «ПОР» (1107 см3, 11 л. с).БОЕВОЙ КОНЬ БАВАРЦЕВИзвестная автомобильная фирма из Мюнхена (ФРГ) недавно полностью обновила типаж выпускаемых ею моделей, и БМВ-320 занимает в нем низшую ступеньку, конкурируя с «Мерседес-Бенц200». Если проанализировать типаж легковых «Даймлер-Бенц», то обнаружится, что почти у каждого из них есть сопер-• ••За последние годы на европейских легковых автомобилях все более широкое распространение получают 14-дюймовые колеса. Они часто приходят на смену 13-дюймовым, поскольку позволяют размсститьтормоза увеличенного размера.• •• .Английская автомобильная промышленность наряду с крупными объединениями «Бритиш Лейланд», «Форд», «Крайслер», «Воксхолл-Бедфорд» располагает большим количеством небольших фирм, выпускающих по 100 — 150 машин в год — спортивных (ТВР, «Даттон», «Фейрторп», «Джинетта»), такси («Винчестер»), джипов («Скэмп», «Джимини»), копий старинных автомобилей («Олбэни», РМБ, «Саутгейт», «Джонард»).АМЕРИКА ИЗМЕНЯЕТ ТРАДИЦИЯМ• ••Легковые автомобили «Ситроен» (Франция) семейства «ЦИкс» с передними ведущими колесами уникальны тем, что оснащены 14-дюймовыми шинами разной ширины профиля: спереди шириной 185, • -сзади — 175 мм. Запасных колес на машине не два, как можно предположить, а одно — с шиной размером 185 — 14. В автомобилестроении США началась новая «эра» — создание более компактных, легких и, самое важное, гораздо более экономичных, чем прежде, двигателей. Из «малооборотного, суперлитражного» сна его вывели новые стандарты среднего расхода топлива, и пришлось теперь изменить многолетним традициям. Как ожидают, эти стандарты вскоре ужесточат до того, что к 1983 году вряд ли какая-нибудь из фирм сможет держать в . своей производственной программе двигателей хотя бы одну «восьмерку». До сих пор V-образный восьмицилиндровый двигатель был (и пока еще остается) тем фундаментом, на котором возвышался культ «уличных дредноутов». Кажется, что в ближайшие три-четыре года этот фундамент будет все же разрушен, и Америка пересядет в более скромные автомобили, построенные по канонам европейской конструкторской школы. Более компактные машины, конечно, отвечают национальным интересам. Однако промышленники, вложившие громадные деньги в оборудование для производства 5—7-литровых двигателей, лихорадочно ищут поводы для сохранения на конвейерах моторов с так называемыми крупными блоками цилиндров. Первоклассное в инженерном смысле решение нашел «Форд» совместно со специалистами фирмы «Итон». При помощи системы соленоидов на большом фордовском двигателе можно на ходу выключать до четырех цилиндров из восьми. Управление системой идет автоматически при помощи электроники, и водитель все время информирован о количестве работающих цилиндров посредством номерного табло.На холостом ходу при постоянной скорости даже в 80 км/ч на спусках работают только четыре цилиндра. На подъемах, при разгоне включаются поочередно и другие. Как следствие, расход топлива уменьшается на 10—40% в зависимости от режима движения. Наверное, система даже довольно надежна, но беда в том, что цель ее — продлить жизнь тяжелым тихоходным двигателям для крупногабаритных автомобилей. Обратимся к более перспективным конструкциям. Фирма «Бюик» подготовила сюрприз — начала устанавливать на некоторые модели 1977 года усовершенствованный вариант прежней V-образной «шестерки» объемом 3,8 л. Важная особенность этого двигателя — развернутые на 30° шатунные шейки. Таким образом, вспышки чередуются в цилиндрах ровно через 120° поворота коленчатого вала. На прежнем варианте вспышки чередовались с интервалами в 150—90—150°, что вызывало заметные вибрации двигателя. Теперь «шестерка» работает почти так же плавно, как и восьмицилиндровый мотор. Что же касается изготовления такого сложного коленчатого вала, то современные координатные станки довольно легко справляются с его обработкой. Шестицилиндровый «Бюик» выпускается в довольно больших количествах (около 466 тысяч в год). А на 1978 год предусмотрен еще один вариант с турбонаддувом. Турбокомпрессор находится над двигателем рядом с двух- или четырехкамерным карбюратором. Если обычно при установке нагнетателя степень сжатия уменьшают, то у «Бюика» она сохранена на прежнем уровне (8,0). Для предотвращения детонации предусмотрен электронный регулятор опережения зажигания. На некоторую часть «бюиков V-6». как и на ряд других двигателей американского производства, начиная с 1978 года будут устанавливать карбюраторы с электронным управлением, работающие в системе с датчиком — анализатором остатка кислорода в выхлопных газах (так называемым «Лямбда-датчиком») и• ••Шатуны спортивного автомобиля «Порше-928» (ФРГ) изготовлены Не из горячештампованных стальных заготовок, • отформованы из металлокерамики.• ••Кроссовые мотоциклы «Манко» (ФРГ) в 1978 году располагают следующими параметрами (рабочий объем и мощность): 249 см3 и 37 л. с; 390 см3 и 44 л. с, 480 смэ и 48 л. с.• ••Слияние двух ведущих шведских автомобильных фирм «Волю» и «СААБ-Скания», о котором в свое время много писали и говорили, не состоялось. Об этом заявил президент «Волво» П. Гилленхаммар, который, однако, не привел причин, воспрепятствовавших зтому объединению.• ••Завод «Тойота» (Япония) совместно с фирмой «Шнитцер» (ФРГ) реконструировал для кольцевых гонок по группе Б5 автомобиль «Целика». Его двигатель (2090 см3) снабжен турСонаддувом и развивает мощность 560 л. с.30 приводят к снижению мощности или к ухудшению тяговых характеристик двигателя. Новый 43 оснащен современной подвеской с большим ходом колес: спереди — 210 мм, сзади — 175 мм. Задняя подвеска — пневматическая., как и на других кроссовых мотоциклах этой марки. Многие детали машины изготовлены из титана, легких сплавов и стеклопластика. В результате ее масса составляет 82 кг. После того как прототипы нового кроссового 43 были всесторонне испытаны в чемпионате мира, на базе уникальныхобразцов родилась серийная модель, рассчитанная главным образом на клубных спортсменов. Мощность двигателя в серийном варианте 43-511 составляет около 26 л. с. при 10 400 об/мин. Выпуск этих машин уже начат в нынешнем году. и первая партия кроссовых 43 образца 1978 года поступила в спортивные клубы нашей страны. Что же касается уникальных мотоциклов для заводских гонщиков, то осенью прошлого года уже прошел испытания «кроссовый» двигатель с водяным охлаждением, который показал обнадеживающие результаты.ник — та или иная модель БМВ. И теперь «Байрише моторен верке», очевидно, начала наступление на позиции старейшей автомобильной фирмы мира. Вернемся, однако, к «триста двадцатому», боевому коню в наступательных порядках баварцев. Машина оснащена ис3 пытанным двигателем (1990 см , 122 л. с. при 6000 об/мин), освоенным более полутора десятков лет назад. Он снабжен алюминиевым блоком цилиндров и распределительным валом в головке. Среди конструктивных особенностей этого автомобиля — независимая пружинная подвеска всех колес, у передних — дисковые тормоза. Рулевое управление реечное.В стандартное оборудование машины входят обогрев заднего стекла, регулируемые по углу наклона подголовники передних сидений, триплексное лобовое стекло, галогеновые фары. За дополнительную плату она может быть оснащена автоматической трансмиссией. Габарит автомобиля: длина — 4355 мм, ширина — 1610 мм, высота — 1380 мм; база — 2563 мм. Он рассчитан на пять человек, а объем багажника равен 0,46 м3 . В снаряженном состоянии БМВ-320 весит 1115 кг. Его максимальная скорость — 180 км/ч, время разгона с места до 100 км/ч — 10,7 с, контрольный расход топлива — 9,5 л на 100 км.ЭЛЕКТРОМОТОЦИКЛ векЭкспериментальный мотоцикл с электродвигателем изготовил завод ВСК в г. Швиндик (ПНР). Эта машина оснащена аккумуляторами, обеспечивающими запас хода в 35 км. Их полная зарядка занимает 10 — 12 часов. Снаряженная масса электромотоцикла ВСК составляет 97 км, из которых 29 кг приходится на аккумуляторы. 4тобы снизить центр тяжести, конструкторы пошли на применение шин малого диаметра — 2.25—12 дюймов. Скорость мотоцикла — 25 км/ч.с реактором обезвреживания. Другой важной новинкой американского автомобилестроения в 1978 году является первый в США дизель для легковой машины. Этот двигатель имеет рабочий объем 5,7 ли предназначен для самых дорогих «олдсмобилей» (моделей «89», «99» и «Кастой крюзер»). Предкамерный дизель унифицирован с базовым карбюраторным двигателем той же марки. Степень езкатия — 22,3. Для облегчения пуска стартер усилен, а в подкапотном пространстве установлены две аккумуляторные батареи вместо одной. Электронное приспособление 'сигнализирует водителю, когда после включения «зажигания» двигатель готов к пуску (в зависимости от окружающей температуры до одной минуты; в мороз сперва должен включаться подогреватель блока цилиндров). Так как дизель имеет минимальное разрежение во впускном тракте, на двигателе устанавливается вакуумный насос, при помощи которого работают сервомотор отопления, системы кондиционирования воздуха и «автопилота» («Крюзкантрол»). По той же причине вакуумный усилитель тормозов уступил место гидравлическому усилителю. На испытаниях дизель показал расход топлива на 25% ниже, чем его бензиновый двойник, и практически такую же динамику. Выхлоп дизеля «Олдсмобиль» довольно чист, и на него не устанавливают никакие системы обезвреживания отработавших газов. 'Новинка 1978 года — V-образная «шестерка» «Бюик» с турбонаддувом. Отбор отработавших газов для привода турбины центробежного нагнетателя — от правого (по ходу) выпускного коллектора. Сам турбонагнетатель виден слева вверху, правее него — карбюратор с воздушным фильтром.Первый в США дизель «Олдсмобиль» для легкового автомобиля. Топливо в нем впрыскивается в предкамеру.31