Еще три-четыре года назад автомобильные тренажеры, только начинавшие завоевывать права гражданства, были редкостью. Но и там, где имелись первые тренажерные классы, оснащенные, как правило, чехословацкими АТ-70, в них видели, скорее, занятные экспонаты, своего рода предметы моды, чем учебные устройства. Сейчас тренажеры перестали быть модой. Они на практике доказали, что в определенных целях не только способны заменить «живой» автомобиль, но и дают больший эффект. Роль тренажеров в формировании начальных навыков, в отработке и закреплении физиологических механизмов уже не вызывает сомнений. Они создают наилучшие условия для индивидуальной работы с каждым обучаемым, для повторения отдельных операций, помогают фиксировать ошибки и, устраняя их, доводить каждый прием до совершенства. Кроме того, при занятии на тренажерах можно любой сложный процесс разбить на отдельные элементы. Воспроизводить в классе, используя кино, .сложные ситуации, отработка действий в которых на автодроме или дороге сопряжена с опасностью. Пришло время считаться ис тем, что тренажеры, в отличие от автомобилей (да еще находящихся в неумелых руках курсантов), не загрязняют окружающую среду, существенно экономят моторесурс и топливо и, в конечном итоге, уменьшают стоимость обучения. Все это вместе взятое привело к тому, что спрос на тренажеры непрерывно растет, применение их ширится с каждым годом. Это нашло отражение ив новой программе подготовки водителей транспортных средств категории «В», которая отводит для занятий на тренажерах 8 часов из 36, отпущенных на вождение. Соответственно строят свои планы производственные предприятия ДОСААФ, которые в этом году расширяют номенклатуру выпускаемых ими тренажеров. Днепропетровский производственныйкомбинат в прошлом году выпустил около 70 комплектов тренажеров АТ-01, повторяющих схему наиболее распространенного у нас легкового автомобиля ВАЗ—2101. В этом году он наметил увеличить выпуск до 100 классов. В работе учебных организаций ДОСААФ главное место занимает подготовка водителей грузовых автомобилей. И жизнь требует скорейшего выпуска тренажеров, имитирующих самые типичные наши грузовые учебные машины ЗИЛ и ГАЗ. В прошлом году на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ изготовлен тренажер АТ-2, повторяющий схему автомобиля ЗИЛ—131. Это был промышленный образец, первая проба оборудования и обкатка технологического процесса. В нынешнем году завод даст учебным организациям серийную партию, пока небольшую. И затем станет наращивать выпуск. Ленинградское производственное объединение «Патриот» в этом году выпустит такую же небольшую партию тренажеров АТ-3, кабины которых сделаны по образу и подобию ГАЗ—66. А с вводом в строй нового производственного корпуса развернет производство на полную мощность. Компоновка и комплектация перечисленных групповых тренажеров одинаковы. Они все состоят из четырех рабочих мест обучаемых, пульта преподавателя и общего экрана с кинопроекционной установкой. Каждое рабочее место напоминает кабину того или иного автомобиля с соответствующим расположением органов управления. Дорожная обстановка воспроизводится на индивидуальных сферических экранах теневой проекцией. Этот принцип в настоящее время наиболее распространен. Учебные кабины могут поворачиваться вокруг вертикальной оси, устанавливаясь фиксированно в двух основных положениях: в направлении к индивидуальному или общему экрану. Каждое рабочее место комплектуется тремя дисками цветной теневой проекции, создающими различную обстановку. Ошибки обучаемого автоматически фиксируются индикаторами и регистрируются суммирующими счетчиками. При этом признаются ошибкой следующие промахи: обучаемый не задерживает рычаг переключения передач в нейтральном положении; не отпускает педаль «газа» при остановке автомобиля; резко включает сцепление; не полностью выключает сцепление; не делает двойного выключения сцепления; неправильно использует раздаточную коробку (ГАЗ—66, ЗИЛ—131); неправильно использует передний мост (ГАЗ—66 и ЗИЛ—131); не выполняет команду «Остановить автомобиль». Общее информационное табло (экран) воспроизводит до 18 различных команд, которые подаются либо автоматически, в определенном порядке, либо по воле преподавателя. На табло могут также воспроизводиться дорожные знаки и сигналы светофора. Краткие технические характеристики тренажеров AT таковы: напряжение питания — 220 В ± 1 0 % потребляемая мощность — 540 Вт режим работы — перерыв на 15 минут через каждые 45 минут максимальное количество ошибок, регистрируемых счетчиками по каждому рабочему месту, — 39. Комплект тренажеров может быть установлен в помещении площадью не меньше 50 м2с размерами сторон 9X5,5 м. Стоимость класса — от 16 до 25 тысяч рублей. С заказами следует обращаться в областные (краевые) комитеты ДОСААФ. Н. ФЕДОТОВ, главный инженер управления ЦК ДОСААФ СССРКласс группового тренажера АТ-3. Учебные места имитируют кабины грузовых автомобилей ГАЗ —66. Справа от места водителя хорошо заметны «капоты», закрывающие «двигатели». Характерно расположение рычага переключения передач.