«...И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»Под таким заголовком в январском номере «За рулем» была опубликована статья с критикой ненужного, порой вредного для безопасности движения украшательства автомобиля нелепыми сувенирами, рекламными надписями, безграмотного «усовершенствования» конструкций машин. На это выступление активно откликнулись многие читатели журнала. ...По улицам Таганрога мчатся «Жигу• ли», с заднего стекла которых сурово смотрит офицер гитлеровской СД в полной форме. Едущие позади водители подтягиваются, чтобы получше рассмотреть это неожиданное явление, и лишь в непосредственной близости выясняют, что это портрет популярного артиста В. Тихонова в роли Штирлица. Д и ­ станция безопасности нарушена, если идущий впереди резко затормозит — получится «куча мала». Об этом факте написал в редакцию ростовчанин А. Соколовский. Об изображениях С. Есенина и других портретах на заднем стекле личных автомобилей сообщают Б. Чудаков из Михайлова (Рязанская область), другие читатели. Любители подобных «выставок» подвергают опасности и себя и окружающих, справедливо указывают авторы писем. Они не только отвлекают внимание следующих позади, но и самим себе ограничивают обзор. В этой связи уместно напомнить, что среди характерных особенностей XX века, помимо массовой автомобилизации, фигурирует «информационный взрыв». Даже узким специалистам стало трудно уследить за обилием быстро множащейся научной и технической информации. Серьезной проблемой стало рассмотреть и не упустить в этих информационных потоках главное для своей профессиональной деятельности. Нечто подобное происходит и на автомобильных дорогах. Интенсивность движения быстро растет, все больше информации приходится поглощать человеку за рулем. Он должен учитывать изменения ситуаций в транспортном потоке, прогнозировать возникновение опасных положений и для этого следить за дорожными знаками, сигналами светофоров и регулировщиков, за поведением пешеходов вблизи проезжей части, реагировать на многое другое, причем в считанные секунды, а то и доли секунды. А поскольку способность человека воспринимать и перерабатывать информацию далеко не безгранична, актуальным стал вопрос о всемерном ограничении ее, возможном устранении из поля зрения водителя всего, без чего он может обойтись. С обочин дорог стали исчезать нарядные транспаранты, начало сокращаться до действительно необходимого минимума количество дорожных знаков у перекрестков, принимаются и разрабатываются другие меры для уменьшения нервной нагрузки на работающих за рулем. А тут новый враг — мода на бездумные украшения в автомобиле. «Мельтешащие перед глазами сувениры и качающиеся ладони на стеклах машин, изображения красоток, портреты, надписи и эмблемы иностранных фирм отвлекают внимание водителей и поэтому опасны», — пишут О. Андронов из Баку, П. Скидан из Донецкой области, М. Бейсик из Севастополя и многие другие. Встречаются и возражения. Военнослужащий А. Клоков рекомендует, например, наладить массовый выпуск качающихся ладоней, чтобы они стали привычными и не отвлекали ничьего внимания. Зачем они вообще нужны, он не пишет. Л. Брызгунов пытается более аргументированно отстоять свою точку зрения. На него произвел впечатление внешний вид машин, участвующих в международных соревнованиях, и ему кажется, что различные вымпелы и наклейки пропагандируют автоспорт, а украшение машины множеством эмблем и этикеток — столь же достойное увлечение, как коллекционирование почтовых марок. В связи с этим уместно напомнить, что не из любви к искусству превращают зарубежные гонщики свои машины в выставку на колесах. Эта реклама солидно оплачивается заинтересованными фирмами, имеет свой материальный смысл, а копирование таких надписей и эмблем уже бессмыслица, сравнимая, скажем, с таким малопочтенным увлечением, как татуировка. Говорят, что о вкусах не спорят. Это справедливо, если вкусы не входят в противоречие с интересами окружающих, не вредят обществу. Человек может, скажем, оклеить изнутри крышу салона своего автомобиля множеством винных этикеток. Это будет безобидным персональным чудачеством. А вот залепленные стекла — это уже не безопасно. Такие вкусы нужно перевоспитывать. Тут сходится подавляющее большинство наших читателей. Они считают, что воспитательная работа должна начинаться на водительских курсах, в автошколах и продолжаться в обществах автомотолюбите-Аварии и болезниСпустя три месяца после перенесенного инфаркта водитель решил провести отпуск, как и прежде, «на колесах». Ни у родных, ни у знакомых такой поступок не вызвал возражений. Болезнь вроде бы позади, а тут уж у врачей обычно советов не спрашивают, и действительно, все вначале обстояло благополучно — никаких отклонений от нормы. Катастрофа случилась неожиданно: мгновенная смерть прямо за рулем. Причиной ее, как установила судебно-медицинская экспертиза, явился повторный инфаркт миокарда. Казалось бы, нелепый случай. Накануне поездки не было никаких физических и эмоциональных перегрузок, которые как-то объясняли бы такой исход. В чем же дело? А в том, что само управление автомобилем в наши дни, в довольно сложных условиях стало нелегкой, напряженной работой, требующей отводителя не только мастерства, но и хорошей физической выносливости, крепкого здоровья. Увы, многие автолюбители, полагая, что водить автомобиль один из видов отдыха, не отдают себе отчета, что это и тяжелый труд. Это, мол, просто приятно для разрядки «прокатиться», невзирая на усталость и даже, может быть, легкое недомогание. Специальные исследования, сама жизнь опровергают это мнение. Конечно, сейчас стали уделять больше внимания контролю за самочувствием водителей. Обязательные предрейсовые осмотры, проводимые в крупных автотранспортных предприятиях, по общему мнению, явились эффективной мерой. Однако значительная часть водителей сама себе ОТК. Как известно, состояние здоровья индивидуальных владельцев автомобилей, водителей в мелких автохозяйствах, сельских механизаторов ежедневно медиками не контролируется. И именно они зачастую оказываются виновниками каких-то странных, на первый взгляд, дорожно-транспортных происшествий. В соответствии с требованиями правил движения эти водители сами должны оценивать свои возможности перед выездом. Почувствовав недомогание, надо отложить поездку, обратиться к врачу. В большинстве случаев так и поступают, если налицо все признаки заболевания — повышенная температура, озноб, кашель и т. д. Между тем есть такие болезни, которые сразу не распознать. Они могут протекать незаметно, без особых проявлений и ощущений. Прежде всего это сердечно-сосудистые, нервные и эндокринные заболевания. Доказано, что в определенных ситуациях на дороге довольно серьезные нарушения кровообращения могут возникнуть даже у совершенно здорового водителя. А для патологически измененной сердечно-сосудистой системы, особенно при ишемии и гипертонии, управление автомобилем порой создает непосильные нагрузки. В таких условиях предотвратить приступы .этих заболеваний невозможно. И в подавляющем большинстве они заканчиваются потерей сознания или внезапной смертью. Чтобы не быть голословными, приведем примеры из экспертной практики. Автолюбитель 54 лет отправился на «Жигулях» за город. Там как следует потрудился — накосил несколько мешков клевера. Возвращаясь домой, внезапно умер за рулем на полном ходу автомобиля. Причина смерти — ишемическая болезнь сердца, не распознанная при жизни. Не зная о ней, человек вел активный образ жизни, совсем не обращался к врачам. И вот такой финал. В другом случае на ровной и пустой дороге «Волга» вдруг без всяких видимых причин отклонилась влево, пересекла полосу встречного движения и, выехав на левую обочину, врезалась в стоявший там грузовик. Оказалось, 39-летний водитель внезапно потерял сознание.24