;.К 60-летию ВЛКСМмолодыхНакануне XVIII съезда ВЛКСМ принимал гостей новый павильон ВДНХ — оригинальное здание из стекла и алюминия. В нем весной и летом работала экспозиция центральной выставки НТТМ-78. Всесоюзный смотр научно-технического творчества молодежи, к ак иначе называют эту традиционную выставку, проводится вот уже более десяти лет. Ныне, в год 60-летия комсомола он стал центральным событием на ВДНХ — главной выставке страны. Для начала несколько цифр: за десять лет число молодых новаторов — участников НТТМ возросло с4 миллионов до 17,5 миллиона человек, 4 3 % их трудятся в промышленности, 29% — на транспорте. На НТТМ-78 экспонировалось более 10 тысяч работ, в ноторых участвовало около 40 тысяч молодых рабочих, инженеров, техников, ученых, студентов, учащихся школ и ПТУ, служащих Советской Армии. Характерная черта экспозиции и вообще сегодняшнего творчества молодых — коллективность разработок. Комплексные бригады на заводах, бюро и советы молодых рационализаторов стали хорошей школой новаторов. Достойно представлено на НТТМ-78 творчество молодых автомобилестроителей. В этом году здесь прошло пять праздников заводских новаторов. 21 мая весь огромный павильон был в распоряжении молодежи ЗИЛа и ярославского моторного завода. 19 тысяч молодых тружеников автомобильной отрасли досрочно завершили план двух лет десятой пятилетки, 8426 молодых рабочих работают с личным клеймом, 300 тысяч юношей и девушек участвуют в движении за коммунистическое отношение к труду. Экономия от внедрения разработок, сделанных молодыми автомобилестроителями, составляет 12 миллионов рублей, а в комсомольский фонд экономии внесено 14,2 миллиона. Экспонаты НТТМ-78, прямо или косвенно связанные с автомобильной или мотоциклетной техникой, можно разделить на две большие группы. Первая объединяетРУКАМИразработки молодых специалистов, выполненные в инициативном порядке на предприятиях ив НИИ. Другая — малолитражки, мотороллеры, карты, багги, мотонарты, различные приборы, определяемые словом «самоделки». Их мастерили ребята на станциях юных техников, в студенческих кружках, спортивных клубах ДОСААФ. Из экспонатов первой группы назовем прежде всего детский автогородок. Это уникальный и остроумно построенный комплекс, позволяющий в игровых ситуациях познакомиться с основами дорожного движения. Автодорога — детище энтузиастов автомобилизации из ЦК ВЛКСМ и ГАИ СССР. Немалый интерес представили многочисленные устройства и приборы и среди них приспособление для сборки рычагов передней подвески «Волги», сигнализатор уровня воды в радиаторе; индикатор для определения целостности корпуса аккумуляторной батареи любого типа; элегантный прибор под названием «Автостоп», предназначенный для автоматического отключения системы зажигания двигателя; прибор для обнаружения микротрещин на деталях из пластмассы. Многие экспонаты выставки были связаны со спортивной темой. Для спортивных автомобилей ВАЗ и АЗЛК предназначено колесо из магниевого сплава, созданное в НИИ технологии автомобилестроения. Молодые конструкторы из серпуховского ВНИИмотопрома выставили на НТТМ-78 двигатель для гоночного мотоцикла. Этот мотор с пятиканальной продувкой и дисковым 3 золотником при рабочем объеме 50 см развивает мощность 13 л. с. при 13 000 об/мин. Обратимся к экспонатам второй группы. Очень эффектно выглядел ракетоподобный гоночный автомобиль ХАДИ — 9 . Его сконструировало и строило студенческое КБ харьковского автодорожного института под руководством известного рекордсмена, заслуженного мастера спорта СССР В. Никитина. Машина оснащена авиационным турбореактивным двигателем и рассчитана на снорость до 500.км/ч. Клуб юных техников из Сибирского отделения АН СССР показал электрокарт. Он работает на щелочных аккумуляторах емкостью 45 А-ч. Машина может ездить целый час, развивая скорость до 50 км / ч . Более «взрослым» целям отвечает карт для гонок по льду, сделанный во ВНИИмотопроме. Двигатель карта — одноцилиндровый, ' двухтактный, при рабочем объеме 175 см 3 развивает мощность 30 л. с. Максимальная скорость карта — 157 км / ч . Посетители надолго задерживались на открытой площадке у многочисленных самодельных легковых машин, дотошно разглядывали мотороллер «Сокол» харьковчанина В. Таранухи, прекрасно выполненный 50-кубовый карт «Тахь» (по-русски «конь») монгольских пионеров. По традиции в выставке участвовали молодые новаторы братских союзов молодежи. Более 2 тысяч экспонатов приехали в Москву из Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Монголии, Польши, Румынии и Чехословакии. Совместный показ лучших творческих достижений молодеж и социалистических стран стал хорошим стимулом к дальнейшему развитию научно-технического творчества, углублению братского сотрудничества молодежных организаций. ...Сотни тысяч посетителей принял самый большой павильон ВДНХ, украшавший десять лет назад Всемирную выставку в Монреале. Символично, что именно это здание «космической» архитектуры, так напоминающее своими очертаниями площадку для старта ракет, было отдано в распоряжение молодежи. Для многих участников НТТМ-78 оно стало стартом в техническое творчество. Н. СЕМИНАti n;Ч; . ^fj ШМii ШМBfifc&i ^I»ii -iJit л ii-d ЛлАwp •< -**&&ЙЛитое из магниевого сплава колесо — азработка проектировщиков из ИИТавтопрома. Гоночный мотоциклетный двигатель (50 см 3 , 13 л. с.) молодых специалистов ВНИИмотопрома. Гоночный автомобиль ХАДИ — 9 с турбореактивным двигателем студенческого КБ из харьковского автодорожного института. На первой странице обложки показаны: детский автогородок, стенд новаторов ЗИЛа и микромотороллер В. Таранухи. Фото В. КнязеваBf~*fjHHH! ' / , . .i РЩ^'чЩ•НЬЕЕи'Щ•r 1