На мой взгляд, одних навыков управления автомобилем для того, чтобы стать отличным водителем, далеко недостаточно — следует еще управлять автомобилем в одном, общем ритме дорожного движения, в пределах законов его — правил. Что если для примера взять отличного водителя-англичанина и без предупреждения о том, что он находится в стране с правосторонним движением, выпустить в час пик за рулем быстроходного автомобиля на дорогу. Ручаюсь, что через минуту-другую он совершит аварию. И это несмотря на то, что водитель отличный. А не такой ли «англичанин» лихой автолюбитель, который считает, что для него, с его навыками вождения, с его искусством и реакцией безопасная скорость движения не 60, а 80 километров в час. А будь в городах и населенных пунктах установлена именно такая скорость, наш «мастер» вписался бы в общие рамки? Ничуть не бывало! В том-то и причина, что мы имеем дело с человеком, который считает себя водителем лучше, чем окружающие, человеком вне правил. И при норме 80 он ездил бы по городу уже на сотню километров в час. Вспоминается модный сейчас анекдот про водителя, который все перекрестки пересекает на красный сигнал светофора, каждый раз поворачиваясь и подмигивая пассажиру: «Мастер едет!» Внезапно «мастер» тормозит при зеленом сигнале. «Почему?» — удивляется пассажир. «А вдруг там, на поперечной дороге, тоже «мастер»!» Смешно? Скажете, таких мастеров не бывает? К сожалению, встречаются, и не так уж редко. Я начал речь о водителях и их отношении к правилам. Практика показывает, что человек, воспитанный на уважительном отношении к таким, казалось бы, далеким от движения понятиям, как нормы поведения в быту, соблюдение социалистической законности и т. д., в свою очередь уважительно относится ик Правилам дорожного движения. А это значит, не совершает аварий. Могут возразить, что между этими понятиями' нет никакой связи. Тут уж позвольте взять в свидетели мой опыт работы на посту начальника городской автоинспекции, да и весь предыдущий опыт работы на автотранспорте. Так вот, дисциплинированный человек не делает для себя никаких и& ключений в соблюдении законов — будь то законы уголовные, законы трудовые или правила движения. Не спорю, он вправе не согласиться с теми или иными положениями, возражать против них, но, пока они действуют как законы, он их выполняет! Внутренняя порядочность не позволит такому водителю ехать со скоростью 60 км/ч там, где дозволено 40, не позволит ему повернуть там, где разрешено ехать только прямо. Между прочим, законы и правила пишутся с расчетом на таких людей, и их большинство. В меньшинстве как раз «асы» и «мастера», о которых идет речь. Причем, в подавляющем меньшинстве. Будь это не так, можете себе представить, какой цифры достигла бы аварийность. Она и сейчас могла бы быть намного меньше. Но мешают все те же «мастера» с высоким самомнением. Это они, несмотря на наши постоянные рекомендации соблюдать безопасную дистанцию, «подкрадываются» под задний бампер идущего впереди автомобиля, а затем «таранят» его на всем ходу... Вот, скажем, на участке улицы Эндла в нашем городе выставлены на разделительной полосе заметные всем щиты с надписями: «Неправильная дистанция — авария!», «Неправильная скорость — авария!» Эти призывы — отнюдь не досужий вымысел ГАИ: именно на этом участке дороги происходит подавляющее большинство наездов на притормозившие впереди транспортные средства (попутные столкновения). Казалось бы, прочитал — глянь на движущегося впереди, не близко ли он, сбавь немного «газ»... Но скользят «мастера» равнодушным взглядом по плакатам. Добавляют «газ» — не для них написано, для новичков и неумех! А потом этот «мастер» слезно просит меня: «Наказывайте за аварию как хотите, только в газете не публикуйте — неудобно перед знакомыми!» Еще бы, конечно, неудобно, репутация «аса» подмочена. Это еще хорошо, если хоть сам понимает, что виноват, а то порой большое самомнение и неуважительное отношение к своим коллегам по «баранке» приводит ик другому. Помнится, предстали перед комиссией двое — водитель автобуса и автолюбитель. Авария — автобус сбил светофор. Однако водитель автобуса, который чуть не ударил сзади «Жигули», обвинял другого — тот, мол, неоправданно резко затормозил, хотя в светофоре только начал мигать зеленый свет. В самом начале разбирательства выяснилось, что светофор в этом месте вовсе не мигает — переключение на желтый происходит сразу. — Ну ладно, тут я ошибся немного,— сдается водитель автобуса, — все равно ВАЗ посреди дороги встал, мне объехать его негде было. Вот, чтобы его не ударить, и свернул в сторону, сбил светофор...» «Так, выходит, — спрашиваю, — «Жигули» вам помешали?» «Ну да! — отвечает. — Если бы он не встал, я бы и не тормозил, поехал бы...» «...на желтый свет, — заканчиваю его мысль. — Следовательно, приближались вы к светофору с такой скоростью, которая не позволяла остановить автобус в случае смены сигнала. Так и произошло. И водитель «Жигулей» тут не виноват — он-то успел остановиться, когда зажегся желтый свет. Вы не успели». Вот вам живой пример снисходительного отношения к правилам и автолюбителям, — мол, катаются буквоеды, на каждый желтый свет тормозят, на перегонах 60 на спидометре держат, словом, не дают работать, портят погоду нам, «мастерам вождения»! Однако я продолжаю утверждать — и статистика аварийности тому порукой, — что «портят погоду» эти самые лжеасы. И беда не только в том, что они сами ездят рискованно, на волосок от аварии — нередко молодые водители берут с них пример. А дурной пример заразителен. В. СОО, начальник ГАИ УВД горисполкома, подполковник милицииВ последнее время печать уделяет все больше внимания безопасности движения. В редакциях многих областных и городских газет появились общественные советы по этой теме, на полосах — постоянные рубрики. Радует и разнообразие публикуемых материалов. Если прежде дело обычно сводилось к хронике дорожных происшествий, то сегодня в поле зрения прессы буквально все аспекты этой сложной, многогранной проблемы. С интересной, на наш взгляд, статьей выступил недавно в газете «Вечерний Таллин» начальник ГАИ столицы Эстонии Вальтер Соо. Мы перепечатываем ее с небольшими сокращениями. Есть группа водителей — как любителей, так и профессионалов, которые сами себя возвели в категорию асов, мастеров вождения. Порой и знакомые их по различным причинам — из лести ли, по незнанию ли, но поддерживают это самомнение. И действительно, чем не ас? Скорость держит большую, чем дозволено, «баранку» — одним пальцем, повороты берет — покрышки визжат. Машина чуть на два колеса не поднимается, а перед перекрестками тормознет — из-под колес дым! Словом, гонщик. Не езда — автородео. Вот только автоинспекция зря придирается — таким мастерам вождения можно было и немного больше позволить... Не стану утверждать, что каждый такой водитель-лихач не может управлять автомобилем. Отчего же, допускаю вполне, что он в достаточной степени овладел навыками управления, даже некоторый опыт вождения имеет. Но назвать его асом не решусь — необъективная это будет оценка.28