В Вильнюсе открылся экспериментальный участок по подготовке автомобилей к соревнованиямМне приходилось много раз встречаться с нашим известным раллистом Стасисом Брундзой, слушать его ответы на вопросы журналистов во время прессконференций. И о чем бы ни шла речь — о его личных планах, выступлениях сборной команды за рубежом, он неизменно возвращался к одной теме — подготовке автомобиля к соревнованиям. По глубокому убеждению Стасиса, эту проблему необходимо решать на высоком профессиональном уровне. Технические требования к раллийному автомобилю группы 2 (усовершенствованному) открывают большие возможности для технического творчества, различных переделок и конструктивных новшеств. Пока же эти возможности используются недостаточно. Даже те «москвичи» и «жигули», которые выходят на старт международных соревнований, по своим характеристикам мало чем отличаются от серийных. Теперь можно сказать, что Брундза не только мечтал. С помощью группы энтузиастов автоспорта он еще и упорно работал над реализацией своей идеи. И вот результат: на вильнюсском авторемонтном заводе в торжественной обстановке открылся экспериментальный участок подготовки автомобилей к международным соревнованиям. Есть уже и продукция — красавица «Лада—1600-ралли», за создание которой Стасис Вруидза и четверо его помощников выдвинуты на соискание республиканской премии в области науки и техники.ментировать, искал новые конструктивные решения. И все же не это было главным. Каким бы хорошим ни получился автомобиль, что толку, если он в одном-двух экземплярах. Так сам собой встал вопрос о налаживании мелкосерийного выпуска специальных раллийных автомобилей. Эта идея была поддержана в Министерстве автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР. Иначе, вероятно, и ые могло быть. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации республики уделяют большое внимание развитию военно-технических видов спорта. Очень популярен автоспорт ив министерстве. Здесь действует СТК, который объединяет около 25 секций, организованных в автохозяйствах республики. Создание же экспериментального участка подготовки автомобилей к соревнованиям должно еще больше активизировать спортивную жизнь. Тем более что за опытом далеко не ходить: на таллинском авторемонтном опытном заводе уже семь лет выпускают гоночные «Эстонии».. По примеру соседей сооружение экспериментального участка было решено поручить тоже авторемонтному заводу — вильнюсскому. Выбор не случаен: это одно из передовых предприятий республики, имеющее к тому же богатые спортивные традиции. Здесь 16 различных секций, и, пожалуй, главная — автомобильная. По крайней мере так считают директор завода В. Давулис, его заместитель Г. Степанов, главный инженер В. Скейрис и секретарь парткома В. Кузнецов. — Создание экспериментального участка, — рассказывает Витавтас Давулис, — дело новое не только для нас. Но мы пошли на это. Авторемонтники — народ мастеровой. Работы, связанные стакже моторное помещение, где будут заниматься двигателями, и склад. — Одновременно со строительством участка, — говорит Стасис Врундза, — у нас создавался коллектив. Все, кто сейчас здесь работает, — энтузиасты автомотоспорта, гонщики, судьи технических комиссий. Альбинас Андрашюнас, например, работал раньше в автосервисе, занимался кроссом. Он опытный конструктор, отлично знает автомобиль. Збигнев Киверт, мой механик с 1975 года, пришел к нам с тельшяйского завода счетных машин. Кандидат в мастера спорта, специалист по двигателю и коробке передач. Под стать им Пятрас Радзявичус, Гедрис Тадас, Мерик Козловский и другие. У всех золотые руки, немалый опыт. В день открытия экспериментального участка была закончена подготовка еще одной «Лады—1600-ралли». даже внешне она отличается от серийного образца. Спереди воздухозаборники для охлаждения тормозов, крылья вырезаны и вместо них установлены дефлекторы из стеклопластика, что позволяет применять шины, разные по размерам и назначению. В будущем мы постараемся познакомить читателей с конструктивными особенностями «Лады—1600-ралли». Здесь же приведены основные сравнительные данные о ВАЗ—-21011 (для «Лады—1600-ралли» они указаны в скобках): масса полностью заправленного автомобиля — 955 (920) кг; рабочий объем двигателя — 1300 (1600) 3 см : степень сжатия — 8,5 (11,0); максимальная мощность — 69 (151) л. с. при 5600 (6700) об/мин; максимальная скорость — 145 (187) км/ч; время разгона до 100 км/ч — 20 (8,6) с: время прохождения 1 км с места — 37 (28,2) с. Серьезная проверка «Лады» состоялась через несколько дней после открытияУ этого события есть своя предыстория. Работа над первым образцом «Лада1600-ралли» началась еще три года назад в одном из боксов республиканского спортивно-технического автомотоклуба ДОСААФ Литвы. За основу был взят ВАЗ—21011, уже хорошо зарекомендовавший себя к тому времени на всесоюзных и международных соревнованиях. Требовалось сделать автомобиль не только легче, но и прочнее. Самые сложные задачи пришлось решать с двигателем §абочими объемом 1600 см» от ВАЗ—2106. тсюда название — «Лада—1600». Практически все узлы и агрегаты машины подверглись усовершенствованию, реконструкции или были созданы заново. Дебют новой «Лады» состоялся в Греции в 1976 году на ралли «Акрополис», являющемся одним из этапов чемпионата мира среди марок автомобилей. С. Вруидза выиграл первое место в классе и уже на практике убедился, что работа была проделана не напрасно. Однако его еще не все устраивало в машине. Вместе со своим механиком 3. Кивертом и нынешним начальником республиканского СТК С. Рамошкой Стасис продолжал экспериподготовкой автомобилей к соревнованиям, близки им чисто профессионально. Начальником участка был назначен Стасис Вруидза. Пока шло строительство, он работал над машиной в одном из заводских боксов. И все, к кому обращался за помощью, охотно шли ему навстречу, не жалея сил и времени. И вот первый в нашей стране экспериментальный участок подготовки автомобилей к соревнованиям сдан в эксплуатацию. На его торжественном открытии присутствовали работники ЦК Компартии и Совета Министров Литвы, Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, ЦК ДОСААФ СССР и республики и, конечно, руководители и рабочие вильнюсского авторемонтного завода. В просторном -и светлом помещении, отделанном белым кафелем, разместились две осмотровые канавы, одна Из которых предназначена для регулировки углов установки передних и задних колес, Токарный станок, подъемник. Здесь же отечественное и зарубежное диагностическое оборудование, приборы для регулировки фар и измерения силы света, другая аппаратура. Участок включаетэкспериментального участка. Вновь стартуя на ралли «Акрополис», С. Врундза вместе с напарником А. Гирдаускасом занял второе место в классе. Сейчас готовы конструкторские чертежи «Лады—1600-ралли», заканчивается составление производственно-технологической документации. Однако авторы отдают себе отчет в том, что, работая над усовершенствованием раллийного автомобиля, они больше всего полагались на интуицию и собственный опыт, приобретенный на соревнованиях. Возможности «жигулей» еще полностью не исчерпаны. Их можно найти, только заключив тесный союз с наукой. Ваза теперь для этого есть. Экспериментальный участок открывает хорошие перспективы для работы, результатов которой ждут все наши спортсмены-автомобилисты. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» г. Вильнюс На снимках: первые автомобили прибыли на экспериментальный участок, на переднем плане — подъемник; диагностические стенды для проверки тормозов и двигателя.36