В предыдущем номере журнала было рассказано об автомобильных тренажерах, выпускаемых производственными предприятиями ДОСААФ. Здесь речь пойдет также о тренажерах, но иного рода — о тех, что служат для изучения Правил дорожного движения и автомобиля. Выпуск таких устройств начат производственным комбинатом ДОСААФ Белорусской ССР (г. Минск, Коммунальная набережная, 1). Комплект состоит из трех самостоятельных приборов. Один из них предназначен для решения задач по проезду регулируемых перекрестков, другой — нерегулируемых, а третий — для изучения дорожных знаков, Познакомимся с каждым из них поближе. Тренажер для решения задач первого типа (фото 1) представляет собой электрическое табло, на лицевой стороне которого изображен перекресток. После подключения прибора в сеть (напряжение 220 В) и включения кнопки «задача»1 на лицевой панели высвечиваются силуэты транспортных средств, загораются светофоры и мигают стрелки, показывающие предполагаемое направление движения по каждой полосе. Курсант, решая задачу, должен в определенной последовательности, соответствующей очередности проезда, включить тумблеры, находящиеся тут же, на лицевой стороне. Тумблер «контроль» дает возможность проверить правильность решения. Очередная ситуация создается включением кнопки «задача». Размеры прибора 750 X 600 X Х175 мм. Цена — 121 рубль. О втором приборе, предназначенном для «разводки» транспортных средств на нерегулируемом перекрестке (фото 2), много говорить не приходится — он аналогичен, Цена прибора — 170 рублей. Тренажер «Дорожные знаки» (фото 3) — также электрический. Это настольный стенд. Его назначение — изучение знаков и проведение тренировок по наиболее сложным вопросам правил движения. Тренажер может работать в трех режимах: обучения, в сочетании рассказа преподавателя с показом на стенде подсвеченного знака; контроля, когда на поставленный вопрос дается ответ с включением нужного знака, указателя; самоподготовки. Цена прибора — 175 рублей. В настоящее время на комбинате разработан и готовится к производству новый комплект тренажеров с центральным пультом на столе преподавателя. В него войдет, кроме трех названных, прибор, показывающий маневрирование транспортных средств. Ориентировочная цена нового комплекта — около 600 рублей. О классах программированного обучения и контроля (КПО) типа «Дон» знают во многих учебных организациях, и не понаслышке. Сейчас ростовский производственный комбинат (г. Ростов-наДону, Буденновский пр., 76) приступил к выпуску нового варианта этого класса — «Дон-2». Класс предназначен для текущего и экзаменационного опроса одновременно 28 учеников, а также для самоподготовки обучаемых по программам-заданиям. КПО «Дон-2» состоит из пульта «преподаватель», устройства регистрации ответов и 28 пультов «ученик», соединенных между собой электрической цепью.Процесс обучения основан на принципе совпадения кода ответа, набранного на пульте «ученик», с кодом, заданным на пульте «преподаватель». Однако на КПО «Дон-2» контроль за ответами не только визуально осуществляется в процессе обучения, но и фиксируется при помощи устройства регистрации. В этот прибор вставляется особая карта, разбитая на секторы, в которых указаны номера пультов «ученик». Каждый сектор, в свою очередь, разбит на 10 «клеточек», по числу вопросов в билете. При правильном наборе ответа учеником в соответствующей ячейке карты пробивается отверстие, Анализ карт позволяет преподавателю сделать выводы о подготовленности подопечных, о том, какая тема нуждается в пояснениях. А это значит, что КПО можно пользоваться при изучении любого предмета. Технические характеристики класса таковы: напряжение питания — 220 В; потребляемая мощность — 160 Вт; режим работы — продолжительный; количество видов обучения — 2 (экзамен, самоподготовка); количество программ-заданий — неограниченно; ориентировочная цена — 1000 рублей. Кишиневская мастерская ЦК ДОСААФ Молдавии (г, Кишинев, пр. Кантемирова, 62) и производственная мастерская витебского обкома ДОСААФ (г. Витебск, ул. Ломоносова, 14) выпускают электрифицированные плакаты для классов по устройству автомобилей. Комплект состоит из 8—10 схем по устройству отдельных агрегатов, узлов и систем, а также по техническому обслуживанию автомобилей. Каждая схема — это щит из древесно-волокнистой плиты с изображением того или иного узла, агрегата, покрытым полимерным составом. Управление каждой схемой автономно. При включении нужного тумблера подсвечивается та или иная деталь, тот или иной процесс. Щиты можно устанавливать на подставках или вывешивать на стенах. Цена комплекта — 500—650 рублей, в зависимости от марки автомобиля и количества схем. Н. ФЕДОТОВ, главный инженер Управления ЦК ДОСААФ СССРСборы в УльяновскеСо всех концов страны сюда съехались представители ЦК ДОСААФ союзных республик, краевых, областных и многих городских комитетов оборонного Общества на всесоюзные учебно-методические сборы. На этот раз они были посвящены задачам дальнейшего улучшения деятельности по подготовке кадров массовых технических профессий для народного хозяйства, намеченным II пленумом ЦК ДОСААФ. Как известно, среди специалистов, которых готовят учебные организации оборонного Общества, 80% составляют водители всех категорий, и самое серьезное внимание на сборах было уделено обобщению передового опыта, анализу недостатков в обучении водительских кадров. Ульяновская автошкола и областной спортивно-технический клуб предоставили широкие возможности для всесторонних методических занятий. В очередном номере «За рулем» будут опубликованы беседы с некоторыми участниками сборов.8