20
21
ле — экранирующий козырек и т. п. А чтобы машина подольше сохранила свое здоровье и всегда хорошо выглядела, понадобится помощь химяи — мастики, шампуни, полироли и т. п. И уж если вы хотите или вынуждены самостоятельно обслуживать и, тем более, ремонтировать машину, необходимы специальный инструмент и приспособления, они помогут сделать работу быстро и хорошо. Как видим, каждому водителю нужно множество вещей, обеспечивающих нормальную эксплуатацию автомобиля. Какое же огромное количество автопринадлежностей требуется сегодня, если учесть, что уже в конце прошлой пятилетки наши заводы во главе с волжским автогигантом производили вдвое с лишним больше легковых машин, чем в ее начале, достигнув годового производства свыше 1200 тысяч. Приплюсуем сюда мотоциклы^ мотороллеры, мопеды... Бурная автомобилизация среди других серьезных проблем поставила на повестку дня вопрос об автомобильных принадлежностях. Прямое указание о расширении производства «автомобильных принадлежностей и предметов ухода за транспортными средствами» содержится в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы». И результаты не замедлили сказаться. Ныне этим занимаются около 40 министерств и 300 предприятий! Если еще несколько лет назад список предметов, относимых к автопринадлежностям, ограничивался десятком-другим наименований, которые из-за малого «тиража» можно было не застать на прилавке, а некоторые купить только у предприимчивого «дяди Васи», то сегодня во многих магазинах организованы целые отделы, торгующие ими. Общая картина, конечно, радует, но если рассмотреть ее детали, то выявляются и теневые стороны, диспропорции в развитии производства автопринадлежностей и торговли ими. Почему не всегда и далеко не везде автомобилист может купить ту или иную нужную вещь, почему он сам конструирует и изготовляет приспособление того же назначения, что выпускает завод? Почему он может только мечтать о понравившемся ему изделии, виденном в журнале? Почему, наконец, на прилавках годами пылятся автопринадлежности, от которых отворачивается покупатель? Мы не ставили целью подробно ответить на все «почему?» — это задача специалистов. Но сам факт, что ныне есть организации,' занимающиеся решением этих проблем, уже шаг вперед. В предыдущие годы промышленные предприятия, в общий план которых включался выпуск товаров широкого потребления, брались за изготовление разных автопринадлежностей, сообразуясь в основном со своим профилем. Изучив по мере возможностей (как правило, ограниченных) требования к выбранному изделию и возможный спрос, предприятие организовывало его производство и вскоре... попадало впросак из-за отсутствия сбыта. Причиной чаще всего бывали техническое несовершенство продукции, чрезмерно высокая цена, затоваривание (оказалось, что его освоили еще несколько заводов),Ярмарка «Культтовары-78» — на стендах и за стендамиВы только что внесли деньги за автомобиль ис нетерпением ждете дня, когда станете счастливым обладателем сверкающих «Жигулей», «Москвича» или «Запорожца». Это — событие в жизни человека, целой семьи. Наверное, найдутся энтузиасты, которые сравнят его с помолвкой и даже свадьбой. Как и перед свадьбой, время ожидания заполнено разными хлопотами, связанными с приобретением приданого — вещей, без которых нельзя обойтись, чтобы обеспечить нормальную жизнь и себе и машине. В самом деле. Еще до первой поездки вы должны, как того требуют Правила дорожного движения, приобрести аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки (треугольник или фонарь), которые, даст бог, не понадобятся, но в случае неприятности могут оказать неоценимую услугу. Если автомобильЯрмарка пестрела от множества декоративных колпаков и фальшдисков, многие из которых непрактичны, некрасивы и ныне немодны. А вот запасные части к автомобилям, пользующиеся высоким спросом, выпускают немногие предприятия.будет ночевать под открытым небом, чтобы вам не бросаться к окну при любом подозрительном звуке, роль сторожа можно поручить чуткой недремлющей электронике или привычно надежным железным замкам, запирающим руль, педали, крышку багажника и даже колеса заодно с колпаками. Приспосабливая затем машину для разных поездок, вы купите багажник на крышу, буксирный трос, а если предстоят трудные дороги, то лебедку, цепи или браслеты на колеса. Повысить безопасность автомобиля помогут подголовники, дополнительные зеркала и противотуманные фары, специальное кресло для ребенка и т. п. В дороге вы меньше утомитесь, если на сиденьях будут чехлы или накидки из текстильных материалов, впитывающих влагу, на руле — полумягкий чехол из эластичного материала, на стек20 Надежные, удобные и нарядные шлемы эстонской фабрики «Сальво» хотел бы иметь каждый мотоциклист. Ему есть и из чего выбрать — об этом подумали изготовители.Путешествующим на автомобиле мож ет пригодиться столик, на котором можно одновременно сервировать обед для сидящих на переднем и заднем сиденьях.Вот рядом три чехла. Один из них (он надет на руль), из мягкого тисненого кожзаменителя, наверняка найдет владельца, а те, что рядом с ним, из грубых скользких пластмассовых шнуров, вряд ли кто-нибудь возьмет в руки.Министерство автомобильной промышленности СССР является головным по этой группе товаров, и на него возложена ответственность за их разработку, испытание и изготовление. Таким образом, ни одна автопринадлежность не должна поступать в торговлю без согласования с автомобилестроителями. Непосредственно этими вопросами занимаются два института министерства — НИИавтоприборов, -ведающий светотехникой и изделиями, связанными с бортовой сетью автомобиля, и НАМИ (точнее — его филиал), в компетенцию которого переданы все остальные автопринадлежности. Теперь любой организации, планирующей выпускать этитовары, есть куда обратиться за консультацией по выбору изделия, его конструированию и производству (жаль, что эту возможность пока используют далеко не все). Хуже пока обстоит дело с торговлей. Она является заказчиком, поэтому должна определять ориентиры для промышленности. Чтобы планы отвечали реальным условиям, необходимо точнее изучать спрос, правильно распределять товары по магазинам, своевременно и широко знакомить автомобилистов с новыми изделиями. Об упущениях в этих направлениях говорят не только письма читателей, часто спрашивающих, выпускается ли та или иная вещь (в то время как в соседней республике не знают, куда ее сбыть), но и представители заводов, чья продукция пользуется большим спросом, чем заказывают оптовые базы. Все более активным заказчиком становится всесоюзное производственное объединение «Автотехобслуживание », реализующее автопринадлежности через сеть своих станций. Определенное представление о положении с автопринадлежностями дает ярмарка «Культтовары», ежегодно устраиваемая в Москве. На стендах можно увидеть десяток предметов одного назначения, но разных по техническому уровню и ценам, ему не соответствующим. Например, багажники на крышу. Одни изготовлены полностью из дюралевых труб, другие — из стальных, третьи из профиля, четвертые из прутка. Часть окрашена, часть никелирована и т. п. На первый взгляд, как будто хорошо — есть из чего выбрать по вкусу, но главное — потребительские качества, выявляемые уже в процессе эксплуатации, оказываются далеко не равноценными. Некоторые изделия, появившиеся много лет назад и неприемлемые сегодня, продолжают выпускаться, в то время как существуют более совершенные образцы. Это, например, грязезащитные фартуки для передних колес и щиты картера для «жигулей». Они различаются и прочностью, потому что изготовлены из разных материалов, и удобством применения изза различий в способах установки. Очевидно, было бы целесообразно увеличить выпуск удачных вариантов за счет менее совершенных, хотя бы путем кооперации. Обращает внимание малое количество новинок, и это при том, что еще далеко не все нужное автомобилистам выпускается. Конечно, подобные товары, многие из которых довольно сложны, требуют специальных знаний для оценки их будущего спроса. Поэтому заниматься ими должны квалифицированные товароведы, а вот их-то на ярмарке было явно мало. Частенько на вопрос о том, почему оптовая база не заказывает то или иное приспособление, в ответ мы слышали ссылки, на другие торговые организации, а то и просто сталкивались с незнанием предмета. Производство и продажа автопринадлежностей, как и всякое непростое новее дело, не обходится без издержек. Но ныне можно говорить о том, что пора становления завершается, и жизнь требует и от работников промышленности и от работников торговли совершенствования работы в этой области, затрагивающей интересы миллионов людей. Б. СИНЕВ21