И соревнования и отдыхКто участвовал в автомобильных соревнованиях, тот знает, что в ралли входит движение с равномерно заданной скоростью по легенде или карте на отдельных участках трассы. А составной частью многоборья являются различные фигуры маневрирования. Известно также, что спортсмен не может участвовать одновременно, в один день ив ралли ив многоборье. И ни в одном из этих видов он не вступает в борьбу в середине или конце соревнования. Во время состязаний ему некогда обозревать окрестности, осматривать достопримечательности и посещать музеи. Завоеванные награды и призы он получает лишь после подведения итогов всей спортивной борьбы. Нам, членам команды московского городского совета общества автомотолюбителёй, довелось участвовать в таких соревнованиях, где все, о чем говорилось выше, было возможно. Четыре выходных дня продолжались они. Каждый мог стартовать в любом, а также в двух, трех или во всех четырех. И тем не менее выиграть приз или грамоту за отдельное дополнительное соревнование, по их сумме, итогу нескольких дней. На трассе, если идешь строго по легенде ив свое время, тебя ожидают поощрительные призы: фотосувениры, книги, вымпелы, памятные медали. В городах и населенных пунктах, где предусмотрен контроль времени (КВ), проходят состязания по автомногоборью в присутствии многочисленных зрителей. На трассе ралли, где есть исторические места или достопримечательности, устраиваются перерывы для их осмотра. По окончании дня соревнований предусмотрен интересный досуг: кинофильмы, встречи с представителями местной общественности и, конечно, объявление результатов. Таковы общие черты соревнований, организованных центральным советом латвийского добровольного общества автомотолюбителей. Примечательно, что активистам районных советов общества поручалось организовать у себя на свой выбор дополнительные соревнования. Затем, связав места их проведения одной легендой, получили трассу раллимногоборья. Она пролегла по 17 районам республики, 25 городам и населенным пунктам — Риге, Юрмале, Кандаве, Кулдиге, АЙапуте, Лиепае, Салдусе, Добеле и другим. Общая ее протяженность составила 1836 километров. Как проходили эти соревнования? На старт вышло более ста экипажей на автомобилях всех отечественных марок. Большинство участников — безразрядники или спортсмены 8-го разряда. Положение о ралли допускало в составе экипажа одного или двух пассажиров (они именовались стажерами). 27 экипажей было семейных: муж — водитель, жена — штурман. Первый день — от Риги до Кулдиги, 201,6 километра, четыре дополнительных соревнования, ночевка в Кулдиге. Второй — 376 километров с пятью дополнительными соревнованиями и кочевкой в Скайсткалне. Третий — три автомногоборья, 362 километра трассы и финиш в пос. Спарс Гулбенского района. Четвертый день — три «фигурки» и 396 километров пути с финишем в Риге. Две трети трассы ралли проходили по асфальту, остальное — хороший «грейдер». Труднее других оказался четвертый день, когда легенда прервалась и часть пути нужно было пройти по карте. Дополнительные соревнования составляли, пожалуй, основу всего ралли и были хорошим испытанием водительского мастерства. Помимо различного сочетания фигур скоростного маневрирования—«въезда на стоянку», «змейки» передним и задним ходом, линии «стоп», «пеньков», «бокса» и других были и новинки. В Кандаве, например, спринт на картинговой трассе длиной 1600 метров, в Айзпуте — сочетание «змейки» со слаломом (шесть «бочек»), в Гулбене наряду со «змейкой» и «эстафетой» нам предложили «лабиринт», проехать который нужно было, используя попеременно передний и задний ход. Особо следует сказать о скоростном подъеме в Скайсткалне. Его проводили прямо в поселке. Участнику предстояло сначала пройти «змейку», затем поставить машину на «стоянку», потом выполнить слалом и подняться на холм. Подъем шел по узкой грунтовой дорожке. В конце — разворот в обратную сторону и метров через 100 штурмана ждала «эстафета». Сдавали мы и экзамен по Правилам дорожного движения. Требовалось за 5 минут ответить на пять вопросов. Мы посетили несколько музеев, достопримечательных мест, побывали в колхозе-миллионере «Спарс» Гулбенского района, познакомились с успехами его тружеников. Осталось назвать организаторов ралли. Это — заместитель председателя Центрального совета . латвийского ДОАМ А. Янсон, председатель гулбенского районного совета ДОАМ Е. Янсон, директор молочного завода в АЙзпуте Л. Заринч, механик колхоза «Скайсткалне» М. Заурс. А. ПАРХАЧЕВ, кандидат в мастера спорта ' г. РигаПеред стартом участники уточняют маршрутные документы. Фото К. Арцеулова