Инженеры плотность, температура замерзания). Однако патент рекомендует добавку отвечают читателям нафталина именно в малых количествах, поэтому возникла необходимость более подробно рассмотреть его свойства. Нафталин СюНэ относится к ароматическим углеводородам с конденсированными кольцами. Он не растворяется в воде, но хорошо растворяется в бензине, бензоле, эфире. По своим свойствам это вещество имеет много общего с бензолом. А последний в чистом виде как топливо не применяют из-за высокой температуры замерзания (кристаллизируется при +5,4°С) и плохой летучести при низких температурах. Нафталин представляет собой кристаллическое вещество с температурой плавления 80°С и обладает как топливо теми же недостатками, что и бензол, но в еще большей степени. Поэтому добавлять нафталин в бензин в больших количествах, как высокооктановые компоненты, нельзя. Такое топливо будет очень плохо испаряться и начнет застывать при умеренном морозе. Может быть, добавление нафталина к топливу способно дать какой-либо другой положительный эффект, например уменьшить отложения нагара? Известно, что требования двигателя к октановому числу топлива повышаются при образовании нагара в камерах сгорания и накипи в системе охлаждения, что связано в основном с ухудшением теплоотдачи. В среднем эти требования во время эксплуатации повышаются на 4—в, а у некоторых двигателей на 10 и более единиц. Соответственно удаление нагара уменьшает требовательность двигателя к октановому числу топлива. Поскольку нафталин обладает противонагарными свойствами, применение его теоретически в какой-то мере может способствовать тому, что требования двигателя к октановому числу в процессе эксплуатации сохранятся неизменными благодаря меньшему образованию нагара. Переходя к результатам испытаний, проведенных с целью проверить французский патент, сразу оговоримся, что влияние нафталина на нагар не изучали, так как этот эксперимент требует долгого времени, а ограничились сравнительными испытаниями одиннадцати различных сортов отечественных бензинов. Для эксперимента использовали и торговые сорта бензина, и те, которые промышленность выпускает в качестве компонентов для известных автомобилистам сортов. В качестве присадки брали обычный нафталин, который можно купить в хозяйственных магазинах, — белое кристаллическое вещество. Иногда встречается розоватый или сероватый нафталин — загрязненный примесями. Такой мы отвергли. Использовались обычные установки, служащие для определения октанового числа, — типа УИТ-65. Испытания показали, что 0,5 г чистого нафталина на 1л (как рекомендует патент) в 10 случаях из 11 практически не повлияли на его изменение. И лишь в одном случае октановое число увеличилось, и то всего на 0,9 единицы. Таким образом, «чудодейственные» свойства нафталина не подтвердились. Поэтому едва ли можно рекомендовать подобную добавку — место белых кристалликов все-таки не в бензобаке, а в платяном шкафу.Бензин нафталин?«Среди автолюбителей ходят слухи о том, что для повышения октанового числа бензина достаточно насыпать в бак... нафталина, — пишет ленинградец С. Шуйский. — При этом иногда ссылаются на один французский патент, рекомендующий такую добавку». Редакция попросила ответить на этот вопрос сотрудника Центральной научно-исследовательской н конструкторскотехнологической лаборатории токсичности двигателей (ЦНИЛДТ) Г. ЛИБЕФОРТА вместе с другим специалистом — В. МАЛЫХИНЫМ, экспериментально проверившим рекомендацию.Одним из важнейших свойств бензина является его стойкость против детонации, определяемая октановым числом. Для улучшения антидетонационных и пусковых качеств в топливо добавляют как компоненты высокооктановые углеводороды, которые, помимо того, сами в принципе могут быть топливом. Компоненты добавляют в количестве от б до 50%. С той же целью применяют антидетонаторы, которые представляют собой сильно действующие металлоорганические соединения. В отличие от компонентов, антидетонаторы добавляют в малых количествах (до 4 мл /кг). Наиболее эффективный и дешевый из них — тетраэтилсвинец. А что нового предлагает французский патент (№ 2267013 кл. F 02 В 61/00), на который ссылаются читатели? Нам удалось разыскать этот документ. Он рекомендует для повышения октанового числа бензина добавлять чистый нафталин в количестве бг на 10 л для четырехтактных двигателей и1г на 1л для двухтактных, работающих на смеси бензина с маслом. Чистый нафталин, тот самый, которым домашние хозяйки «изживают моль», сам по себе не является антидетонатором. Поэтому теоретически добавление его к бензину в качестве высокооктанового компонента, да еще в таких малых количествах, не может увеличить октановое число и повлиять на другие свойства топлива (вязкость,Известно, что правильно выбранное опережение зажигания обеспечивает наилучшие мощностные и экономические показатели работы двигателя, поддерживает оптимальный тепловой режим и способствует повышению долговечности его основных деталей. Наивыгоднейший момент зажигания определяют на стендах при заводских испытаниях и указывают в инструкциях величину опережения, которой следует руководствоваться при регулировке. Влияние опережения зажигания иа характеристики двигателя представлено на вкладке в виде кривых зависимости давления в цилиндре от положения поршня при различных значениях опережения — «нормальном», «раннем» и «позднем» (рис. 1). Нетрудно заметить, что при оптимальном опережении быстро растущее давление образовавшихся газов достигает максимума сразу же после прохождения поршнем верхней мертвой точки. В результате обеспечивается наиболее эффективная работа двигателя — на наших графиках она характеризуется площадью, ограниченной кривой. На первом — эта площадь (то есть полезная работа одного цикла) максимальная, что и обеспечивает наибольшую мощность и, при данных условиях, экономичность. На втором графике представлен случай слишком большого опережения зажигания, так называемого раннего. Что при этом происходит в цилиндре? Как видим, давление в нем начинает быстро возрастать в тот момент, когда поршень еще далек от верхней мертвой точки, достигает своего максимума и... к моменту прихода поршня в верхнюю точку начинает падать! Вершина кривой образует «петлю» (заштрихованная площадь), которая представляет вредную, отрицательную работу цикла, препятствующую вращению коленчатого вала. В результате возрастают нагрузки на все основные детали двигателя, он работает «жестко», с металлическими стуками. Максимальное давление в цилиндре зачастую значительно превышает нормальное расчетное значение, что почти неизбежно оборачивается детонацией, то есть ненормальным сгоранием взрывного характера. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает отрицательную работу цикла, снижает мощность, приводит к перегрузке и перегреву двигателя, к непроизводительному расходу топлива, На третьем графике поназана противоположная крайность, когда смесь в цилиндре воспламеняется слишком поздно, например при положении поршня в верхней мертвой точке или даже за ней. В таких условиях давление в цилиндре нарастает медленно, как бы вдогон опускающемуся поршню, максимально возможное его значение намного ниже расчетного. При позднем зажигании сгорание может затягиваться вплоть до открытия выпускных окон (выпускных клапанов) и продолжаться в выпускной трубе. Итог — снижение мощности двигателя (полезная площадь, ограниченная кривой, невелика), увеличенный расход топлива. Затянутое сгорание увеличивает тепловые потери, что определяется общим перегревом двигателя, особенно нижней зоны цилиндра и прилегающих частей картера (у двухтактного двигателя) или верхней зоны у головки с клапанным механизмом (у четырехтактного), а также перегревом деталей выпускной системы, например выпускного клапана и трубы. Э. КОНОП, инженер20