К 60-летию ВЛКСМКорреспонденты журнала рассказывают о том, как комсомольцыкурсанты мензелинской автошколы ДОСААФ готовятся к одному из главных экзаменов в своей жизни — службе в рядах наших славных Вооруженных СилВ былые времена Мензелинск славы имел много. Говорят, держал второе, после Нижнего Новгорода место по ярмаркам. Богатые корабли с товарами шли сюда по Каме и Мензеле. От тех времен и сейчас сохранились в центре города каменные ряды купечесних лабазов, а от еще более давних — Пугачевский вал, что тянется, поросший травой и деревьями, в нескольких километрах от окраины. Здесь держал оборону Емельян Пугачев со своим войском. Но сегодня вы не сразу отыщете на карте Мензелинск с его двадцатью тысячами жителей, он находится как бы в тени от мировой известности своего соседа — Набережных Челнов. Нельзя сказать, чтобы в Мензелинске шло бурное строительство. Однако вырос новый элегантный Дворец культуры, поднимаются этажи торгового центра ижи ­ лых домов. А в прошлом году появилось здание, ставшее одним из украшений города, — автошколы ДОСААФ. Два ее светлых этажа с просторными классами и отличными служебными помещениями могут вызвать зависть коллег ив иных областных центрах. Сегодня всем гостям города обязательно покажут автошколу — ею в Мензелинске гордятся. Конечно, не только новым корпусом, но и тем, что уже многие годы она одна из лучших в Татарии по уровню обучения, что традиции, заложенные 20 лет назад (тогда открылся в Мензелинске автомотоклуб ДОСААФ), сохраняются и передаются от одного поколения курсантов к другому. Мы приехали в автошколу, когда там была горячая пора: шла подготовка к экзаменам в третьем за этот учебный год потоке. Близилось главное испытание водительского мастерства курсантов — 100-километровый марш в колонне. А пока они выписывали разные фигуры на трассах автодрома, т оже сделанного своими руками по всем сегодняшним правилам и требованиям. Впрочем, автодром мы увидели позже, а сначала было знакомство с учебными классами, их оборудованием. Любовно изготовленные стенды и наглядные пособия, рациональное использование помещении, прекрасная ленинская комната площадью 80 м2 , которая легко превращается в кинозал, обилие агитационных материалов в коридорах, холл, украшенный грамотами. Все сделано «на отлично», что, поверьте, было совсем не просто: Мензелинский район исключительно сельский, каждый агрегат для классов добывали с трудом, иногда восстанавливая из металлолома. Что такое предэкзаменационная пора, знают все. Мы расскажем только о некоторых событиях и встречах этих дней.гСолонна на марше. Автомобили преодолевают брод. Советского Встреча курсантов с Героем Союза Ф. Г. Галеевым. Техосмотр в пути.Фото В. КнязеваВикторину проводит комсоргИдея родилась в начале нынешнего года. Тогда старший инструктор-методист Наиль Шайдуллин сменил на по-сту секретаря комсомольской организации автошколы Виктора Жирнова, заместителя начальника школы. Обсуждая комсомольские дела, Шайдуллин и Жирнов задумались над тем, к ак помочь курсантам глубже овладеть водительским делом, лучше подготовиться к экзаменам. И Наиль вспомнил свой армейский опыт: «А что если провести викторину? Вопросы подберем на знание автомобилей, с «подковыркой», чтобы ребята сумели применять знания». Попробовали — получилось здорово. По пять самых сильных курсантов от каждой группы составляют команды. Ленинская комната забита до отказа: болельщики, ж юри . Ведет викторину Шайдуллин. Каждый обращенный к командам вопрос требует смекалки, умения размышлять и, конечно, основательных знаний. Это немного напоминает былой телевизионный КВН, только цель более конкретная и практическая. Нет в зале ни равнодушных, ни пассивных: специальные конкурсы для болельщиков вовлекают в «игру» всех. Викторины на знание автомобилей — это еще не все. Расширяя тематику, комсомольцы провели конкурс «История нашей армии», готовят еще один, посвященный 60-летию ВЛКСМ. — Но это уже планы на следующий учебный год, — уточнил Шайдуллин. — А сейчас в честь юбилея комсомола школа собирается провести отнрытые районные соревнования по авто- и мотоспорту, в которых, мы надеемся, примут участие лучшие наши молодые спортсмены. Ну а главное, чем курсанты нынешнего потока готовятся встретить 60-летие, — отличные оценки на скорых экзаменах.8 вьется среди полей, взбираясь на холмы, круто опускаясь вниз. Но вот с головной машины подают сигнал: «Остановиться!» Это не «Чп», просто запланированный осмотр автомобилей в пути. Откинуты капоты, и курсанты склоняются над двигателями. Через несколько минут — снова в путь. Опять потянулись поля. Ребятам они знакомы: здесь работали, помогая колхозникам во время сева. Перед самым трудным участком маршрута, бродом, остановились на привал. Васильев разворачивает схему марша, и все склоняются над ней — не лишне еще раз «прокрутить» предстоящий путь. Вот и река. Крутой берег спускается к броду. Расставляем в воде ограничительные флажки. ЗИЛы и ГАЗы устремляются вниз, пенят спокойное русло ис рокотом выскакивают на противоположный берег. Форсирование прошло отлично! Прежде чем развернуться домой, колонна въехала на центральную усадьбу колхоза имени Калинина, того самого, где работали недавно курсанты. Их встречают как добрых друзей: собрались десятки колхозников, школьники дарят цветы. Пришел и Герой Советского Союза Фахрази Галеевич Галеев, получивший Золотую Звезду за форсирование Днепра. «Отличные ребята, — улыбается он. — Хорошие будут солдаты». Пролетают часы, отведенные маршу. Вот уже показался Мензелинск, автошкола. Курсанты заметно устали — не привыкли пока к таким маршрутам. Но вид у всех довольный. Что же было самое трудное? Парни пожимают плечами: — Наверное, первые километры. Волновались очень.В армию — с комсомольским билетом— Главный свой экзамен курсанты всетаки будут сдавать уже вне стен автошколы, — говорит Вадим Павлович Васильев. — Их станет испытывать армия, жизнь. Какой ты воин? Какой человек? Этих вопросов нет в билетах, но отвечать на них надо будет всем. А вместе с курсантами держим экзамен и мы, воспитатели. Научить водить автомобиль проще, чем вырастить гражданина. А мы должны выпустить в жизнь настоящих людей. Поэтому с первых шагов курсанта в автошколе преподаватель старается узнать о нем все, комсомольская организация держит в поле зрения каждого из ребят. У Мензелинска славная история. Здесь гремели бои гражданской войны, многие наши земляки прошли Великую Отечественную. Перед войной в городе было 10 000 жителей, каждый .десятый погиб на фронте. Из Мензелинска ушел воевать Муса Джалиль. Вот эти боевые традиции — наш золотой фонд. Встречи с ветеранами (особенно часто бывает в школе один из первых комсомольцев города Николай Иванович Есин), походы по местам боев гражданской войны, экскурсии в музей, заседания «Клуба будущего воина» оставляют след в душе. Каждое из этих мероприятий мы проводим вместе с комсомольской организацией школы, с помощью райкома партии и PK ВЛКСМ. На базе школы проходил районный оборонно-массовый актив, к нам приезжали секретари комсомольских организаций учебных заведений района. С,реди преподавателей и мастеров школы многие — ее выпускники. Так передается эстафета. В ленинской комнате идет заседание комсомольского бюро. Главный вопрос на повестке дня: подготовка к приему в ряды ВЛКСМ. — За цифрами мы не гонимся, — говорит Наиль Шайдуллин, — Принимаем только самых достойных, тех, кто успешно учится, соблюдает дисциплину. В армию они уйдут с комсомольскими билетами, а значит — настоящими солдатами, патриотами. Убеждаемся в этом и позже, когда приходят солдатские письма. Каждое утро начинается в мензелинской автошколе с развода. По-военному ровный строй. Для курсантов, с которыми мы познакомились, таких разводов оставалось совсем немного. А впереди у них годы солдатской службы и целая жизнь — главный, как сказал начальник школы, экзамен. Пожелаем им выдержать его с честью. В. СТАРЧЕВСКИЙ, спецкор «За рулем» Татарская АССР, г. МензелинскЗанятия после занятийПетр Ильин, невысоний, светловолосый, выглядит младше своих лет, и не верится, что этой осенью ему идти в армию. Но говорит серьезно, основательно. Он комсорг одной из лучших в школе групп. В социалистическом соревновании она занимает второе место, и ребята были полны желания в конце концов выйти на первое. — Вполне можем, — говорит комсорг. — Ведь средний балл у нас все время выше четырех. Почти все курсанты с десятилеткой, а двое одновременно с автошколой посещают вечернюю школу, так что им и там предстоят выпускные экзамены. Ничего, справляются. Группа наша дружная, хотя приехали мы из разных мест. Были поначалу, правда, прогулы, но комсомольцы (их большинство, а скоро еще будем принимать) быстро навели порядок. Каждый день в автошколе после занятий — 45 минут самоподготовки. Хватает ли их ребятам? — В общем, да, — отвечает Ильин. — Каждый понимает, что упущенное сейчас потом наверстать трудно. К тем, кто послабее, принреплены сильные курсанты, а сообща легче одолеть «премудрости». Для некоторых курсантов занятия после занятий с первых же дней имели особое значение. — Речь идет о тех, — пояснил начальник школы Вадим Павлович Васильев, — у кого недостаточна общеобразовательная база. Тут нас выручает мензелинское педучилище: ребята оттуда берут 2. «За рулем» № 9шефство над отстающими курсантами, занимаются с ними вечерами русским языком, математикой, физикой. Эффект, можно сказать, стопроцентный. Поэтому из года в год в автошколе средний балл на экзаменах 4,6 — 4,7. В классе — тишина. Курсанты листают учебники и конспекты, негромко спорят у стоящего в углу зиловского двигателя. Идут минуты самоподготовки...Испытание маршемКаждый раз 100-километровый марш в колонне — событие замечательное. Тут-то и проверяется в деле умение владеть автомобилем, соблюдать строгую армейскую дисциплину, ориентироваться в сложных порой обстоятельствах. Поэтому легко понять стартовое волнение курсантов, мастеров, которые обучают их вождению, начальника школы, старшего мастера Евгения Николаевича Нинитина, словом, абсолютно всех. Тем более что на этот раз по нашей просьбе обычный маршрут был даже усложнен, в нем появилось, например, преодоление реки вброд. А зтомобили выстроились на автодроме, сияя, как на параде. (Когда мы вернемся назад, они будут покрыты толстым слоем дорожной пыли и от сияния не останется следа.) Совсем по-военному раздается команда: «По машинам!» Марш начался. Со стороны колонна выглядит очень внушительно. Нам улыбаются водители встречных грузовиков, — наверное, вспоминают время, когда сами были курсантами. А ребята за рулем серьезны, какникак первый в их жизни марш. Дорога9