СПОРТИВНЫЙАВТОГОНКИУспех новых машин «Лотос-79» вывел ату марку в лидеры первенства мира в формуле I. На вызов, брошенный Колином Чэпменом, конструктором «лотосов», немедленно ответил Гордон Меррей, конструктор «брэбхэмов». На последней модификации «Врэбхэм-альфа-ВТ46В» он установил над коробкой передач мощный отсасывающий вентилятор с крыльчаткой диаметром 620 мм. Этот вентилятор, на привод которого расходуется 20—30 л. с. мощности двигателя, отсасывает воздух из-под днища автомобиля, создавая там разрежение. Атмосферное давление, действуя на всю поверхность кузова машины, создает дополнительную загрузку колес и существенно улучшает их сцепление с дорогой. Таким образом, новое устройство позволяет проходить повороты с более высокой скоростью. Одновременно вентилятор осуществляет тягу воздуха через систему охлаждения. Конструкция Меррея вызвала протесты руководителей команд «Лотос», «Тиррел», «Мак-Ларен» и «Сертисс», но судейская коллегия отклонила их как необоснованные. Результаты соревнований VII этап (Испания): 1. М. Андретти (США), «Лотос-79»; 2, Р. Петерссон (Швеция), «Лотос-79»; 3. Ж. Лафитт (Франция), «Лижье-матра-ЖС7»; 4. И. Шехтер (ЮАР), «Вольф-ВР5»; 5. Д. .Уотсон (Англия), «Врэбхэм-альфа-БТ46Б»; 6. Д. Хант (Англия), «Мак-Ларен-М26». VIII этап (Швеция): 1. Н. Лауда (Австрия), «Врэбхзм-альфа-ВТ46Б»; 2. Р. Патрезе (Италия), «Эрроус»; 3. Петерссон; 4. П. Тамбэ (Франция), «Мак-Ларен-М26»; 5. Д. Регаццони (Швейцария), «Шэдоу-ДНв»; 6. Э. Фиттипальди (Бразилия), «Копершукар». IX этап (Франция): 1. Андретти; 2. Петерссон; 3. Хант; 4. Уотсон: 5. А. Джонс (Австралия), «Эрроус»; 6. Шехтер. Сумма очков после девяти этапов: Андретти — 45, Петерссон — 36, Лауда — 25, Депэлле — 23, Рейтеманн — 22, Уотсон — 12.ко»; 4. В. Кавинов (СССР), КТМ: 5. X. Карлквист( Р Г(Швеция), «Хускварна»; 6. ПШ ГА ^ ? . . . ^ ) А «Манко»,,; 8. В. Корнеев (СССР), КТМ. 2-й заезд: 1. Моисеев; 2. Эвертс; 3. Хадсон; 4. Майш; 5. Кавинов; 6. Т. Сузуки (Япония), «Монтеса». VIII этап (Франция). 1-й заезд: 1. Кавинов; 2. Хадсон; 3. Моисеев; 4. Д. Пеан (Франция), «Майко»; 5. Сузуки; 6. Майш; 7 Корнеев. 2-й эачзд: 1. Кавинов; 2. Майш; 3. Корнеев; 4. Моисеев; 5. Хадсон; 6. Карлквист. Сумма очков после восьми этапов: Моисеев — 135, Эвертс — ПО, Хадсон — 67, Майш — 95, Кавинов — 94, Ханссен — 86.СПИДВЕЙЛичное первенство мира традиционно проходит в несколько этапов. По восемь сильнейших гонщиков из каждого континентального четвертьфинала выходят в полуфиналы (их два), а оттуда по восемь сильнейших получают путевку в континентальный финал. Из девяти советских гаревиков, стартовавших в четвертьфиналах, на этот раз только В. Корнев вы! шел в континентальный финал. Континентальные четвертьфиналы ФРГ (г. Крумбах): 1. Г. Хакк (ФРГ); 2 ?. Корнев (СССР); 3. А. Дрымль (ЧССР) 4. £ бассермаи (ФРГ); 5. 6. Прох (ПНР) 6. 3. Плех (ПНР); 7. В. Пазников (СССР) 8. Ф. Коппе (Голландия). l 4eHCTOXOi ! м л-mttP 2. И. \ „ L *• - Кудрна {ПНР); о A Штанцль (ЧССР); 3. 3. Чесляк (4C H £ f y ; J L ' Мутс (Голландия): 5. П. Пышный (ПНР); 6. Э. Сова (ЧССР); 7. Е. Кохман (ПНР); 8. П. Кучера (ЧССР). Италия (г. Вареэе): 1. Э. Мюллер (ФРГ); ?А Г. Хлыновский (СССР); 3. Е. Рембас (ПНР); 4. Ф. Виджинато (Италия); 5. М. Ондрасик (ЧССР); 6. Я. Галек (ЧССР); 7. Р. Фабишевский (ПНР); 8. И. Ийроут (ЧССР); ,„.?£•? <£• Мишкольц): 1. М. Старостин (СССР); 2. П. Гуща (ПНР): 3. В. Вернер (ЧССР); 4. С.'Сирачки (ВНР); 5. В. Новак; 6. Я. Вернер (ЧССР); 7. А. Висбек (ФРГ); 8. Л. Месарош (ВНР). Континентальные полуфиналы ФРГ (г. Покинг). 1. Вассерман; 2. Штанцль; 3. Чесляк; 4. Прох; 5. Сова;' 6. Кудрна; 7. Пышный; 8. Корнев. ФРГ (г. Норден): 1. Висбек; 2. Мюллер; 3. Фабишевский; 4. Я. Вернер; 5. Виджинато; 6. Сирачки; 7. Рембас; 8. Ондрасик. Континентальный финал, ЧССР (г. Прага): 1. Вассерман; 2. Штанцль; 3. Чесляк; 4. Ондрасик; 5. Я. Вернер; 6. Рембас; 7„ Кудрна; 8. Прох... 13. Корнев. Межконтинентальный финал, Дания (Фредерикиа): 1. О. Ольсен (Дания)- 2. И. Маугер (Новая Зеландия); 3. С. Отри (США); 4, И. Теромяя (Финляндия); 5. Л. Андерссои (Швеция); 6, А. Миханек (Швеция); 7. А. Тиманн (Австралия); 8. В. Перссон (Швеция). В соответствии . с регламентом проведения чемпионата мира, на финал, который проходит 2 сентября на лондонском треке «Уэмбли», попадают пятеро сильнейших из континентального финала, семеро сильнейших из межконтинентального финала, а четыре оставшихся места среди шестнадцати финалистов зарезервированы для английских гаревиков. На треке в г. Хожув (ПНР) состоялся финал первенства мира в парных гонках. Этот чемпионат проходил в десятый раз. Почетный титул завоевала английская пара М. Симмондс и Г. Каннет. На втором месте новозеландцы И. Маугер и Л. Росс, на третьем — датчане О. Ольсен и Ф. Томпсон. Высокого результата добились гаревики ЧССР. И. Штанцль и Я. Вернер вышли на четвертое место, повторив результат, показанный в 1971 году их земляками В. Вернером и П. Марешем. Польская пара Э. Янцаж и В. Прох заняла пятое место. Советские гонщики в этом чемпионате не участвовали.РАЛЛИТретьим этапом Кубка дружбы социалистических стран было ралли «Золотые пески» в НРБ. Одновременно эти соревнования явились 26-м этапом (из 48) чемпионата Европы среди водителей. Дистанция «Золотых ресков» составляла 1360 км, почти треть (393 км) приходилась на скоростные участки. Стартовал 91 экипаж, финишировали — 56. Места в личном зачете Кубка гзаспределились следующим образом: 1. в. Влахна — Л. Главка (ЧССР), «Шкода-130РС»; 2. С. Квайзар — М. Котек (ЧССР), «Шкс-i да-130РС»: 3. Я. Шедивый — И. Янечек (ЧССР), «Шкода-130РС»; 4. (1-е место в классе А2-1600 см3) К. Гирдаускас — А. , Гирдаускас (СССР), «Лада—1600»; 5. (2-е место в классе) С, Вукович — В. Московских (СССР), «Лада—1600»; ...9. (4-е место в классе) Я. Агишев — М. Титов (СССР), «Москвич — 2140». Командную победу одержала команда ЧССР, за ней — сборные СССР и НРБ. После трех этапов в Кубке лидирует сборная СССР (19 очков), далее — команды ЧССР (14) и НРБ (10). Победу в ралли, как на этапе европейского первенства, одержал австрийский экипаж Ф. Витман —3 Р. Димел на «Опелькадет,-ГТ/Е» (2000 см , 150 л. с), вторым был экипаж В. Блахна — Л. Главка (ЧССР) на «Шкоде-130РС» (1300 см3, ПО л. с).МОТОКРОССНа первенстве мира в классе 250 сма очередной, седьмой этап закончился уверенной победой двукратного чемпиона мира Геннадия Моисеева. У нашего гонщика — наибольшее число побед в заездах. VII этап (Англия). 1-й заезд: 1. Г. Моисеев (СССР), КТМ; 2, Г. Эвертс (Бельгия), «Вультако»; 3. Н. Хадсон (Англия), «МанПятый этап чемпионата мира среди марок проходил в Греции. На ралли «Акрополис», которое стартовало в 25-й раз, прибыл 181 экипаж из 19 стран. Первое место в абсолютном зачете завоевали гонщики из ФРГ В. Рерль и X. Гайстдерфер на «ФИА7-131-абарт». На втором месте финны М. Ален и И. Кивимяки, тоже на «ФИАТ-131-абарт». Шведы Г. Калльштрем и А. Вулльштан на «Датсун-160Ж» заняли третье место. . Советский экипаж С. Врундза — А. Гирдаускас на «Ладе — 1600» вышел на 10-е место в абсолютном зачете и второе в классе до 1600 см3. После греческого этапа в зачете марок лидирует ФИАТ (64 очка). В шестерку сильнейших входят также «Опель» (49), «Форд-Европа» (48), «Порше» (41), «Датсун» (30), «Лянча» (28).ЭКЗАМЕН НА АРМЫОтветы на задачи, помещенные на стр. 29 Правильные ответы — 4, 6, 7, 9, 13, 15, 16, 19, 21, 23. I. При таком жесте регулировщика движение транспортных средств запрещено, а зеленый сигнал светофора в данном случае ничего не значит: водители всегда должны руководствоваться сигналами регулировщика (пункты 64 и 67). II. Хотя на левой стороне дороги знака, запрещающего стоянку, нет, стоять здесь нельзя: в населенных пунктах на дорогах с односторонним движением слева разрешена только остановка (пункт 99 «а»). III. Когда движение регулируется светофором, знаки, определяющие преимущественное право проезда по той или иной дороге, не действуют. Стало быть, водители находятся на равнозначных дорогах, и первым проезжает тот, кто движется прямо (пункт 107). IV. Трамваю должны уступить как водитель автобуса, так и мотоциклист. Последний имеет преимущество перед водителем автобуса, как поворачивающий направо (пункт 113). V. Оба водителя выполняют разворот ближе 15 метров от перекрестка, а в этой зоне такие маневры запрещены (пункт 89 «а»). VI. Пока не проедет водитель, пользующийся преимущественным правом на движение, нельзя выезжать на проезжую часть пересекаемой дороги (пункт 115). VII. Если сплошная линия разметки просто обозначает край проезжей части дороги, то пересекать ее для выезда на обочину можно (пункт 43). VIII. Знак «Обгон запрещен» разрешаетобгонять двухколесные мотоциклы без коляски. Но в конце подъема выезжать на полосу встречного движения нельзя (пункт 95 «г»). IX. Правила требуют обязательного наличия на автомобиле каждого из предусмотренных конструкцией зеркал заднего вида (пункт 165, VI «а»). X. при черепно-мозговой травме пострадавший может терять сознание. Поэтому перевозить его надо только лежа.ПОПРАВКА В июльском номере журнала в задаче VIII «Экзамена на дому» допущена ошибка. Буксировать автомобиль с неисправным рулевым управлением ни на гибкой, ни на жесткой сцепке нельзя. Приносим читателям свои извинения.39