СПРАВОЧНАЯгателями рабочим объемом 1300 и 1500 3 см названный журнал не проводил, но для них он дает ориентировочную цифру эксплуатационного расхода в названных выше условиях — соответственно 8,5 — 9,5 ли 9,0 — 10 л на 100 км.ЧТО ОЗНАЧАЕТ «TIR»? ПРОИЗВОДСТВО МОТОЦИКЛОВ В СССР«Ни разу не встречал в вашем журнале сводной таблицы производства мотоциклов в нашей стране, — пишет Ю. Чесноков из Ижевска. — Хотелось бы узнать, как рос выпуск этого вида транспортной техники». По данным краткого статистического сборника «СССР в цифрах в 1975 году» (Москва, «Статистика», 1976) и ежегодных сообщений ЦСУ СССР в центральной печати, производство мотоциклов и мотороллеров в нашей стране развивалось следующим образом (тысячи штук): 1913Гг. 0,1 1970 г. 833 1932 г. — 0,1 1971 г. — 872 1937 г. 13,1 1972 г. 898 1940 г. — 6,7 1973 г. 932 1945 г. 4,7 1974 г. — 860 1950 г. — 123 1975 г. — 1029 1955 г. — 235 1976 г. — 1059 1960 г. — 533 1977 г. — 1089 1965 г. 711 В приведенные здесь цифры не включены данные по выпуску мопедов. Эти машины, как и мотовелосипеды, ЦСУ учитывает вместе с велосипедами. «Часто на дорогах можно встретить тяжелые автопоезда с латинскими буквами «TIR». Что означает эта надпись?» — спрашивает Ю. Мокрое из Борисова. Эта надпись представляет собой сокращение, образованное начальными буквами французских слов «Транспорт интернасьональ рутье». На русский они переводятся как «Международные дорожные перевозки». «TIR» — это система международных автомобильных перевозок с предварительной таможенной пломбировкой грузов. Транспортировка грузов через границу сопровождается тщательной их проверкой на соответствие путевым документам, которая отнимает немало времени и заметно снижает скорость доставки. Чтобы избежать этого, система «TIR» предусматривает пломбировку фургона с грузом непосредственно на станции отправления, оформление соответствующих документов (так называемого карнета TIR), по которым таможенные службы без потерь времени пропускают автопоезда. Гарантии таможенным властям о выполнении их требований дает транспортная организация страны — отправителя груза.что и на моем сальнике, а размеры другие. Помогите узнать, для какой модели «жигулей» предназначен купленный мною сальник. И где его маркировка и размеры обозначены правильно?» С письмом автолюбителя редакция познакомила работников Волжского автозавода. Вот что нам сообщили. На «жигули» всех моделей устанавливается один и тот же комплект сальников. Значит, сальник вторичного вала коробки передач ВАЗ—2101 такой же, как иу ВАЗ—2103, 2106, и т. д. Маркировка же сальника такова: 40000240, а размеры (внутренний и наружный диаметры, высота) — 32x56x10.НА «ЖИГУЛЯХ»А. Андриенко из Ульяновска, москвич С. Дмитриев, другие читатели просят рассказать, как надо устанавливать нижний молдинг у «жигулей», а также резиновые кнопки, крепящие коврики. Нижние облицовочные накладки на кузове «жигулей» ВАЗ—2101, 2102, 21011, 2103, 2106 (детали 2101-5003016 и 21035003016) при сборке машины закрепляются следующим образом. Сначала легкими ударами обрезиненного молотка устанавливают в отверстие пластмассовые пистоны (для ВАЗ —2101, 2102, 21011 деталь 2101-5003017; для ВАЗ —2103, 2106 деталь 2103-5003018). Затем на пистоны накладывают молдинг и легкими ударами того же молотка фиксируют на них. Накладка при этом удерживается за счет своей упругости. В домашних условиях накладку можно установить, ударяя по ней ладонью или молотком, предварительно подложив под него лист резины толщиной 5—8 мм. Резиновые кнопки крепления ковриков (деталь 14567280 или 14567286) рекомендуется устанавливать при помощи тупого штифта диаметром 1,5—2 мм, нажав на него рукой или пристукивая молотком. Наружную поверхность кнопки надо предварительно смазать глицерином или мылом.О КОНСЕРВАЦИИ БАТАРЕЙАвтолюбители Е. Ганус из Харькова, В. Маккер из Ленинграда просят разъяснить некоторые рекомендации по консервации аккумуляторных батарей раствором борной кислоты («За рулем». 1977, № 7). Отвечают специалисты Научно-исследовательского проектно-конструкторсного и технологического института стартерных аккумуляторов. Для получения 4—5-процентного раствора борной кислоты воду следует подогреть до 70—80°. Незначительное количество соли, выпадающей из раствора, не влияет на сохранность батареи. Объем раствора, который может вместить подготовленная для консервации батарея, меньше объема электролита, заливаемого в новую батарею, поскольку поры ее пластин и сепараторов оказываются заполненными промывочной водой. Напоминаем, что успех консервации во многом зависит от тщательной подготовки (удаления электролита). Батарею хранят при положительной температуре. После ввода батареи в действие плотность электролита проверяют и при необходимости корректируют через три — пять дней.СТАРТЕРЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ«Не могу найти стартер СТ351Б, чтобы заменить его на мотоколяске СЗД. Говорят, что его больше не выпускают. Почему?» — спрашивает В. Радченко из Днепропетровска. С 1976 года на мотоколясках СЗД и СЗЕ вместо стартера СТ351В применяется более совершенный прибор — СТ366. Он имеет иной якорь (с торцевым коллектором), к рышкус торцевыми щеткодержателями и трапециевидными щетками, более короткий статор. Вес его на 0,3 кг меньше, а мощность на 0,15 л. с. больше (0,75 л. с,), чем у СТ351Б. Все их детали, за исключением названных, а также сами стартеры — взаимозаменяемы. Никаких переделок на мотоколяске установка стартера СТ366 не требует.АВТОМОБИЛИ-ВЕТЕРАНЫ В ЧССР«По сообщениям журнала мне известно о наших клубах старинных автомобилей (рижский КАА, московский САМС, таллинский «Уник», ленинградский «Самоход» и другие), — пишет рижанин А. Вонагс. — Хотелось бы узнать, какое развитие получило «движение автоветеранов» в братских странах, например в ЧССР». За ответом мы обратились к журналу «Социалистическая Чехословакия». В № 4 за 1978 год трм указано, что сегодня в ЧССР функционируют 32 клуба, объединяющих около 3,5 тысячи любителей старинных автомобилей и мотоциклов. Их усилиями сохранены и реставрированы тысячи машин выпуска до 1939 года, среди которых около 600 представляют большую историческую ценность. В нынешнем году на территории ЧССР намечено провести 18 встреч, слетов, пробегов, парадов, ралли старинных автомобилей и две международные встречи.ЗАЩИТА«При замене крыльев «Жигулей» у меня возникли вопросы, — пишет В. Снегирев из Ленинграда. — Надо ли перед окраской удалять черное покрытие с лицевой стороны крыла и что это за покрытие?» Отдельные детали кузовов автомобилей ВАЗ поступают в продажу неокрашенными. Но они покрыты черным грунтом марки ВМП-0143, защищающим металл от коррозии. Поэтому перед покраской не надо смывать его с детали, но слегка пошлифовать шкуркой № 360 следует. После того как новые крылья приварены, их целесообразно обработать изнутри антикоррозионным составом (например, «Мовилем») на одной из станций обслуживания.СКОЛЬКО ОНИ РАСХОДУЮТ БЕНЗИНАЮ. Минаев из Ростова-на-Дону просит сообщить данные по эксплуатационному расходу топлива для зарубежных легковых автомобилей, сравнимых с моделями, которые выпускаются в нашей стране. Мы обратились к результатам испытаний 106 автомобилей, проведенных журналом «Ауто, Мотор унд Шпорт» (ФРГ). Для них были получены данные при движении по дорогам с твердым покрытием (главным образом в городе) в летнее время. Вот они. Машины с двигателями рабочим объемом от 1100 до 1200 см 3 — от 8,3 л («Хонда-сивик») до 9,2 л на 100 км («Альфаромео-альфасуд»). С двигателями от 1200 до 1300 см 8 — от 8,8 л («Остин-аллегро») до 11,5 л на 100 км («Пежо-304СЛ»). С двигателями от 1300 до 1500 см» — от 9,7 л (СААВ-96ГЛ) до 12,1 л на 100 км (СЙМКА-1308Т), С двигателями от 1500 до 1600 см 5 — от 9,9 л («Хонда-аккорд») до 14,2 л на 100 км (ФИАТ-132). Испытаний советских «жигулей» с двиДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ ПРОЦЕНТОВЮ. Храмцов из Минска, С. Никитенко из Иркутска, В. Чепурной из Новосибирска, ряд других читателей просят сообщить, сколько легковых автомобилей наша страна экспортировала в 1977 году. Начальник Главного планово-экономического управления Министерства внешней торговли СССР В. Клочек, выступая на страницах «Экономической газеты» (1978, № 18), назвал цифру 362 тысячи. Это почти на 5% больше, чем в 1976 году (345 тысяч). Если соотнести число со-, ветских легковых машин, поступивших на зарубежные рынки в 1977 году, с их годовым выпуском (1280 тысяч), то получим, что экспортировано было чуть более 28%.КАКОЙ САЛЬНИК«Я купил сальник вторичного вала коробки передач для ВАЗ — 2101, — пишет А. Неустроев из Измаила. — Маркировка на нем 40/00024/0, а размеры 32x56x10. Однако уверенности в том, что я приобрел нужный сальнин, у меня нет. Дело в том, что в апрельском номере журнала «За рулем» за 1972 год для сальника тех же размеров была приведена другая маркировка, а в книге Л. Шувалова «Автомобиль «Жигули» — наоборот: маркировка та же,23