16
17
КЛЫБАВТОЛЮБИТЕЛЬКонец ездового сезона для сотен тысяч автолюбителей связан с размышлениями о предстоящих работах. Рачительный хозяин, прежде чем поставить машину на зимнюю стоянку, запишет, что ему загодя надо сделать к следующей весне, что отремонтировать, что заменить. В список зимних дел, как правило, заносится и приобретение новых шин. А как быть со старыми? Самое правильное — это отправить изношенный комплект на одно из шиноремонтных предприятий для восстановления. Мы обратились к специалисту шинной промышленности инженеру В. С. КАЛИНКОВСКОМУ с просьбой рассказать читателям, что должен знать автомобилист, желающий продлить срок службы покрышек.В процессе эксплуатации автомобиля шинам достается едва ли не самая большая часть всех нагрузок, которые испытывает,са,м и создает для них автомобиль. ji к нормальному весу машины и крутящему моменту, передаваемому трансмиссией от двигателя, подчас добавляются выворачивающие шину из ободов боковые нагрузки на лихих поворотах, удары от камней, канав и рельсов на переездах, преодолеваемых в кроссовом стиле, наезды боковинами на бортовые камни тротуаров, они страдают просто от гвоздей и обломков проволоки. Словом, покрышки за свою нелегкую жизнь, испытав все превратности дорожной судьбы, в конце концов изнашиваются и уступают место новым. При определенных условиях, если покрышка не разрушена сверх допустимого предела, у нее есть шанс послужить еще десяток-другой тысяч километров. В домашних условиях ее, конечно, не восстановить, но шиноремонтные предприятия, расположенные по всей территории страны, делают эту работу довольно быстро и гарантируют ее качество. Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, в чьем ведении находятся производство и восстановительный ремонт автомобильных шин, утверждены единые документы, согласно которым определяется пригодность шин к восстановлению. Стандарты, регламентирующие ремонт покрышек, находятся в тесной связи с правилами их эксплуатации и правилами дорожного движения и всей своей технической сущностью направлены на повышение безопасности эксплуатации автомобилей.ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ШИНЫРис. 1. Конструкция автомобильной ши ­ ны: 1 — каркас; 2 — брекер; 3 — протектор; 4 — боковина; 5 — борт; 6 — носок борта; 7 — основание борта; 8 — пятка борта; 9 — бортовая лента; 10 — бортовая проволока; 11 — обертка; 12 — наполнительный шнур. Рис. 2. Типы восстановленных покрышек: а — с восстановленной беговой дорожной протектора; б — с полностью восстановленным протектором, включая плечевые зоны; в — с восстановленным протектором и боковинами.Парк машин индивидуального пользования в нашей стране разнообразен и по моделям, и по маркам, и по возрасту автомобилей. Еще более разнообразен типаж выпускаемых для них покрышек — камерные и бескамерные, летние и зимние, универсальные и повышенной проходимости, с диагональным и радиальным расположением нитей корда, с текстильным и металлическим кордом и множеством размеров, характеризующих посадочный диаметр и ширину профиля. При соответствующем техническом состоянии изношенным или поврежденным шинам можно дать вторую жизнь, но в зависимости от причин ремонта они уже будут относиться к одной из двух групп восстановления, что в дальнейшем определит их место на машине. Ниже мы расскажем о разнице IиП групп, а прежде необходимо предупредить владельцев автомобилей ВАЗ всех моделей, «москвичей—2140» и «412» московского и ижевского заводов и «волг» модели ГАЗ—24, что, со-1 И12016 гласно действующему до 1980 года стандарту, на эти скоростные машины можно устанавливать отремонтированные покрышки только высшей (первой) группы. При этом безразлично, на какие — передние или задние — колеса они монтируются. Как разделяются покрышки по степени износа и повреждений? Чтобы в будущем отремонтированная шина могла быть установлена в соответствии с первой группой на любое колесо автомобиля она должна быть в достаточно хорошем состоянии после первого срока эксплуатации. Кроме износа рисунка протектора (детали конструкции шины показаны на рис. 1), на ней допускаются трещины, вырывы и порезы протектора и боковины, но без оголеиия корда брекера. Возможны сквозные проколы до 5 мм, но их может быть не более пяти, при расстоянии между ними не менее 100 мм. Не более чем на 1/5 части длины окружности без оголения корда допускается отслоение протектора и покровной резины боковины. На покрышке могут одновременно быть все перечисленные дефекты, и она будет отнесена к первой группе ремонта, если ее главный несущий элемент — корд не окажется оголенным и поврежденным. Покрышки диагональной конструкции для старых моделей легковых автомобилей всех марок, относящиеся ко второй группе восстановления и устанавливаемые согласно Правилам дорожного движения только на задние колеса, могут передаваться на ремонт ив худшем состоянии. Так, если произошло отслоение протектора и наружного слоя резины на боковине с оголением корда брекера, то есть в зоне контакта колеса с дорогой, то оно не должно превышать 1/5 длины окружности покрышки. На пятой части длины окружности может износиться или разрушиться корд брекера, но без повреждения каркаса. Тоже ко второй группе восстановления полагается относить «диагональные» шины с небольшим—до 100 ммвнутренним или наружным повреждением одного слоя, а также единственным до 35 мм сквозным или несквозным повреждением большего числа слоев корда каркаса. Любые изношенные покрышки второй ремонтной группы могут иметь трещины, порезы, вырывы, износ рисунка протектора, сквозные проколы на расстоянии не менее 100 мм между собой. Ограничивается только количество проколов — не более пяти. Из них два могут быть до 10 мм длиной, а предел остальных — 5 мм. Так же, как и для покрышек первой группы, тут допускается «коллекция» повреждений всех перечисленных разновидностей, но безопасность диктует и здесь некоторые ограничения. Все «раны», связанные с нитями корда каркаса или брекера, могут располагаться между собой на расстоянии не менее 1/5 длины окружности шины. В противном случае такая шина — стопроцентный утиль, и ее нужно выбросить. Возможно, что рядом окажутся какие-то мелкие дефекты, находящиеся в пределах, допустимых для их разновидностей. В таком случае их приравнивают к одному.Покрышку можно восстанавливать неоднажды. Но каждый раз при определении дефектов все старые «раны» будут учитываться и суммироваться с новыми. При этом, говорит стандарт, ранее отремонтированные местные повреждения сами по себе, если они вместе с новыми находятся в пределах названных допусков, не могут служить основанием для отказа в приеме шины на восстановление. Конечно, никто не хранит старую резину в идеальных условиях. У многих автолюбителей для этого просто нет возможности. Но, решив отдать ее в ремонт, нужно иметь в виду, что она должна быть чистой, без грязи, льда, воды, осколков стекла, гвоздей и шипов в протекторе. Об этом лучше позаботиться до приемного пункта. Нет нужды свозить туда, как на свалку, покрышки старше семи лет или со следами явного старения верхнего слоя резины — затвердениями, сеткой мелких или глубоких трещин, а также набухшие от пролитого на них масла или бензина. Шиноремонтный завод не сможет восстановить и такие покрышки, у которых брекер отслоился от каркаса, разрушилось металлическое кольцо борта, деформировался борт или произошло кольцевое разрушение (излом) внутренних слоев каркаса (что случается при езде на спущенной шине), отслоилась бортовая лента или поврежден каркас ближе 40 мм от пятки борта. Бывают случаи, когда владелец машины сдал покрышки на приемный пункт, там их осмотрели и определили группу ремонта, а с завода сообщили, что они непригодны к восстановлению. Объясняется это тем, что только в процессе ремонта могут быть обнаружены истинные размеры некоторых внутренних повреждений, поэтому предприятию предоставлено право уточнять группу ремонта и решать вопрос о целесообразности восстановления покрышки. Но, уж если она принята и прошла весь технологический цикл, то должна соответствовать всем жестким нормам, которые к ней применяются. Независимо от того, к какому типу по восстановлению (а, б или в, см. рис. 2) относится покрышка, на ней не допускаются пористость, губчатость, отслоение протектора, боковин или ремонтного пластыря, расслоение и разрыв каркаса, а также значительная деформация каркаса и бортов. По внешнему виду она должна быть похожа на новую с прежним или другим рисунком протектора, но его глубина может быть несколько (примерно на 20%) уменьшена. Восстановленная шина, как и новая, должна нести на себе всю необходимую для ее дальнейшей службы «паспортную» информацию. На боковине — сохранены или воспроизведены обозначение покрышки, модель и норма слойности. Кроме того, здесь должны появиться и новые сведения: наименование или товарный знак шиноремонтного предприятия, группа и дата (месяц и год) восстановления, штамп ОТК, а для покрышек первой группы рекомендуется еще и балансировочная метка, указывающая самое легкое место. Способов, которыми наносят эти данные, несколько — выжигание, оттиск от пресс-формы или отдельного жетона, привулканизация резинового жетона. Только штамп ОТК и балансировочную метку делают прочной краской. Столь обширная информация имеет для владельца автомобиля прям'ой смысл: теперь шина приобретает право на гарантированный пробег по новым нормам, и завод, давший ей вторую жизнь, в течение полутора лет несет за нее ответственность. При этом, конечно, требуется соблюдение единых для всей страны правил эксплуатации автомобильных шин. Предприятия шиноремонтной промышленности гарантируют, что «диагональные» и «радиальные» шины, восстановленные по первой группе, пробегут не менее 20 тысяч километров. По второй группе гарантия дается только на «диагональные» шины и только на 13 тысяч километров. Огромное разнообразие условий, в которых работают автомобильные шины на территории нашей страны, не позволяет сохранить столь высокие гарантированные пробеги повсеместно. Есть районы, в которых шины испытывают слишком высокие нагрузки и возможность выхода их из строя не по вине завода больше, чем в средней полосе. К таким районам относятся крайние южные, северные и северовосточные. Нормы пробега здесь, соответственно, снижены до 14 и 10 тысяч километров. Как ив общем случае, они распространяются и на повторно восстановленные шины. Автолюбителям будет полезно знать, что предприятие, отремонтировавшее покрышки, обязано возместить стоимость недопробега или бесплатно отремонтировать покрышку, не прошедшую гарантийной нормы по одной из следующих причин: преждевременный износ протектора на исправном автомобиле; отслоение протектора, покровной резины на боковине или заполняющей резины в зоне ремонта местных повреждений (тем более если это привело к расслоению каркаса или пластыря); разрыв или отслоение пластыря; отрыв шашек рисунка протектора из-за недостаточной толщины подканавочного слоя, а также расхождение стыка наложенного протектора. Это полный перечень дефектов, которые могут возникнуть из-за недоброкачественного ремонта. Остальные, как показывают испытания восстановленных шин, зависят от автомобиля и стиля езды. Естественно, что в этих случаях заводы снимают с себя ответственность за судьбу своей продукции. Представляется, что автолюбителям будет важно знать и районы, где в связи с тяжелыми условиями эксплуатации снижены гарантийные нормы пробега отремонтированных покрышек. К ним относятся: Армянская ССР (кроме г. Еревана), Грузинская ССР (кроме гг. Тбилиси, Батуми, Сухуми), Киргизская ССР (кроме г. Фрунзе), Таджикская ССР (кроме г. Душанбе), Туркменская ССР (кроме г. Ашхабада), АлмаАтинская (кроме г. Алма-Аты), Джамбулская, Чимкентская, Кзыл-Ординская, Восточно-Казахстанская области Казахской ССР, Дагестанская АССР, Коми АССР, Тувинская АССР, Якутская АССР, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области РСФСР и город Сочи.17