Этот термин еще мало знаком нашим автоспортсменам и поклонникам моторного спорта. На первый взгляд может показаться, что он означает соединение двух очень популярных соревнований. На самом деле это не так. Ралли-кроссом назвали за рубежом новый вид скоростных кольцевых гонок, получивший в последние годы широкое развитие в Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Италии, Финляндии и ряде других западноевропейских стран. Здесь по ралли-кроссу проходят чемпионаты. Более того, календарь Международной автомобильной федерации включает ежегодно и Кубок Европы. Что же представляют собой эти соревнования? Ближе познакомиться с ними мне довелось во время пребывания в Австрии на очередном заседании комитета ФИА. В воскресный день представилась возможность съездить па трассу Леруринг недалеко от Вены, где должен был проходить ралли-кросс. Уже по пути мы имели возможность убедиться в его популярности: то и дело бросались в глаза указатели, сообщавшие направление к трассе. Еще больше мы убедились в этом, когда прибыли на место и увидели тысячи зрителей, окруживших трассу, несмотря на то что вход платный и погода выдалась ненастная — было холодно и ветрено. Среди многих автомобнльных соревнований, успешно культивируемых в нашей стране, пожалуй, нет аналога ралли-кроссу, разве лишь несколько похожи гонки, проводимые под таким же названием автоспортсменами Волжского автомобильного завода в Тольятти на приз «Серебряная ладья». Начнем с трассы. Обычно протяженность ее не более 1000 метров. Леруринг имеет протяженность 1060 метров, ширина полотна — 10 метров, а на поворотах — больше. Конфигурацией она в какой-то мере напоминает трассу для кольцевых гонок на картах. Около половины — асфальтовое покрытие, но идет оно не сплошной линией, а небольшими отрезками, которые чередуются с гравийными участками. Трасса очень извилиста, изобилует поворотами, часть которых имеет поперечные уклоны разной крутизны, то слева, то справа. Прохождение каждого такого поворота требует высокого мастерства. Стартовая площадка вынесена за пределы кольца. Финиш сделан так, чтобы автомобиль, закончивший гонку, сразу сходил с полотна, не мешая движению других. Вокруг трассы сетка, а за ней земляной вал, на котором находятся зрители. Отсюда им хорошо наблюдать за всем ходом спортивной борьбы. Организатор соревнований, в данном случае городской автомобильный клуб, которому принадлежит трасса, не ограничивает число участников. В день, когда мы присутствовали на соревнованиях, их было около ста. Среди них не только австрийцы, но и шведы, финны, спортсмены из других стран. Все участники распределяются на три-четыре класса в соответствии с классификацией легковых автомобилей. В программе для каждого класса три заезда по три круга. Результаты определяются по сумме времени в двух лучших заездах. Соревнования состоят из двух этапов. "Первый включает предварительные заезды, которые дают возможность гонщику «прикататься» к трассе, а организаторам определить подготовленностьЗнакомьтесь: ралликроссего к соревнованиям, несмотря на наличие лицензии автоклуба. Здесь происходит отсев. Затем для допущенных к стартам — обязательная тренировка, или, как у нас её называют, «официальная». Время, показанное на ней спортсменами, служит критерием для составления финальных групп. В одной из них разыгрываются места с 1-го по 10-е, в другой — с 11-го по 20-е, в третьей — с 21-го по 80-е и т. д. Организаторы устанавливают денежные призы всем участникам первой десятки, размер их зависит от занятых мест. На старт выходят пять автомобилей. Если участников в классе много, а следовательно и групп, то практикуется «подпуск»: до окончания начавшегося ааеада зажигается зеленый свет светофора, и гонку начинает следующая пятерка. Практически машины, стартующие с интервалом в 20 секунд, не догоняют одна другую, не нарушают ритма гонки. Вот и получается, что затри с половиной — четыре чаоа успевают стартовать около 100 спортсменов. Организаторы с лихвой покрывают расходы на сореанования продажей входных билетов и реализацией программ, сувениров (вымпелы, значки и т. д.). Что особенно привлекает в этих соревнованиях? Прежде всего их динамичность, врелищность, возможность привлечь много участников. Для обслуживания ралли-кросса требуется пять судей на трассе и три хронометриста. На всякий случай вблизи трассы устанавливают два тягача, которые в любой момент готовы убрать в безопасное место вышедшие ив строя автомобили. Возможно, что ралли-кросс найдет широкое распространение иу нас, что он быстро завоюет популярность. Кроме того, неплохо, вероятно, применить подобную систему организации соревнований и зачета в наших трековых (ипподромкых) гонках. Не обязательно ведь ограничивать число их участников 18 спортсменами, оставляя за бортом многих, кто по своим спортивным данным имеет право выйти на старт. Система зачета по времени позволяет более объективно судить о мастерстве гонщика, занятом им месте. Предварительные тренировки определят без полуфиналов тех, кого можно допустить к гонке, и тех, кому пока еще рано стартовать в чемпионате страны. Уверен, что при такой системе у нас не будет жалоб на якобы несправедливый отбор участников, неравное представительство областей и республик. Возникает и вопрос, нельзя ли кое-что на увиденного перенести в наши кроссы на грузовых автомобилях. Кросс больше других соревнований (исключая, конечно, многоборье) привлекает водителей грузовых автомобилей, поскольку он помогает совершенствованию мастерства вождения в равных дорожных условиях. Но, к сожалению, кроссу явно не везет, и главным образом потому, что трассу подбирают часто такой сложности, что ее не в состоянии преодолеть даже большой мастер. А иной раз она бывает, наоборот, слишком легкой, и кросс превращается в кольцевую гонку. В обоих случаях снижается спортивный уровень соревнований, создаются предпосылки для повреждения автомобилей. Выход тут, вероятно, один — создание в ряДе регионов страны постоянных трасс, наподобие той, о которой я рассказал. Для них можно использовать уже готовые асфальтовые и гравийные участки. Они должны быть сравнительно короткими, с искусственными препятствиями, способными проверить мастерство водителей и не представляющими опасности для машин. Конфигурацию таких трасс, расположение препятствий можно менять. Что касается системы заездов на наших кроссовых соревнованиях, то можно попробовать ту, которая принята в ралли-кроссах. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель ФАС СССР