(СССР), «Урал»... 9. Н. Иванютин — О. Харин (СССР), «Урал». 2-й заезд: 1. Грогг; 2. Э. Боллхальдер — Р. Боллхальдер (Швейцария), «Ямаха-ЭМЛ»; 3. Р. Б элер — Г. Пеппингхаус (ФРГ), «Ямаха-Уосп»... 10. Иванютин. II этап (Голландия). 1-й заезд: 1. Грогг; 2. В. ван дер Лаан — Я. ван Влит (Голландия), «Веслейк-Уосп»; 3. Б. Ш найдер — В. Финк (Австрия), «Веслейк-Уосп». 2-й этап: 1. Бэлер; 2. ден Биггелаар; 3. Г. Бореи — К. Лангле (Швейцария), «Нортон»... 7. Иванютин. III этап (Бельгия). 1-й заезд: 1. ден Биггелаар; 2. Бэлер; 3. ван дер Лаан. 2-й заезд: 1. ден Биггелаар; 2. Бэлер; 3. Боллхальдер.Музей „За рулем"ПРОБЕГУ 40 ЛЕТИдея сухой перегонки древесного топлива в газ для использования его в автомобильном двигателе давно занимала умы конструкторов. Более полувека назад советские специалисты начали работы над автомобильными газогенераторными установками. С 1931 года в НАТИ (ныне НАМИ) начал функционировать специальный отдел, и через некоторое время институт сконструировал газогенератор НАТИ-Г14, который был принят для серийного производства. 30 ноября 1934 года семь отечественных автомобилей с газогенераторными установками вышли по маршруту Москва—Ленинград—Москва, и отчет о пробеге дал ценные сведения для их дальнейшего совершенствования. первым отечественным серийным газогенераторным автомобилем стал ЗИС — 1 3 на шасси ЗИС — 1 1 (модификация грузовика ЗИС — 5 ) . В 1936 году была выпущена партия в 900 штук. Внедрение газогенераторных машин позволило заменить бензин местными сортами топлива, поставило эксплуатацию автомобильного парка вне зависимости от доставки жидкого топлива в самые отдаленные районы страны. Поэтому резолюция XVIII съезда партии «О третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» содержала ясные указания на необходимость широкого применения газогенераторных автомобилей и газификации всех видов твердого топлива. На повестку дня в конце 30-х годов встал вопрос об освоении новых моделей с газогенераторами. Их проектировали и строили ЗИС, ГАЗ, НАТИ. Но, прежде чем широко развертывать производство, нужны были всесторонние длительные испытания. Такое решение было принято, и в июле—августе 1938 года проведен всесоюзный пробег 17 газогенераторных автомобилей по маршруту протяженностью 10 890 километров.. Сегодня мы отмечаем 40-летие этого события. Участники пробега (64 человека, в их числе 24 водителя) за 52 дня прошли через Москву, Куйбышев, Казань, Уфу, Магнитогорск, Омск, Свердловск, Киров, Горький, Ярославль, Вологду, Ленинград, Минск, Киев, Курск, Орел, Тулу. Любопытно, что среди i4 водителей, участвовавших в пробеге, трое имели стаж работы всего год-полтора, но и для них эксплуатация газогенераторных машин не представила трудностей. Успех этих больших испытаний в значительной мере обеспечило хорошо организованное Наркоматом лесной промышленности СССР снабжение машин древесными чурками, запасы которых можно было пополнять на протяжении всего маршрута. За 52 дня пробега люди и машины хорошо выдержали серьезное испытание. 5 участников были награждены орденами «Знак Почета» и 28 — Почетными грамотами Президиума Верховного Совета СССР. Об экономическом эффекте внедрения, например, газогенераторного грузовика ЗИС — 2 1 модели 1938 года можно судить по тому, что его использование в течение года позволило сберечь 20 тонн дефицитного в те годы бензина. Взамен машина расходовала 80 тонн (около 200 кубометров) древесины. Для районов, удаленных от магистралей подвоза жидкого горючего (лесоразработки, сельское хозяйство), внедрение газогенераторных автомобилен оказалось весьма выгодным. У жев 1940 году там эксплуатировалось около 5000 таких машин' и 400 тракторов. В годы Великой Отечественной войны для транспортных целей леспромхозы применяли только газогенераторные автомобили, они имели немалое распространение в Москве и Ленинграде. В 1951 году 15 тысяч таких машин и 12 500 тракторов продолжали трудиться в разных районах страны. Период развития конструкций и производства газогенераторных автомобилей — яркая и насыщенная страница в истории отечественного автомобилестроения. И хотя сегодня газогенераторные машины не встретишь на дорогах, мы с уважением отмечаем юбилей пробега. А. НИКАНОРОВ, командор всесоюзного газогенераторного автомобильного пробегаМНОГОБОРЬЕПервенство Европы по мотоциклетному многоборью в нынешнем году проходило в семь этапов. За последние несколько лет соотношение сил в этом виде соревнований изменилось. На нынешнем чемпионате вновь почетный титул после долгого перерыва выиграл спортсмен ГДР, заявили о себе многоборцы ПНР, выступающие на машинах малых кубатур. 3 Результаты первенства: класс 50 см — Д. Перего (Италия), «Фантик-Сакс»; класс 3 75 см — О.3 Скабурри (Италия), «Пух»; класс 100 см — Э. Шмидер (ФРГ). «Цюндапп»; класс 125 см 3 — 3Э. Вебер (ФРГ), «Цюндапп»; класс 175 см — Ф. Гуальди (Италия), КТМ; класс 250 см 3 — Э. Бриссони (Италия), СВМ; класс 350 см 3 — Э. Андриолетти (Италия), КТМ; класс 500 см 3 — Д. Крочи (Италия), КТМ; класс свыше 500 см 3 — М. Егер (ГДР), МЦ.РАЛЛИ«Рейд польский» был четвертым этапом Кубка дружбы социалистических стран и одновременно 29-м этапом (из общего числа 46) первенства Европы по ралли. На старт вышли 77 экипажей, финишировало — 27. В зачет Кубка шла первая часть «Рейда» протяженностью 1 061 км. а вся дистанция составляла 1 688 км. Победу в этапе европейского первенства одержал испанский экипаж А. Занини и X. Петиско на «СЕАТ-131-абарг». Лучший результат спортсменов социалистических стран — четвертое место в абсолютном зачете В. Влахны и Л. Главки (ЧССР), которые шли на «Шкоде-130РС». Из советских спортсменов наиболее успешно выступили X. Оху и Т. Диенер. На «Ладе —1600» они заняли восьмое место в абсолютном зачете. В зачете Кубка дружбы первенствовали Блахна и Главка. Среди призеров также другой экипаж из ЧССР — С. Квайзар и И. Котек на «Шкоде-130РС» и польские спортсмены, братья Б. Возович и В. Возович на «Ладе—1600». Среди национальных команд места распределились так: 1. ЧССР; 2. ПНР; 3. СССР; 4. ГДР; 5. ВНР; 6. СРР. Пятым этапом Кубка дружбы стало «Дунайское ралли» в Румынии. Первые три места в абсолютном зачете заняли экипажи из ЧССР, выступавшие на «шкодах» модели «130РС»: Блахна и Главка, В. Гавел и М. Воханка. Квайзар и Котек. Пятое место у советских раллистов С. Вуковича и В. Московских на «Ладе—1600» (они стали победителями в классе А41600 см 3 ). Другой наш экипаж — Э. Райде и Г. Вальдек — занял седьмое место. В командном зачете четвертую победу подряд одержала сборная ЧССР. Далее — спортсмены СССР, ПНР, НРБ, СРР, ГДР и ВНР. После пяти этапов в личном зачете по сумме очков впереди И. Шедивый и И. Янечек (ЧССР) — 166 очков. Далее — Блахна и Главка — 150, братья Возович — 141. На пятом месте советская пара Вукович — Московских со 119 очками. В командном зачете по сумме очков места распределились так: СССР — 30; ЧССР — 28; ПНР — 19; НРБ — 17; ГДР — 14; СРР — 9; ВНР — 7.Газогенераторные автомобили, справа — на базе ГАЗа. Одна из многочисленныхучаствовавшиев пробеге:слева — на базе ЗИСа,встреч участников пробега с населением.