Прийарить \ рмифмоо сборкойЙLПроверено испытаниямишшшшЭтот автомобиль, как говорится, сам бог предназначил для эксплуатации со «Скифом» или другим прицепом. Итак, у вас ВАЗ—2121, в автомагазине вы присмотрели прицеп — все как будто в порядке. Но.., Как соединять их? Ведь пока никто не производит сцепных устройств, рассчитанных для установки на «Ниве». Сегодня в нашем «Клубе» выступит инженер-конструктор В. П. МИХАЛЕВ. Он расскажет, как и нз чего можно изготовить простое и надежное сцепное устройство, чтобы ВАЗ—2121 мог буксировать прицеп. Автомобиль «Нива», как и другие отечественные легковые машины, рассчитан на буксировку прицепа без тормозов с полным весом до 300 кг. Простое по конструкции буксирное устройство можно самостоятельно изготовить и установить на машине. Все детали, кроме сцепного шара, делаются из обычной конструкционной стали. Устройство состоит из жесткой балки 1 (см. рисунки), к которой приварены передний 2и задний 3 кронштейны. На заднем конце балки установлен сцепной шар 5. Вся конструкция закрепляется на кузове в двух точках. Передний конец через накладку 4 притянут четырьмя болтами к полу кузова и охватывает поперечину пола. Задний — фиксируется на бампере. Рассмотрим конструкцию и технологию изготовления каждой детали. Балка выгнута из квадратной трубы сечением 40X40 мм со стенкой толщиной 2,5 мм. Задний торец балки закрыт приварной заглушкой 14. Сварочные швы необходимо тщательно зачистить и снять острые кромки и заусенцы на конце. Детали 2и3 — соответственно передний и задний кронштейны, которые, как видно на сборочном чертеже, приварены к балке. Сварные швы кронштейнов должны быть надежными. Варить рекомендуем сплошным швом по всему периметру прилегания кронштейнов к балке с катетом шва не менее 3 мм. Затем детали нужно загрунтовать и окрасить, чтобы предохранить от коррозии и придать им нарядный вид. Сцепной шар 5 вытачиваем из стали марки 40Х или 40ХГНМ. Это очень ответственная деталь, поэтому, как видите, и материал ее выбран достаточно прочным. Кроме того, необходимы термообработка (закалка до твердости по шкале «С» прибора Роквелла 48—52) и цинковое покрытие или омеднение головки шара. Что еще осталось? Изготовить из 3-миллиметрового стального листа накладку 4с четырьмя приваренными к ней болтами. Хотя, пожалуй, пока воздержитесь приваривать болты к пластине. Мы скажем, когда придет время. И вот, все детали есть, можно приступать к монтажу. Прежде всего снимем задний бампер 10, отвернув болты 11, и в соединителе 12 бампера просверлим дополнительно два отверстия диаметром 15 мм на расстоянии 50 мм от старых. Затем вновь ставим бампер на автомобиль, «ближе» к кузову, при этом болты 11 вводим в новые отвер-rt 1Г20