Кто чаще попадает в аварии?Общепризнано, что безопасность дорожного движения — проблема комплексная ив системе «водитель—автомобиль—дорога» все элементы взаимосвязаны. Ясно также, что наиболее важным ее звеном является водитель. Уровню его квалификации, психофизиологическим качествам уделяется сейчас особое внимание. В последнее время исследователи заинтересовались и таким вопросом, как влияние социологических признаков водителя на безопасность движения. Коснулись этого и мы, анализируя причины аварий в ряде автотранспортных предприятий Дальнего Востока за последние семь лет. Всего было обследовано семь автохозяйств — три парка легковых таксомоторов, три грузовых и один автобусный, общее число водителей в которых составило более 2000 человек. Нам кажется, что результаты этой работы могут представить определенный интерес как для водителей, так и для руководителей автотранспортных предприятий. Они помогут, на наш взгляд, сделать более целенаправленными разрабатываемые мероприятия по повышению безопасности движения. По нашим наблюдениям, профессия водителей в общем-то профессия молодых. Наибольшее число работающих водителей приходится на возраст 21—26 лет. Значительна доля и тридцатилетних, а затем возрастная кривая быстро идет вниз. Люди старше 50 лет среди водителей встречаются реже, на некото-рых предприятиях их нет вообще. Какой же возраст наиболее опасен в смысле вероятности всякого рода дорожных происшествий? Общая закономерность выявилась довольно четко: молодые водители чаще ошибаются при оценке дорожной обстановки, их действиям не достает уверенности, профессионализма. С годами приходит опыт, и самый низкий показатель аварийности у водителей 33—43 лет. А дальше число происшествий снова возрастает. Видимо, после 45 лет опыт и практические навыки все-таки не могут компенсировать естественной снижение психофизиологических качеств. Стало быть, эта категория водителей также требует особого внимания. Другой вывод: немалый резерв для повышения безопасности движения в закреплении водительских кадров, в устранении любых причин, по которым молодые иногда порывают с профессией, не достигнув «безопасного» возраста. Однако возраст, разумеется, еще не все. Согласитесь, что за руль должен садиться уравновешенный и бодрый человек. Но наше самочувствие и рабочий настрой зависят не только от индивидуальных особенностей, а в значительной мере и от условий и образа жизни. Наши исследования показали, что водители, живущие в общежитиях, в два с половиной раза чаще попадают в аварии, чем те, кто располагает квартирами. Здесь есть над чем подумать. Правда, в общежитиях в основном обитают молодые водители, и высокую аварийность легко «списать» на возраст. Но дело, думается, еще ив том, что не всегда уделяется достаточное внимание правильной организации отдыха, питания, культурного обслуживания проживающих в общежитиях. Вот и оказывается за рулем «неисправный» водитель — уставший, раздраженный человек. Или возьмите такой социальный фактор, как семейное положение. Можно сказать наверняка, что с вступлением в брак и рождением ребенка надежность водителя повышается. Мы увидели, навиями, как аварии на дорогах. Тем не менее здесь обязательна ежегодная переподготовка по этим правилам со сдачей экзаменов всеми рабочими. Еще больше оснований для того, чтобы ввести такой же порядок на автотранспорте. Думаю, что на всех автотранспортных предприятиях каждый водитель должен проходить ежегодную переподготовку по правилам движения по специальному. заранее известному графику, со сдачей экзамена для подтверждения своей квалификации. Такую же ежегодную переподготовку индивидуальных владельцев транспортных средств нужно' организовать через общества автомотолюбителей. Нельзя упускать никаких возможностей для повышения безопасности движения на дорогах нашей страны. Первостепенное значение тут имеет четкое знание и понимание Правил всеми участниками движения. А для этого необходимо, чтобы все водители знали, что осведомленность в Правилах каждый год будет серьезно проверена.инженер-механик г. Минск М. ПИНСКЕР, автотранспортного предприятияпример, что женатые водители во всех случаях на 50—70% реже становятся участниками дорожных происшествий, чем холостые. А наиболее опасны в этом смысле разведенные. Распад семьи не проходит бесследно, меняется поведение человека, а это часто сказывается и на качестве управления автомобилем. В другом «варианте» негативные черты характера, приведшие к разрушению семьи, становятся и причинами происшествий, нарушений правил движения. Мы думаем, никто не поймет сказанное, как призыв принимать на работу только женатых водителей. Просто, когда мы говорим о воспитании чувства долга, гражданской ответственности и других морально-этических категориях, надо отчетливо представлять себе, где эти усилия следует приложить прежде всего. Можно сделать и другой вывод: любые меры по укреплению семьи — это шаги ик повышению безопасности движения. Наконец, мы выявили и определенную зависимость безопасности и надежности водителя от уровня его образования. Люди с неполным средним образованием на 30 % чаще попадают в аварии, чем их коллеги с аттестатом зрелости. Водители со средним специальным образованием ездят еще безопаснее. В этом тоже нет ничего удивительного: ведь учебные заведения не только дают знания, но и воспитывают профессиональную ответственность, расширяют общий кругозор. Конечно, все эти данные, полученные нами в результате статистического анализа, справедливы, как говорится, в среднем, в общем и целом. Вместе с тем они отражение реальной действительности. С известными коррективами в том или ином конкретном случае эти закономерности позволят более объективно ис пользой для дела определить возможности водителя, его место, характер работы, вид транспортного средства. В. ТЕЛЕГИН, доцент политехнического института г. Хабаровск но нет, а «дворники» беспрерывно мельтешат перед глазами, размазывая грязь по стеклу ис трудом расчищая прозрачную полоску. И нет смысла отставать, чтобы ехать подальше, где уляжется шлейф водяной пыли: тебя тут же обгонят. займут освободившееся место перед тобой, и ты окажешься в прежнем положении. В подобной ситуации выручают грязезащитные фартуки за колесами; они принимают на себя грязеводяную взвесь, оберегают идущих позади от выброса гравия, но ими снабжены далеко не все автомобили. В том, что фартуки полезны, нужны, ни у кого нет сомнения. Почему же они не стали обязательной, кстати очень недорогой, принадлежностью оборудования каждой машины? В Правилах дорожного движения (пункт 165. VI «ж») имеется на этот счет половинчатая регламентация: запрещается эксплуатация, если отсутствует предусмотренный конструкцией транспортного средства грязезащитный фартук колеса. А почему конструкторы многих типов и моделей автомобилей не предусматривают эти фартуки? Думается, что настало время дополнить Правила дорожного движения прямым и категорическим запрещением выезжать на дороги общего пользования без фартуков, а Министерству автомобильной промышленности — считать их обязательной принадлежностью выпускаемых машин.К. БАРАННИКОВ, водитель пеового класса Кабардино-Балкарская АССР, г. БаксанПочта „Зеленой волны"Не секрет, что водитель, успешно работающий в родном колхозе, на дорогах своего района, часто с опаской относится к поездкам в большой город. Здесь он теряется на сложных перекрестках, при поворотах через обособленные трамвайные пути, неуверенно маневрирует на широких улицах с многополосным движением, боится каждого милиционера. Объяснение этому простое: водитель не помнит пунктов Правил, выполнять которые ему на сельских дорогах не приходилось. Да и многоопытные водители — горожане твердо знают порой только те требования, с которыми приходится сталкиваться каждодневно, а обо всем остальном зачастую имеют довольно смутное представление. Успешно сдав экзамены и облегченно вздохнув, многие водители, что греха таить, не заглядывают больше в Правила дорожного движения. А медиками установлено, что любая не имеющая повторения информация через год стирается в памяти человека больше чем наполовину. Через несколько лет от нее остается совсем немного. Не случайно так трудно приходится водителям даже с многолетним стажем в случае необходимости заново экзаменоваться по правилам движения. На промышленных предприятиях тоже есть свои правила техники безопасности. Они куда менее сложны, а нарушение их в большинстве случаев не грозит такими катастрофическими последст-Всем водителям в полной мере знакомы неприятности езды по сырой, грязной после дождя дороге. Движешься в потоке машин, и передняя обдает тебя фонтаном жидкой грязи, в лучшем случае поднимает за собой облако капелек, которые в считанные минуты залепляют лобовое стекло настолько, что через него ничего не видно. Дождя дав-28