"онка с подтекстомЛетом нынешнего года советскому спидвею исполнилось 20 лет. За это время наши мастера гаревого трека вписали немало ярких страниц в историю крупнейших международных соревнований. Правда, им не удавалось пробиться на высшую ступень пьедестала почета в личных и командных чемписнатах мира, но в активе сборной СССР десять выступлений в финале среди четырех сильнейших команд. На ее счету пять комплектов серебряных и три — бронзовых наград. Многие годы советские гонщики постоянно стартовали в финале личных чемпионатов мира (были случаи, когда здесь выступало сразу шестеро представителей нашей страны). Независимо от занятого места сам факт участия в нем — свидетельство высшего мастерства, потому что путь к финалу лежит через многоступенчатые отборочные соревнования, где представлены лучшие гонщики мира. Две серебряные медали Игоря Плеханова завоеванные в 1964 и 1965 годах в Гетеборге и на стадионе «Уэмбли» в Лондоне, в свое время достаточно убедительно говорили о силе наших гаревиков. Однако, к ак ни приятны воспоминания, с сожалением приходится констатировать, что двадцатилетие нашего спидвея совпало с самой трудной порой в его истории. Вот уже два сезона подряд в финалах нет гонщиков в форме сборной СССР. Видимо, стоит проанализировать причины этого в специальной статье. Сейчас же поговорим о том, что произошло в нонтинентальном финале командного мирового чемпионата, который состоялся на реконструированном треке в Ленинграде. Право стартовать здесь сборная СССР оспаривала в двух отборочных соревнованиях, где одержала победы над национальными командами Голландии, Югославии, Италии и ФРГ. Западногерманские спортсмены, занявшие второе место в полуфинале континента, тоже прибыли в Ленинград. Еще две сборные — Польши и Чехословакии были допущены без отборочных стартов. Каждая из четырех команд ставила задачу занять место не ниже второго, поскольку лишь оно давало путевку в финал чемпионата мира, где были уже известны другие участники — сборные Англии и Дании. Вот выдержки из записей, сделанных мною по ходу необычайно острой и драматичной борьбы, свидетелями которой стали почти 12 тысяч ленинградцев, заполнивших трибуны трека. Дебют гонки наша сборная разыграла как по нотам. Задержавшись на старте, М. Старостин на повороте стремительным рывком вышел вперед и первым пересек линию финиша. Лидер сборной ЧССР И. Штанцль из-за неполадок в двигателе дистанцию не закончил. Во втором заезде его товарищ по команде Я. Вернер компенсировал неудачу, завоевав три очка, но и наш Н. Корнев тоже не сплоховал — он был вторым. Итог таков: СССР — 5 очков, ЧССР — 3, ПНР и ФРГ — по 2. Следующие два заезда. В. Смирнову явно не хватает характера: третье место на родном треке говорит само за себя. И еще один обидный сбой. Надо было видеть, с каким азартом и мастерством Г. Хлыновский обходил на поворотах поляка Э. Янцажа и чехословацкого гонщика В. Вернера. В его победе уже никто не сомневался, и вдруг... перебои в работе двигателя. Заряд истрачен впустую — лишь третье место. Сборная Польши усилиями Янцажа и М. Чеслака, установившего новый рекорд трека, вышла вперед — 8 очнов. У чехословацкой команды 5 очков. Наши имеют 7, сборная ФРГ (4 очка) без своего лидера Э. Мюллера, судя по всему, серьезной конкуренции не составит. Вторая серия заездов существенных изменений не внесла. Вновь вяло выступил Смирнов, но Корнев, Старостин и Вал. Гордеев были на финише вторыми. Три победы на счету польских гаревиков, Счет стал: ПНР — 17 очков, СССР — 14, ЧССР — 9 и ФРГ — 8. Драматический 11-й заезд! Снова Хлыновский после старта третий, и вновь на повороте он разом оставил позади и Штанцля и Чеслака. Победа? Нет, двигатель опять дает перебои — в итоге лишь третье место. А вот у сборной ЧССР стартовый кризис, кажется, миновал. Более того, самый молодой ее участник 20-летний А. Дримль улучшил рекорд Чеслака, показав время 1 минута 16,8 секунды. Перед последней серией заездов: ПНР — 23 очка, СССР - 20, ЧССР — 18, ФРГ 11.От нашей сборной первым на дорожку выехал Хлыновский, пересевший на мотоцикл Старостина. Это обстоятельство и предыдущие обидные неудачи, видимо, повлияли на опытного бойца. Он финишировал последним. Команда ЧССР переместилась на второе место, опережая наших спортсменов на очко. Теперь, чтобы попасть в финал, советские гонщики должкы были в оставшихся трех заездах одерживать победы. Увы, они добыли всего два очка. На финише соревнований команды расположились в следующем порядке: ПНР — 31 очно, ЧССР — 27, СССР - 22 и ФРГ - 16. Эти записи, как видите, отразили лишь ход борьбы, закончившейся не в пользу советских гонщиков. Но в моем блокноте есть еще заметки, которые во многом раскрывают подтекст событий на гаревой дорожке ленинградского трека. Соревнования я смотрел вместе с тренером сборной Польши Романом Хеладзе. Человек этот, с такой необычной для польсиого гражданина фамилией, оказался интересным, откровенным собеседником. Он хорошо знает международный спидвей, давно знаком ис нашими гонщиками. Еще перед началом соревнований Р. Хеладзе сказал мне, что шансы на выход в финал у советской сборной минимальны. Польские и чехословацкие спортсмены за последние годы накопили большой опыт выступлений в крупных международных встречах. Янцаж, Чеслак, Б. Прох, Е. Рембас (ПНР], И. Штанцль, братья Вернеры, П. Ондрасик (ЧССР), стартовавшие в Ленинграде, стажируются в настоящее время в профессиональных английских клубах и наждую неделю проводят в их составах до трех соревнований. Но главное даже не в этом. Четырехклапанные Двигатели, которыми располагает наша сборная, не идут ни в какое сравнение с моторами, используемыми польсними и чехословацкими спортсменами. Разница в мощности столь ощутима, что сводит на нет любые преимущества в мастерстве. В каждом заезде наблюдалась одна и та же картина — на выходе из поворота и на прямой наши соперники легно уходили вперед. Р. Хеладзе споноино смотрел гонку до конца 12-го заезда, когда соорная Польши всего на три очка опережала команду СССР. После него он снаэал: «Хватит соревноваться гонщикам, пусть спорят машины. Последние четыре заезда мои ребята проведут на двух английских «аеслейках». Из 31 очка сборной ПНР 26 были добыты с помощью этих двигателей. На следующий день три команды — СССР, ПНР и ЧССР провели товарищескую личную гонку. Она была интересна тем, что все участники оиазались в равных условиях: польские спортсмены «веслейки» не использовали, а чехословацкие гаревики, отправившие свои машины домой, выступали на мотоциклах сборной СССР. Понимая всю условность сравнения результатов — соревнования нак-никак товарищеские, где не нужно выкладываться до конца, — приведу все же их итоги: Смирнов — 14 из 15 очков, Старостин — 13, Гордеев и Корнев — по 11, а лучший зарубежный участник А. Хушца (ПНР) был лишь пятым с девятью очками. Конечно, неудачи нашей команды в последние два года имеют целый ряд причин. Но главная — резное отставание в мощностных показателях двигателей, которые она использует. Остальные сопутствуют или вытекают из этой главной. Без помощи специалистов, и прежде всего конструкторов ВНИИмотопрома, это отставание ликвидировать будет сложно. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» г. ЛенинградАВТОГОНКИЧемпион мира на машинах формулы Iв нынешнем году определился задолго до финиша. После одиннадцати этапов из шестнадцати Марио Андретти стал по сумме очков недосягаем для соперников. 38-летний американец итальянского происхождения выиграл пять этапов. Не только личное мастерство и богатый опыт обеспечили ему победу. Большая заслуга в этом бригады инженеров и механиков английского завода «Лотос», которую возглавляет более двадцати лет главный конструктор Колин Чэпмен. Его новая модель «Лотос-79» показала свое превосходство над главными претендентами — автомобилями «Брэбхэм-АльфаБТ46» и «Феррари-312-ТЗ». Эти машины располагали более мощными (на 30 — 40 л. с.) двигателями, чем «Лотос-79». но уступали ему по характеристикам управляемости. Пример Андретти и «Лотоса» показывает, что тщательно спроектированное шасси столь же (если не в большей степени) важно для гоночной машины, к аки мощный двигатель. Результаты соревновании X этап (Англия): 1. К. Рейтеманн (Аргентина). «Феррари-312-ТЗ»; 2. Н. Лауда (Австрия); 3. Д. Уотсон (Англия), оба — «Брэбхэм-Альфа-БТ46»: 4. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-008»; 5. Г. Штук (ФРГ), «Шэдоу-ДНЭ»; 6. П. Тамбе (Франция), «Мак-Ларен-М26». XI этап (ФРГ): 1. М. Андретти (США), «Лотос-79»; 2. И. Шехтер (ЮАР), «ВольфВР5»; 3. Ж. Л аффит (Франция), «ЛижьеМатра-ЖС9»; 4. Э. Фиттипальди (Бразилия). «Копершукар-ФЯА»: 5. Д. Пирони (Франция), «Тиррел-008»: 6. Э. Ребак (Мексика), «Лотос-78».МОТОКРОССПервенство мира в классе 125 см 3в этом году проходит под знаком превосходства японских мотоциклов. Выступающие на них гонщики заняли призовые места на большей части этапов. Лишь в отдельных случаях кроссмены на мотоиклах европейских марок («Априллиа», ТМ. ТГМ, 43) смогли войти в число призеров.ЙIX этап (ПНР). 1-й „заезд: 1. Г. Ронд (Голландия), «Ямаха»; 2. Г. Райе (Бельгия), «Сузуки»: 3. А. Ватанабе (Япония), «Сузуки»; 4. Ю. Худяков (СССР), 4 3 , 5. М. Аутио (Финляндия). КТМ; 6. Р. Гарвей (Англия). «Сузуки». 2-й заезд: 1. Ватанабе; 2. Райе; 3. Аутио; 4. И. Хуравый (ЧССР) 4 3 ; 5. Ронд; 6. А. Массан (Бельгия), «Хонда».Чемпионат мира на мотоциклах класса до 1000 см 3с коляской в нынешнем году проходит в девять этапов. Нашу страну на этом первенстве представляют два экипажа: С. Щербинин и Н. Лыжин (в прошлом году они вышли на десятое место) и Н. Иванютин и О. Харин. Результаты соревнований I этап (Швеция). 1-й заезд: 1. Р. ГроггА. Хюссер (Швейцария), «Нортон-Уосп»; 2. К. ден Биггелаар — К. ван дер Вайль (Голландия). «Ямаха-ЭМЛ»; 3. Н. Томпсон — Г. Уитерс (Англия), «НортонУосп»... 6. С. Щербинин — Н. Лыжин36