В блокнот любителям спортаID•.цТАне1_( ГОНКИ НА ДРЕГСТЕРАХНа фотографиях — странного вида машина с дымящимися задними шинами. Это дрегстер — разновидность гоночного автомобиля для скоростных заездов на четверть мили (402,336 м) со стартом с места. На таких соревнованиях используются машины с очень легким шасси, «мясистыми» задними шинами и велосипедными колесами спереди. На задние, ведущие колеса дрегстеров приходится около 90% массы. Это надо для того, чтобы максимум массы 'использовался как сцепная сила: иначе не взять резко, с хорошим ускорением старт. Мощность двигателя — часто это 7-литровый мотор, работающий на нитрометаНе и снабженный нагнетателем, — достигает 1600-г 1800 л. с. Таким образом, при массе машины 730 — 770 кг удельная мощность составляет 2 л. с./кг. Молниеносная приемистость дрегстеров была бы невозможной без специальных шин из мягкой резины с очень высоким коэффициентом сцепления. Машина трогается столь резко, что передние колеса отрываются от земли — как на старте мотогонок по льду. Всю дистанцию автомобиль проходит на задних колесах. При этом их шины непрерывно буксуют, окутывая протектор густым сизым дымом. Защищенный на случай переворота назад, через задние колеса (бывает и такое), спортсмен управляет машиной, сидя в кислородной маске. В конце дистанции скорость уже превышает 300 и даже 400 км/ч. Для погашения ее используют тормозной парашют авиационного типа. А время прохождения «четырехсотметровки»? Лучшие машины преодолевают ее за шесть с небольшим секунд (сравним: современный гоночный автомобиль формулы III — за 12,5 — 13,5 секунды). Для них сегодня — 2500 специальных дорожек с покрытием, обеспечивающим высокий коэффициент сцепления, и с электронной аппаратурой для измерения времени. Гонки на дрегстерах, которые ежегодно привлекают около 5 миллионов зрителей, обслуживают специализированные фирмы, их освещают газеты и журналы. За последние годы еще возросли мощности, стали применять гоночные шины сверхнизкого давления с эффектом закручивания боковых стенок при старте ис увеличивающимся к концу заезда на 100 мм диаметром (чем двигатель предохраняется от разрушающего нарастания оборотов). Сегодня на дрегстерах выступают не только в гонках на четверть мили со стартом с места, но ив рекордных заездах на дистанции 500 и 1000 метров. Первые такие машины созданы ив нашей стране харьковсними и ленинградскими спортсменами. М. КУУСЕ, инженер г. ТаллинГонщик в дрегстере сидит перед двигателем (8 цилиндров, 8200 см 3 , 1800 л. с ) . Над задними колесами установлено антикрыло. База — 5460 мм. Масса — около 770 кг.Когда дрегстер трогается с места, задние колеса пробуксовывают на бетоне дорожки, шины дымятся и их боковые стенки деформируются, закручиваясь словно часовая пружина. Гонщин проходит дистанцию с передними колесами чуть поднятыми над дорожкой.