АВТОСЕРВИСИдиллические картиныамериканского автосервиса живутв нашем сознании еще со времен выхода в свет «Одноэтажной Америки » Ильфа и Петрова. Помните сцену угазолиновой станции? Из опрятного зданьица вышел джентльменв полосатой фуражкеи кожаном галстуке и «начался великийамериканский сервис». Полосатый джентльмен , к ак называют его писатели , заправляет машину бензином, маслом, проверяет давление воздуха вшинах , п ротирает ветровое стекло ипопутно совершает еще ряд благородн ых дел. Вероятно, писателям повезло, ибо внашидни , по признанию самой заокеанскойпечати , а мериканские автовладельцы разгневаны не на шутну не . т олькокачествоммашин , но иуровнем авторемонта в их стране. Первый гром прогремел, когда несколько лет назад Ральф Надер выпустил свою знаменитуюкнигу «Опасно на любой снорости » , где он доказал , ч то «Дженерал Моторс» в погоне за прибылямивыпускает заведомо недоброкачественные машины . Сегодня жеамериканскийжурнал «Юнайтед Стейтс ньгос энд Уорлд рипорт » считает, что в стране существует целая серия отрицательных проблем автосервиса. Надувательство — это лишь одна изнеприятностей . М ногие водители утверж ­ д ают , что некоторыеавторемонтные мас терскиепри всем ихстараниипросто не знают , что делать всложныхслучаях , и дело принимаетнеожиданныеобороты . Один автовладелец из штата Мэриленд, доведенный до бешенства неспособн остьюавтомеханиковпочинить его маш ину , ворвался вмастерскую , р азмахи ­ вая пистолетом , и потребовал немедленно вернуть ему деньги . Его коллега изКалифорниипригналмашину обратно на завод, где она была собрана, въехал на газон иподжег ее. К онечно , к подобным крайним мерам прибегает только малая часть американ ­ цев. Но такиедраматическиеинциденты показывают растущее разочарование, испытываемое миллионами людей, изо всех сил пытающихсясодержать свои машиныв рабочем состоянии . Дело дошло до того , что эту проблему изучал сенат, и, по данным , представленным правительственными органами и частными предпринимателями , очевидно, что большинствожалоб автовладельцев вызвано низкокачественным , н енужным или жульническим ремонтом машин . Правительственные экспертыутверждают , что из 50 миллиардов долларов, которые ежегоднотратятсявСША на авторемонт (то есть в среднем 150 долларов на автовладельца), 20 миллиардов идут на ветер (а точнее вкарманы дельцов от сервиса. - М. В.). Главной проблемой для ремонтной мас терской была и остается острая нехватка квалифицированных механиков. Печать сообщает, что в сфере авторемонта США занято 500 000 человек итолько половина из них обучена своему делу. В результате во многихмастерскихмашиныремонтируюткое - к ак , и понятно, что некоторые «фирмы» не в состоянии исправить относительно сложные повреждения , с колько бы раз мастера ни брались за них . Среди историй , у слышан ­ н ыхконгрессом , был случайс одним человеком в Теннесси, в машинекоторогокоробку передач более двадцати раз исп равляли , и все равно она намертво зак линивалась на первой передаче. Иной раз мастерские не могут раздобыть нужную деталь неделями или даже месяцами , в то время какмашинастоит без дела, а ее хозяинвыходит из себя. Для владельцев новыхмашин поломка часто ставит двойную проблему — к ак при отсутствии общественного транспорта обойтись без машины на время ремонта икак убедить дилера (агента по продаже), что данный ремонт должен быть сделан вгарантийномпорядке . Приблизительно треть из десяти миллионов машин , к упленныхвпрошлом году, имела дефекты , у странениекоторыхпредусматривалосьгарантиями . По данн ым , п риведенным председателем федеральной торговой комиссии Майнлом Перчуком , это в четыре раза больше, чем объем дефектов вдругих потребитель-с ких товарах, т акжепродающихсяс гар антией . Треть владельцев машинс непол адками , п одлежащимигарантийному рем онту , в ынуждена больше месяца добиваться такого ремонта. Часто потребитель оказываетсяв центре склокимежду дилером ипроизводи ­ телем, с порящими , к то из них несет ответственность за неисправнуюмашину . Вот что произошлос Иной КотцинизМонтгомериКаунти (штат Мэриленд). Она одиннадцать раз возвращала дилеру свой новый автомобиль из-за неполадок в авт оматическойкоробке передач. Дилер настаивал, что это вина производителя, производитель утверждал , что за такие дефекты отвечает тот, к то продал товар. Спор тянулсяитаки не успел ничем зав ершиться , потому что машина пострадала от пожара . Расследование обнаружилотрансмис ­ сионную смазку в дожигателе выхлопных газов. Но оба — и агент по продаже и завод — п родолжаютотрицать свою ответственность. К отцин сумела получить со страховойкомпании определенную компенсацию за понесенные ею потери , на том дело икончилось . «Я устала от борьбы, — заявила она. — Я потратила на это слишкоммного здоровья, времени иэнергиии просто решила положить этому конец » . По подсчетам американскихэкспертов , с помощьюявнргожульничествас автовладельцев взыскиваетсяоколо двух миллиардов долларов в год. За последние годы органыпрокуратурыв стране обнаруж или более ста мастерских , з анимающих ­ ся систематическим надувательством зак азчиков . ' Руководители Национальной ассоциацииокружныхпрокуроров убежд ены , что эти случаи — л ишь то, что леж ит на поверхности проблемы мошенни ­ чества в сфере авторемонта. В связис этим журнал сообщает такойинтересный факт. В ходе одного расследования вДжексонвилле (штат Флорида) п рокурор направил машинувхорошем рабочем состоянии на контрольныйосмотрв мес тнуюмастерскую по ремонту коробок передач. М еханик заявил водительнице — ж ен ­ щине-детективу, что коробка передач «совершенно изношена» и нуждаетсяв замене, что обойдется в 372 доллара. После того , к акмашина была получена из мастерской , с отрудникипрокуратуры переставили эту коробку передач на друг уюмашинуив ту жемастерскую ее пригналдругой « з аказчик » . Тот же мех аник заявил, что коробкунужно сменить. Стоимость ремонта — 342 доллара. Последующая экспертиза показала, что, несмотря на два визита вмастерскуюиуплату более 700 долларов, мастер вообще не дотрагивался до коробки передач. Правительство пытаетсякаким - т о образом решать проблемы автосервиса. Печать США сообщает, что для этого ужепринятынекоторыемеры . Для увеличения количества квалифицированных механиков, например, Министерство труда и Национальная ассоциация автодилеров' начали проводить программуучебной подготовки мастеров по авторемонту. Она объединяет учебу на рабочем месте с посещением курсовприместных колл еджах , но в масштабах всей страны эта программапока что охватила... 450 человек. Прямо сказать , не густо . Чтобы обеспечить честнуюи объективн уюоценку состояния машины до того , к ак она пойдет в ремонт, н екоторыегруп ­ п ы автовладельцев пытаютсявэкспери ­ ментальном порядке создать «диагностич ескиецентры » , где бы машины провер ялись на безопасность движения , экон омичность потребления топлива, ш ум , п ротечки , к ороче , где бы определялись дефекты, нуждающиеся в устранении. В огличие от большинства коммерческих мастерских, эти экспериментальные центры сами ремонта не производят. Они определяют неполадки, т ребующие вмешательства мастера, и оставляют на усмотрение автовладельца, к тоивкакоймастерской будет ремонтировать его машину. У лаживаниемпостоянных споров между автовладельцами, р емонтными мастерс кимии производителями вынуждены заниматься иАмериканская автомобильная ассоциацияи Национальная ассоциацияокружных прокуроров. Со своей стороны , автозаводы за последние годы предприняли ряд шагов для ускорениярассмотрения жалоб поку ­ пателей. Ж урнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» п ишет , что для этого... у становлены дополнительные телефоны. Но сами американцы утверждают, что предпринятыепока что различные меры для улучшения ремонтного сервиса еще весьма далеки, от того, что необходимо сделать. Автовладельцы говорят , что требуется более сильное оружие для защиты их интересов. Вот некоторые из их предложении. Автозаводы обязаны встраивать в продаваемые вСШАмашиныспециальные устройства, предупреждающие о неполадках, у грожающих безопасности езды. Федеральное правительство должно, проводить испытанияразличных изделий автопромышленности , определяя их над ежность , в озможностьлегкого установления диагнозаи ремонта. Они требуют , чтобы правительство разработало систему улаживания споров относительно гар антийного ремонта вплоть до того , чтобы изготовители забирали свой браки возвращали деньги обратно. Эти предложенияпока еще не вызвали большого интереса вконгрессе . Однако что касается автоиндустрии , то здесь все, что попахиваетусилением правительственного регулирования , в ызываетпочти единодушное сопротивление. Ф рэнк Макарти, представляющий Национальную ассоциацию автодилеров, включающую двадцать одну тысячуторговцевновымимашинами , заявил вконгрессе : «Во всех операциях, связанных с автосервисом, дилер не имеет никакого «навара». И предупредил, что новые федеральные регламентации скорее всего вынудят мног их дилеров полностьюпрекратить рем онтные дела. Сами жеработники автосервиса считают, что истиннаяпричинабольшинства жалоб потребителей заключаетсяв рас тущейсложностиустройства современн ых автомобилей. Они предвидят, что вбудущемситуация еще больше ухудшит ­ ся по мере того , н аквмашины будут встраивать все больше технических новин ок , разобраться вкоторыхмеханику авт омастерской не под силу . Дональд Рэндел, представитель Объедин енных советов автомотосервиса, ассоц иации , в которую входит 5 000 независ имыхремонтныхмастерских , предсказывает «беспрецедентную лавину новой технологии » и параллельно сэтим «нар астающийшквал жалоб со стороны потребителя — б ольший , чем дажемогут себе представить самые ярыезащитнини прав потребителя». Да, п ерефразируя Шекспира, можно сказать : что-то подгнилов автомобильном королевстве. М. ВИЛЕНСКИЙ37