ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВКЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"Права и обязанностильгота распространяется и на инвалидов с детства. По законодательству Таджикской и Узбекской союзных республик таким правом наделены и члены республиканского общества автомотолюбителей. — Можно ли стать членом гаражного кооператива, еще не владея автомобилем, а только имея очередь на приобретение его? — Согласно Примерным уставам в большинстве республик, в кооператив может быть принят только человек, владеющий на правах личной собственно-' сти автомобилем (мотоциклом), зарегистрированным в местных органах ГАИ. Однако в Казахской и Туркменской ССР в кооператив могут вступить и граждане, состоящие в очереди на приобретение автомобиля. В Эстонской ССР членом кооператива может стать наряду с владельцами машин и тот, кому в установленном порядке предоставлено право на покупку автомобиля в текущем году. — Правомочно ли правление исключать из ГСК лиц, продавших автомобиль или сменивших место жительства? — Чаще всего на практике такие конфликтные ситуации возникают, когда член кооператива продал старую машину и намерен приобрести новую. В этих случаях Примерные уставы отдельных республик устанавливают срок, в течение которого членство сохраняется. В Грузии, Таджикистане и Узбекистане он равен одному году, в Латвии — трем годам и более, если гражданин стоит на учете для приобретения автомобиля. По истечении этого времени в кооператив по решению общего собрания принимается новый владелец машины, а прежнему возвращается сумма накопленного пая. Примерно так же предлагает решать этот вопрос в Москве и Мосжилуправление. Здесь владелец гаража должен подать заявление в правление, которое вправе назначить срок на приобретение нового автомобиля. Дополнительный срок предоставляет общее собрание. Но в РСФСР и остальных республиках, где есть Примерный устав, это обстоятельство не является основанием для исключения. Как разъяснил по конкретному делу Верховный Суд РСФСР, исключение из членов ГСК возможно только по тем положениям, которые есть в Примерном уставе. Изменение места жительства в черте города или переезд в другой на постоянное место жительства в Примерных уставах большинства республик не является основанием для исключения. гОбязан ли член кооператива, помимо паевого взноса, вкладывать дополнительные средства? — Паевой взнос, как известно, делается до начала строительства гаража, и сумма его определяется сметой. В период эксплуатации владелец «машиноместа» несет новые расходы. Это оплата коммунальных услуг и текущего ремонта, покупка дополнительного оборудования, заработная плата сторожа и Журнал уже публиковал материалы об основных положениях Примерного устава кооператива по строительству н эксплуатации коллективных гаражейстоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, действующего в Российской Федерации. Но быстро растет армия владельцев «машино-мест» в коллективных гаражах,-и правовые вопросы становятся для них особенно актуальными, возникает необходимость в уточнениях, читатели просят рассказать о различиях в Примерных уставах, принятых в союзных республиках. Выбрав из почты вопросы, интересующие многих авторов писем, редакция попросила ответить на них в «Клубе» кандидата юридических наук В. М. ХИНЧУКА. — Известно, что членами гаражного кооператива могут быть все совершеннолетние граждане СССР. Кому предоставляется право вступать в ГСК в первую очередь? — Этот вопрос решен в разных республиках по-разному. В Латвии и Таджикистане преимуществом пользуются инвалиды Великой Отечественной войны, труда, а также инвалиды из числа военнослужащих. В Белоруссии этаАвтомобиль в темных очкахВ «Клуб «Автолюбитель» обратился водитель из Минска Ю. Лавринович. Он пишет: «На улицах нашего города можно иногда встретить автомобили иностранных туристов с затемненными стеклами. Хотелось бы знать, являются ли такие стекла данью моде или же имеют какой-то практический смысл». Обычно мы приглашаем на очередное заседание «Клуба» специалиста, который разъясняет суть проблемы. На этот раз редакция обратилась к статье инженера Т. СОБЕЦКОГО, опубликованной в польском журнале «Мотор», которую положила в основу ответа. Автомобили с затемненными (их еще называют дымчатыми) стеклами теперь не такая уж редкость. У одних «дымка» зеленоватая, у других — коричневая. Эти стекла, с одной стороны, рассчитаны на чисто внешний эффект (подобные «находки» известны много десятилетий — были бы только на них покупатели), а с другой — призваны играть роль теплозащиты для пассажиров автомобиля. Многие фирмы, выпускающие , дорогие машины, ставят дымчатые стекла на порядочную часть своей продукции. Некоторые японские заводы оснащают ими даже малолитражки. А не ухудшают ли такие стекла безопасности езды, поскольку пропускают меньше света, чем обычные, «прозрачные»? В некоторых странах существуют на этот счет специальные требования. Так, в ФРГ можно применять в качестве лобовых только те дымчатые стекла, которые пропускают не менее 76 %. падающего на них света. Для боковых установлен более низкий предел — 70%. Вспомним, что обычные автомобильные стекла поглощают не менее 10% световой энергии. Однако дымчатые стекла, называемые иногда также атермальными, или теплонепропускающими, поглощают порой до 40% энергии солнечного излучения, а если говорить об ультрафиолетовом излучении, то до 60%. Если все стекла в машине заменить атермальными, то они в солнечный день обеспечивают внутри салона температуру на 3—5° ниже, чем при прозрачных окнах. А в жаркие летние дни даже такая небольшая разница уже чувствуется. Конечно, тут же напрашивается встречный вопрос — если в машине тепло, а на улице мороз, то не должны ли атермальные (теплонепропускающие) стекла играть роль теплоизоляции? Нет, стекло ведь поглощает ультрафиолетовые лучи, то есть служит «изоляцией» только от них. Теплопроводность его — такая же, как у обычного стекла. Словом, оно не препятствует утечке тепла из салона. Но,вернемся к более серьезному предмету, вопросу о безопасности. Лобовое стекло, если его наклонить под углом 60° к горизонту, может поглощать дополнительно еще 10% энергии.. При дневной езде эти потери практически неощутимы. Ночью же лобовое стекло, пропускающее, скажем, 73% световой энергий, как показали американские исследования, снижает видимость на 3-5%!6