тя я шшМОТОЦИКЛЕТНЫЙ КЛАССКак известно, для обучения водителей различных категорий в автошколах и спортивно-технических клубах ДОСААФ оборудуются специальные классы. При этом они могут быть либо специализированными, предназначенными для изучения одной или нескольких тем какого-то предмета, либо комплексными, позволяющими проводить занятия по всем темам одного или нескольких предметов. Обучение водителей транспортных средств категории «А» (мотоциклистов), как правило, проводится в комплексных классах. Это объясняется тем, что материальная часть — в данном случае мотоцикл и его разрезные агрегаты — не очень громоздка, занимает незначительную часть помещения в его «нижнем ярусе» и позволяет использовать остающиеся свободными стены для размещения табло с дорожными знаками, изображений или планшетов перекрестков, показа разных типов светофоров, разметки и т. п. Именно такой класс представлен на нашем снимке, сделанном в ульяновском областном спортивно-техническом клубе ДОСААФ. В классе площадью около 50 м2 уста2. «За рулем» ЛЬ 1 новлены столы для тридцати учащихся и кафедра преподавателя (они в кадр не вошли). На передней стенке — классная доска. Возле нее на поворотной подставке закреплен мотоцикл. Некоторые его узлы и агрегаты имеют частичные разрезы. Желательно, однако, чтобы все они были представлены на отдельных стендах с более полным «раскрытием», позволяющим понять сущность происходящих в них процессов, уяснить взаимодействие деталей. При этом, учитывая, что изучается не конкретная модель, а мотоцикл вообще, как таковой, целесообразно в дополнение к стоящей на подставке машине с двухтактным двигателем в сборе иметь еще одно пособие — установленный на вращающемся стенде разрезной четырехтактный двигатель в комплекте с приборами систем питания, зажигания и смазки, со сцеплением и коробкой передач, задней передачей. Отдельные, наиболее сложные или наиболее важные темы могут раскрываться на стационарных щитках, укрепляемых на главной, передней стене класса. К таким темам можно отнести устройство двигателя, электрооборудование, работу карбюратора, установку опережения зажигания ' регулировку сцепления. Другие, менее сложные темы раскрываются на плакатах. В зависимости от конкретных условий преподаватель может при изучении конструкции делать упор на тот или иной тип мотоцикла, чтобы приблизить обучение к практическим задачам, — например, особо остановиться на эксплуатации машины с боковым прицепом, рассказать об особенностях поведения мотоцикла с коляской, установке развала и схождения колес. В соответствии с современным направлением в учебной деятельности в классе могут быть применены средства обучения по системе программирования, а также киноустановка, диапроектор. Л'абораторно-практические занятия по разборке и сборке отдельных узлов можно вести на тех же рабочих местах, но в этом случае преподаватель должен иметь для каждого учащегося отдельный переносной стенд. И. ЕЛЬЧАНИНОВ, начальник учебно-методического кабинета ЦК ДОСААФ СССР9