направлении и 5-метровой разделительной полосой. От Омска до Новосибирска обычно пользуются маршрутом по территории Казахстана, через Кустанайскую и Павлодарскую области. Дорога здесь на всем протяжении покрыта асфальтобетоном, обочины укреплены гравием. Правда, на отдельных участках от Койбагара (488-й километр) до Жаксы (658-й километр) покрытие в неважном состоянии, а на одном участке (между 1782-м и 1927-м килоМетрами) есть еще грунтовые разрывы, но они вполне преодолимы в летнее время. Требуют особого внимания и осторожности также участки Мариинек — Богатол (2666—2800-й километры), Балахта — Новоселово (3200—3270-и километры), где наряду с асфальтом встречаются места с гравийным покрытием. После этих перегонов водителей и пассажиров ждет чудесный отдых на Кие и Чулыме (2670-й, 2868-й километры), где, как утверждают знатоки, можно «смыть усталость» и успешно порыбачить. Не только турист, каждый водитель интересуется тем, что встречается в пути. Проехав 50 километров по дороге Кемерово — Яшкино, вы попадаете в уникальный музей «томская писаница». Здесь высоко над Томью сохранились наскальные рисунки наших предков, обитавших в этих местах вV тысячелетии до новой эры. Прошлое и современность оживают ив летописи Красноярского края, в заповеднике «Столбы», в Дивногорске — на Красноярской ГЭС. Свернув на Саяногорск (3447-й километр), можно осмотреть строящуюся Саяно-Шушенсную ГЭС. И каждый, безусловно, посетит Минусинск (3462-и километр) и Шушенское (поворот на 3506-м километре),К САЯНСКОМУ КОЛЬЦУЖурнал «За рулем» представляет автомобильные дороги Челябинск — Кустанай — Целиноград — Караганда — Павлодар — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Абакан — Кызыл — Ак-Довурак — Абаза — АбаканПервая часть схемы трассы — на стр. 12—13, окончание — в мартовском номере Сибирь напоминает сегодня огромную строительную площадку: невиданными темпами возводятся промышленные гиганты, рождаются новые города, прокладываются и реконструируются транспортные магистрали. И все большую нагрузку принимают на себя автомобиль-. ные дороги за Уралом, все больше грузов движется по ним с запада на восток ис востока на запад, все больше водителей осваивает сибирские маршруты. Последнее время отправляются в путь по этим дорогам опытные автотуристы, желающие провести отпуск в Сибири — крае необыкновенной красоты, со славным историческим и революционным прошлым. В свою очередь, сибиряки все чаще выезжают в центральные районы страны, к морю на личных автомобилях и мотоциклах. Для всех тех, кто поведет машины по дорогам Сибири, и предназначается наша схема. По уже установившейся традиции вначале корреспондент проделал этот путь сам, а сегодня познакомит с ним наших читателей. Поскольку дорога из европейской части страны на Южный Урал хорошо известна, первым пунктом на нашей трассе взят Челябинск. Отсюда идет отсчет расстояния до самого конца пути, а километровые знаки на отдельных этапах показаны в скобках. В Челябинске вам придется ехать через жилые массивы. Значительная часть дороги на Троицн будет реконструирована в магистраль первой технической категории: с двумя рядами движения в каждомучитывали их протяженность и качество проезжей части. К примеру, от Кустаная можно проехать двумя путями — трассами общегосударственного или республиканского значения. Рекомендуем второй, более короткий — через Аманкарагаи (417-й километр) и Есиль (596-й километр). От Болотного (2369-й километр) до Кемерово предпочтительнее дорога местного значения, которая идет вдоль железнодорожного полотна через Юргу (2395-й километр) и Ст. Топки (2474-й километр). А вот от Шагонара (3993-й километр) до Чадана (4101-й километр) рекомендуем новый путь. Он и короче и лучше прежнего, тан как все населенные пункты остаются в стороне. Наша схема проложена через Караганду. Но можно и миновать ее, повернув у Осакаровки (1098-й километр) на Молодежное, сэкономив более 100 километров. В такой продолжительной поездке можно ощутить все многообразие климатических и природных зон нашей страны. Сначала, огибая сосновые и березовые чащи, дорога словно повторяет плавный рельеф Урала и Западной Сибири. Профиль ее меняется в казахстанских степях. В основном прямая в плане, она круто поворачивает перед Батпаком (1121-й километр) и Темиртау (1164-й километр). Осенью и зимой от Караганды до Павлодара и от Красноярска до Абакана кружат пыльные и снежные бураны. Тогда приходится снижать скорость и включать фары. Следите за указателями, предупреждающими об ограниченной видимости. Удивительно щедра и многообразна сибирская природа. Густые хвойные и смешанные леса, богатые грибами и ягодами, защищают дорогу от снежных заносов. Однако в период обильных снегопадов и сильных ветров от Успении (2559-й километр) до Ст. Тяжина (2706-й километр) резио ухудшаются обзорность и состояние покрытия. Непогоду лучше переждать в гостиницах Мариинска и Ст. Тяжина, а заодно осмотреть машину на СТО. Кроме Тобола, Иртыша, Ишима, Енисея, Оби, Томи, вам придется пересечь множество рек и речушек, где уровень воды и течение зависят от времени года. Нагрузки на многих мостах ограничены. После Минусинска дорога проходит в красивых и величественных Саянских горах, где даже летом на вершинах лежит снег. Сквозь таежные заросли стекают по склонам горные ручьи, гася зной. Но затяжной перевал с крутыми поворотами-петлями от Кулумыса (3600-й километр) до Оленьей речки (3657-й километр) может показаться достаточно «жарким». На участке от Арадана до Абазы чередуются спуски и подъемы. Асфальтированное шоссе здесь шириной 7 метров, а так как обочин практически нет, при разъездах с крупногабаритными автомобилями будьте предельно аккуратны в выборе места на полосе движения и скорости. На этом отрезке много стоянок вблизи рек и ручьев, на полянах, покрытых яркими сибирскими цветами. Остановки для ночлега и отдыха, конечно, определяются вашими интересами и самочувствием. Хотим предупредить: в Саянах летом с 16 часов до темноты движение интенсивное. Поэтому туристам лучше начинать путь пораньше. Во многих населенных пунктах на трассе и вблизи нее есть гостиницы. Станции технического обслуживания работают пять дней в неделю, а АЗС без выходных и круглосуточно. Почти на всех — полный ассортимент бензина. Е. ЮДКОВСКАЯ, спецкор «За рулем» Редакция благодарит Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР и Министерство автомобильных дорог Казахской ССР, работников их территориальных управлений, а также сотрудников ГАИ МВД Тувинской АССР за помощь, оказанную в подготовке этого материала.ссылке Владимир Же находился вдорог мы прежде Ильич При выборе всего!НИН.На снимках: АЗС в Кызыле; участок дороги Ак-Довурак — Абаза. Фото Н. Ваулина4