^mО взаимоотношениях этих двух категорий участников движения, как именуются они в Правилах, спорят и размышляют в последнее время много. И не случайно, конечно: при всех прочих факторах безопасность дорожного движения зависит все-таки в первую очередь от человека, его поведения как за рулем, так и вне машины. Против этого, правда, никто не возражает. Наоборот, все чаще можно услышать и прочитать о том, что пешеходы наравне с водителями несут всю полноту ответственности за тот вред, который может возникнуть в результате их опрометчивых или легкомысленных действий. Об умысле я просто не говорю, ибо, если такое случается, то квалифицируется уже не правилами движения, а уголовным законодательством. Однако, напоминая всем о равной ответственности за нарушения порядка на дорогах, нельзя забывать ио равноправии всех участников дорожного движения. А это, на мой взгляд, основа основ безопасности и водителей, и пешеходов. Пока, к сожалению, водители еще нередко пытаются утвердить какую-то исключительность своего положения перед пешеходами. Да и те не остаются в долгу. Говоря о равноправии, я вовсе не хочу сказать, что у водителей и пешеходов равные возможности. Речь о том, что все равны перед Правилами. Они учитывают и защищают интересы и тех и других. В определенных ситуациях у водителей преимущество перед пешеходами, в других — наоборот. Попытки получить какие-то привилегии за чужой счет противоречат и духу и букве нашего дорожного законе. Некоторые же водители, довольно хорошо усвоив свои права, вроде позабыли о правах пешехода. Конечно, когда пешеход появляется на проезжей части в неположенном месте, это никуда не годится, и его вина очевидна. Но большинство конфликтов возникает как раз на обозначенных и регулируемых переводах. А здесь-то, как говорится, чего уж власть делить: преимущество пешеходу, Однако водители сплошь и рядомдемонстрируют настоящие «силовые приемы» в отношении пешеходов, рассчитывая, что человек отступит, побережется. Ясное дело: к автомобилям запасные части есть, а к человеку — сами знаете. Причем на основе личных наблюдений могу утверждать, что так ведут себя люди, не то чтобы испытывающие какую-то неприязнь к пешеходу, а привыкшие подразделять требования Правил на обязательные и необязательные. Такие водители вступают в конфликт не только с человеком на дороге, но ив конце концов с самим собой. Такое отношение к нормам закона , рано или поздно приведет к аварии. Какие поступки водителя вызывают больше всего нареканий со стороны пешеходов? Нежелание считаться с их преимуществом в определенных Правилами случаях. Как известно, Правила обязывают водителей перед обозначенным пешеходным переходом снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить людей, вышедших на проезжую часть. Точно так же они должны поступать и при поворотах на перекрестках налево или направо. Удобно это или неудобно, но это закон. У водителя здесь нет «вариантов». Никакие соображения экономического характера (лишний раз тормознешь — дополнительный расход топлива), логического порядка (на то, мол, человек изобрел автомобиль, чтобы быстрее поспевать куда надо) и другие не могут приниматься во внимание или служить оправданием нарушений. Мне просто странно слушать разговоры р том, целесообразно или нецелесообразно, выгодно или невыгодно соблюдать те или иные требования Правил. Такая полемика была бы понятна, когда рассматривался и широко обсуждался проект действующих ныне Правил дорожного движения. Теперь же их надо выполнять. Почему, например, никому . не приходит в голову отстаивать право проезжать перекресток при запрещающем сигнале светофора, если с бокового проезда на зеленый не движется другое транспортное средство? Ведь это тоже дало бы экономию топлива, а за время I от снижения простоев перед красным" сигналом можно дополнительно перевезти немало всяких грузов. Ну как, вам такой «экономический» довод? Убеждает? Можно и логический привести. Например, не глупо ли должен себя чувствовать водитель, ожидая перед пустынным перекрестком зеленого сигнала? Вон, мол, пешеход побежал на красный, отчего же мне стоять? Вызывает улыбку?Так почему же вы порой пренебрегаете запрещающим сигналом, когда речь идет о преимуществе бесколесного участника движения? Конечно, надо добиться того, чтобы и пешеход не шел на кр.асный. Мы в Таллине с этим почти справились. Имея в виду, конечно, основную массу пешеходов, а не отдельных, так сказать, воз-БОЛГАРИЯ. В Софии функционирует Центр воспитательной работы пр безопасности движения. Средствами воздействия здесь служат .документальные фильмы, диапозитивы и оригинальные фотоснимки, которые комментируют специалисты. Центр имеет свою кинотехнику, студию звукозаписи, фотолабораторию и специальную аппаратуру для воспроизводства дорожных ситуаций. Для маленьких посетителей демонстрируются диафильмы.ПОЛЬША. В последнее время в стране ежегодно продается по миллиону велосипедов для взрослых. Сейчас в 71 семье из 100 имеется велосипед. Действует около ста клубов велосипедного туризма, часто совершаются многодневные групповые поездки по стране.ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Продолжается строительство автострады международного класса Прага — Братислава. Вся магисталь будет сдана в эксплуатацию в 980 году, но уже сейчас открыто движение на участке длиной 180 км. Ширина проезжей Части автострады 22 м — в каждую сторону в три ряда. Все пересечения с другими дорогами — на разных уровнях. Через 2—3 км установлены телефоны, созданы пункты технической помощи, площадки отдыха. Уже работают многочисленные бензозаправочные станции, СТО, мотели и рестораны. Автострада имеет специальное сверхпрочное покрытие из бетона. Она будет скоростной: на отрезке Прага — Брно намечен лимит 120—125 км/ч, а Брно — Братислава — до 150 км/ч. Автострада сократит обычный путь из Праги в Братиславу на 50 км.ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Основным транспортом английских почтальонов все еще остается велосипед. Сейчас в их распотысяч двухколесных §яжении 27незаменим не только машин. елосипед в сельских районах, но ив городах — он помогает почтальонам быстрее миновать многочисленные заторы. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В Лондоне проходила испытания система «тотальной проверки трезвости» водителей. На нескольких улицах, были нанесены, прямые желтые полосы, по которым двигались автомобили. Специальные датчики регистрировали «стиль вождения» и в случае необходимости посылали сигнал вперед, ближайшему пункту дорожной полиции, где указанные автоматами машины останавливались, и водители подвергались22