МЕЖДУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМВсероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) существует немногим более пяти лет. За это время произошло становление его первичных, городских, областных организаций, окрепла материальная база, сложились эффективные формы воспитательной, производственной, спортивно-туристской работы, что благотворно сказалось на состоянии автомобильного дела в республике. Итоги всему этому подвел II съезд ВДОАМ, где с отчетным докладом выступил председатель Центрального совета С. И. Шупляков. За период между первым и вторым съездами вырос численный состав членов Общества. Сейчас в нем 31 787 первичных организаций, объединяющих почти 2 миллиона владельцев личного транспорта. Одна из главнейших задач ВДОАМ — воспитательная: укрепление водительской дисциплины среди автомотолюбителей, борьба с нарушениями правил движения, улучшение морального климата на дорогах. Вся работа в этом направлении шла в тесном взаимодействии с Госавтоинспекцией на местах. В РоссийскойФедерации создано 5580 уголков и 1745 кабинетов по безопасности движения; проводятся занятия по повышению знаний ПДД на основе специальных программ. При первичных организациях, районных и городских советах действуют комиссии по разбору дорожно-транспортных происшествий, нуда органы ГАИ направляют большинство дел, связанных с нарушениями Правил членами Общества. Для повышения авторитета ВДОАМ положительную роль, как отмечалось- на съезде, сыграл утвержденный Центральным советом совместно с Управлением ГАИ МВД СССР «Талон общественного предупреждения». В ряде мест пошли еще дальше. Так, в Калининградской области совместным решением УВД облисполкома, совета ВДОАМ и обкома профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог утверждено положение о заании «Отличный водитель». Лица, удостоившиеся этого звания, получают ряд дополнительных льгот. Общество взялось за организацию системы технической помощи на дорогах. К концу минувшего года в его распоряжении имелось уже около 180 передвижных мастерских на базе автомобилей ИЖ—2715 и ЕрАЗ—762А, которые несут патрульную службу на' дорогах. Создаются пункты техпомощи, мастерские и при первичных организациях, в крупных гаражных кооперативах. Их открыто уже более тридцати.Кровное дело Общества — забота о строительстве гаражей, охраняемых платных стоянок (только в Ленинграде в распоряжение совета ВДОАМ передано 160 коллективных гаражей на 50 тысяч автомобилей). И, конечно, повышение водительской квалификации авто- и мотолюбителей. Здесь действенным, эффективным средством стал спорт, спортивные соревнования: авторалли, скоростное маневрирование, автомногоборье. За последнее время проведено'около 1300 таких соревнований, в которых приняло участие более 40 тысяч владельцев автомобилей и мотоцинлов. Как правило, спортивные встречи организуются совместно с комитетами ДОСААФ предприятий, колхозов, учреждений. При полном контанте с комсомольскими комитетами, комитетами ДОСААФ готовятся и проходят автои мотопробеги, имеющие агитационную, патриотическую направленность. II съезд ВДОАМ, отметив первые успехи Общества, поставил и новые задачи. Главные из них — дальнейшее усиление организаторской деятельности, вовлечение в ряды ВДОАМ подавляющего числа владельцев автомобилей и мотоциклов, усиление, воспитательной работы,, направленной прежде всего на безопасность дорожного движения, расширение технической и другой помощи членам Общества, развитие спорта и туризма. Председателем Центрального совета ВДОАМ избран С. И, Шупляков.Возвращаясь н напечатанному«Потекут ли мовильные реки?»Материал, помещенный на страницах журнала под таким названием (1978, Nb 3), вызвал многочисленные отклики, которые продолжают поступать и поныне. И от владельцев автомобилей, и от работников станций обслуживания. Удивляться стойкому интересу к затронутой теме не приходится. В различных, порой суровых климатических условиях нашей страны дополнительная защита кузова от коррозии просто необходима. Причем дело это, если взглянуть на него широко, затрагивает не только личные интересы автомобилистов. Сохранение кузовов с учетом все растущего парка машин — это в конечном счете экономия сотен, тысяч тонн металла, разгрузка предприятий автосервиса от самых сложных, дефицитных работ, сокращение трудовых, материальных затрат, словом, дело государственного масштаба. В свое время, после выступления журнала, редакция полулила ответы от ряда организаций и ведомств. Начальник Главкультбытторга Министерства торговли СССР С. Варенко.сообщал, что «В целяхулучшения торговли и реализации автопрепарата «Мовиль» Минторг СССР обязал оптовые базы союзных республик проверить состояние торговли в республике и принять меры к дополнительной закупке его у промышленности». Начальник'Управления главного металлурга Министерства автомобильной промышленности СССР А. Фалейнов писал: «ВПО «Союзавтотехобслуживание» совместно с филиалом НАМИ разработало «Рекомендации по организации участков антикоррозионной защиты кузовов автомобилей», в соответствии с которыми в республиках в 1976 — 77 гг. было создано 245 участков, а к 1980 г. планируется довести их до 500. По заданию ВПО «Союзавтотехобслуживание» для системы автотехобслуживания: — разработана технология работ по антикоррозионной защите; — выдано задание на разработку технического проекта строительства участка антикоррозионной защиты кузовов с производительностью 6,5 тыс. автомобилей в год. В соответствии с приказом Министра автомобильной промышленности СССР № 64 от 16.03.78 г. в 1979—81 гг. будет построено 25 таких участков». Ответило редакции и производственное объединение «Литбытхим» Министерства химической промышленности СССР. Лед, как говорят, тронулся. «Мовиль» получил признание, торгующие организации, станции техобслуживания повер-нулись к нему лицом. Так почему же все-таки письма идут к нам до сих пор? Среди организаций, завязанных на «мовильной проблеме» и названных в прошлогодней публикации «За рулем», кроме тех, что упомянуты здесь, было.и Министерство нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Оно одно не ответило на выступление журнала, хотя именно от него зависит, будет ли увеличено производство этого крайне нужного препарата или нет. Концентрат ВЗМ-МЛ-1 — главный компонент «Мовиля» поставляют нефтепереработчики, и нехватка его сдерживает рост производства. А письма, что по сей день поступают в редакцию, содержат, как правило, один вопрос: где купить, где достать «Мовиль»? Сегодня он уже перешел в разряд дефицита, автолюбители его ищут, его расхватывают. И все же мы погрешили бы против истины, сказав, что только нехватка концентрата — единственная ив нерешенных проблем. По сигналам, поступающим в редакцию, один из двух заводов, которые производят «Мовиль» (он поставляет его в крупной расфасовке для автосервиса), получил отказы от ряда предприятий автотехобслуживания, куда препарат был занаряжен по заявкам их вышестоящих организаций, — эти предприятия простонапросто технически не подготовились к использованию «Мовиля». Так что при определенном и заметном сдвиге в признании «Мовиля» и его внедрении до «мовильных рек» еще далеко.Читатель — журнал — заводСоблюдайте инструкцию«На моем автомобиле ВАЗ—2101 пришлось уже заменить четыре нижних рычага передней подвески. Причина неполадки во всех случаях — облом рычага, Причем один раз авария произошла на скорости 20 км/ч. На мой взгляд, завод должен принять экстренные меры по усилению этой детали. Не согласен яис конструкцией верхних шаровых опор с тефлоновым наполнителем. Ведь они теперь не подлежат реставрации в домашних услов.шх». Это строки из письма, полученного редакцией от волгоградца А. Аксенова. Примерно такие же замечания сделали и некоторые другие читатели, подвергнув сомнению и конструкцию скобы крепления стабилизатора поперечной устойчивости и нижней опоры передней подвески «жигулей». Волжский автозавод внимательно изу-чает мнения потребителей о конструкции и эксплуатации своих автомобилей. Так, по просьбе автолюбителей на ВАЗ—2106 была введена подвесная педаль «газа», а на ВАЗ—2101 — фонарь заднего хода. И с этими письмами редакция, как обычно, познакомила завод. Как сообщил нам в ответ главный конструктор ВАЗа Г. Мирзоев, завод систематически проводит научный анализ испытаний автомобилей в смешанных дорожных условиях. Объективные данные показывают, что средний ресурс существующей конструкции скобы крепления стабилизатора и нижнего рычага передней подвески автомобилей ВАЗ составляет 100 тысяч километров пробега. Однако сейчас разработана и готовится к производству усиленная скоба и разрабатывается усиленный нижний рычаг. Средний срок службы новых деталей должен возрасти до 125 тысяч километров. 'Что касается нижней шаровой опоры, то ее долговечность при нормальных условиях эксплуатации и своевременном обслуживании в среднем превышает эту цифру, и усилять ее конструкцию нецелесообразно. Долговечность же верхней шаровой опоры новой конструкции (см. «За рулем», 1978, № 3), как показали испытания, вообще практически неограниченна и определяется сроком службы автомобиля. А разбирать ее даже для пополне-ния смазки не нужно. Это ли не преимущество для автолюбителей и станций обслуживания? Случаи поломок деталей передней подвески, о которых велась здесь речь, есть следствия нарушений правил эксплуатации и сроков технического обслуживания автомобилей. Ведь в инструкции, прилагаемой к каждой машине, ясно сказано, что превышать нагрузки на автомобиль нельзя. Перегрузка приводит к повреждению элементов передней подвески, так как при быстрой езде они находятся в напряженном состоянии. «Поэтому, — как гласит инструкция, — при движении по неблагоустроенной дороге не развивайте большой скорости, а также избегайте наездов на дорожные бортовые камни. Резкие удары могут деформировать.., оси нижних рычагов и сами рычаги. Эти деформации — результат небрежной езды...» А проверить состояние подвески можно довольно просто на СТО или дома. Соответствующие указания на этот счет есть в инструкции по эксплуатации. Печатались они ив журнале (1973, № 11 и 1974. № 5). Контроль следует проводить регулярно, поскольку перегрузки детали, как правило, сказываются некоторое время спустя ив самых, казалось бы, безобидных ситуациях, что, кстати, и подтверждает письмо А. Аксенова.29