Государственная автомобильнаяВ. ЛУКЬЯНОВ, начальник Главного управления ГАИ МВД СССР, генерал-лейтенант милиции Каждый новый год приносит в нашу жизнь перемены. Касаются они, естественно, и той области деятельности, которая называется дорожным движением. Автомобилизация все наращивает темп, расширяется сеть автомобильных дорог, растет интенсивность транспортных потоков, множится армия водителей. Этот, я бы сказал, необратимый процесс приводит в известной мере ик пересмотру наших взглядов на методы и возможности различных служб, управляющих им. Вот и ГАИ начала первый год работы в новом качестве, которое определило Положение о Государственной автомобильной инспекции, утвержденное недавно Советом Министров СССР. Из газетных сообщений этот факт, наверное, уже всем известен. Поэтому читателей журнала, думаю, в первую очередь интересует сейчас чисто практическая сторона дела: как скажется новое Положение на организации движения, надзоре за состоянием автомобильных дорог, контроле за соблюдением всех принятых в этой области законов и правил. Иными словами, какую роль в улучшении всей этой деятельности будет играть Госавтоинспекция. Именно на этих вопросах яи хочу остановиться. За последние годы представления о месте и функциях ГАИ в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения существенно изменились. Однако и сегодня находится немало людей, которые видят ее работу лишь в регистрации транспортных средств и патрулировании по дорогам для выявления и пресечения нарушений правил движения. Это действительно была и есть наша работа, хотя надо уточнить: функции ГАИ этим далеко не исчерпываются. Чтобы дать общее представление о широте наших функций, обязанностей, приведу сразу формулировку из нового документа: «Главной задачей Государственной ' автомобильной инспекции является совершенствование организации дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств». Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения опирается, как известно, на стандарты, правила и другие специальные нормативы, большей частью технического порядка. Именно ГАИ в первую очередь будет осуществлять контроль за соблюдением всех этих норм, то есть за качеством подготовки водителей, состоянием транспортных средств и дорожных условий. Но не только. ГАИ будет и сама разрабатывать эти нормы или принимать участие в такой работе других министерств и ведомств. Понятно, что для этого надо постоянно изучать условия дорожного движения, учитывать реальные возможности выполнения тех или иных требований. Мы будем опираться здесь на результаты научных исследований, проводимых различными учреждениями, и прежде всего ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР — головного научно-исследовательского учреждения в этой области. Продолжается, например, работа по совершенствованию Правил' дорожного движения, а это основной норматив, который определяет требования к нему в целом и каждому его участнику или компоненту в отдельности. Мы стараемся, чтобы все перемены, происходящие в обстановке движения, находили своевременно свое отражение ив Правилах. Как все знают, последние изменения и дополнения в них введены месяц назад. С будущего года вступят в силу новые государственные стандарты на дорожные знаки и на оборудование дорог всеми техническими средствами регулирования движения. В планах дальнейшего улучшения Правил — устранить из них все, что не имеет прямого отношения к действиям водителей и пешеходов. Скажем откровенно, сейчас они такими нормативами переотягощены. В них есть целые главы, содержание которых участникам движения знать необязательно. Например, требования к техническому состоянию транспортных средств, или обязанности должностных лиц, предприятий и организаций, или перечень вопросов, требующих согласования с Госавтоинспекцией. Все это мож ­ но и нужно отразить в других документах. Тогда и объем Правил значительно сократится, и сами они будут более точно отвечать своему прямому назначению. Да и обучающимся в автошколах станет намного легче. Но пока таких нормативов нет, приходится эти сведения включать в сами Правила дорожного движения. Одна из первоочередных задач — разработка государственного стандарта или какого-то другого надведомственного нормативного документа, который объединил бы все современные требования ик эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. Сейчас ведь дело обстоит так: есть единые для страны нормы и правила строительства дорог, единые правила для участников движения, но нет единого норматива по содержанию дорог, обязательного как для их хозяев, так и для тех, кто пользуется Дорогами. Сообщу, что ив этой области круг обязанностей ГАИ теперь значительно расширился. Факт этот нашел свое отражение в новом Положении. В Госавтоинспекции создана инженерная служба дорожного надзора. Она будет осуществлять контроль за содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений,' за оборудованием их всем необходимым для безопасного движения. Известно, что недосмотры здесь чаще всего вызывают недовольство и справедливую критику со стороны водителей. Обязанность нового подразделения ГАИ — следить за соблюдением нормативов безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции дорог. Речь идет не только о согласовании проектов или технических заданий, но ио непосредственном участии работников ГАИ в государственных комиссиях по приемке дорог и дорожных сооружений. Таким образом, контрольные полномочия ГАИ в сфере дорожного хозяйства теперь довольно широки, и это безусловно пойдет на пользу делу. Конечно, дорожному надзору нужна определенная система. Надо периодически проводить обследования основных маршрутов движения автомобилей, своевременно выявлять недостатки, привлекать виновных в неудовлетворительном состоянии дороги к ответственности. Ведь у ГАИ есть, разумеется, не только контрольные функции, но и административные санкции и права. Она, если найдет нужным, может запрещать или ограничивать движение на отдельных участках улиц и дорог, когда они не удовлетворяют всем требованиям безопасности, или проведение на дорогах ремонтно-строительных работ, если не соблюдаются все условия и принятый на этот счет' порядок. Отныне вообще, чтобы проводить любые работы на проезжей части дорог, надо получать разрешение ГАИ, согласовывать с ней и время проведения работ, и сроки их завершения. Как сказано в Положении, ГАИ обеспечивает регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. В этой области все более широкое применение находят различного рода технические средства, телемеханическая, автоматическая и другая аппаратура. Сейчас в эксплуатации уже более 30 систем управления движением в масштабах целого города или района, а в стадии внедрения еще 60. Заказчиком таких систем является ГАИ, а изготовителем — предприятия различных министерств и ведомств. Нам приходится заниматься и вопросами изготовления других технических средств на предприятиях, которые находятся в ведении Ми ­ нистерства внутренних дел СССР. А они ежегодно выпускают более 400 тысяч знаков и свыше 35 тысяч транспортных светофоров. Я уже говорил о том, что до принятия Положения ГАИ, по сути дела, не имела права запрещать или разрешать установку дорожных знаков. Сейчас это целиком в ее компетенции. У нас создаются монтажно-эксплуатационные подразделения, которые сами будут заниматься установкой всех средств регулирования движения. Таких подразделений уже около 250, а деятельность их охватывает более 500 городов. Лучше всего такая работа организована в Ленинграде, Таллине, Горьком, Киеве, Харькове, Куйбышеве, Ташкенте. Теперь, понятно, и вся полнота ответственности за правильность применения и установки дорожных знаков или светофоров лежит на ГАИ. От нас теперь понадобятся новые усилия для совершенствования этой деятельности. Но самой многочисленной службой ГАИ остается та, что в Положении получила название «дорожно-патрульная». Ведь поддержание порядка на дорогах ив дорожном движении в целом было и остается одной из основных наших обязанностей. Под словами «поддержание порядка» понимается очень многое. Мне хотелось бы убедить читателей, что18