ИСПЫТЫВАЕТСЯ «ОЗОН»Читатели уже привыкли к тестам, которые проводит редакция, испытывая очередную массовую модель автомобиля или мотоцикла. Корреспонденты «За рулем» не раа участвовали в заводских испытаниях машин. На «тот раз нам позвонили с димитровградского аатоагрегатного завода (ДААЗ) и пригласили принять участие в пробеге, где шли автомобили, оснащенные новыми карбюраторами «Озон». Зная об интересе, проявляемом читателями к новинкам подобного рода, редакция с удовлетворением приняла приглашение, и в пробеге ее представлял наш нештатный корреспондент инженер Г. ЛИБЕФОРТ, который и рассказывает здесь об испытаниях. Уже само слово «озон» сразу наводит на мысль об освежающем чистом воздухе, перенасыщенном кислородом. Что греха таить, нашим улицам порой уже не хватает озона, и глазную причину зтого специалисты видят в темпах автомобилизации. Вот почему столь актуальной стала идея создать «чистый» карбюратор. Усилиями нескольких коллективов — конструкторов Волжского автозавода, работников НАМИ, ЦНИТА и, конечно, основных изготовителей и энтузиастов зтого дела — димитровградцев — созданы экспериментальные образцы такого прибора. Его испытания и провел в конце минувшего года ДААЗ. Но сначала несколько слов о самом заводе. Строительство новых и реконструкция действующих предприятий по производству комплектующих изделий для ВАЗа начались в 1967 году. В их числе был завод кузовной арматуры, карбюраторов и вкладышей в г,, Мелекессе (ныне г, Димитроаград). Уже в 1969 году там был сдан в эксплуатацию корпус вспомогательных цехов и началось производство опытно-промышленных дета-Опытный образец нового карбюратора. лей и узлов 50 наименований. Каждый год вступали в строй блоки, новых цехов и рос выпуск продукции. В настоящее время спутник ВАЗа, димитровградский автоагрегатный завод имени 50-летия СССР — одно из крупнейших в стране предприятий этого профиля. Здесь применяются прогрессивные технологические процессы, такие, например, как точное литье под давлением, порошковая металлургия, трехслойное декоративное покрытие без промежуточной полировки, Почти 500 различных деталей и узлов поставляет ДААЗ автомобильным заводам: карбюраторы, бензонасосы, рулевые колеса, стеклоподъемники, облицовку, вкладыши подшипников скольжения, зеркала, фонари и подфарники, сайлент-блоки, вентили и т. д. Всем изделиям, подлежащим аттестации по высшей категории, присвоен государственный Знак качества (всего 101 изделие). В светлых цехах — чистота, много зелени, цветов, даже живут белки. В сентябре 1977 года заводу — первому в автомобильной промышленности — присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства». В отделе главного конструктора создано бюро по перспективным изделиям, одна из задач которого — работа над приборами, унифицированными для всех отечественных легковых автомобилей массового производства. Среди этих приборов —карбюраторы «Озон» и экспериментальные пока бензонасосы «Универсал». Осенью 1978 года из ворот ДААЗа выехала колонна автомобилей с оригинальной эмблемой на передних дверяхпятиконечным знаком качества, по сторонам которого указаны основные пункты маршрута. На крыльях и крышках багажников надпись «Испытания». На капотах славянской вязью «Димитроаград». Торжественно проводили заводчане колонну в испытательный пробег протяженностью 13 тысяч километров. Почти на всех этих автомобилях стоял карбюратор «Озон», В чем его отличие от серийных «жигулевских» карбюраторов? «Озон» получил несколько дополнительных устройств, которые обеспечивают меньший эксплуатационный расход топ-ОбъявлвнконкурсНовые технические средства — в практику обученияЦК ДОСААФ СССР объявил конкурс на создание новых образцов технических средств обучения специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства, а также в целях дальнейшего развития военно-технического спорта, Конкурс про-воднтся по пятнадцати темам, четыре из них относятся непосредственно к подготовке водителей транспортных средств. Какие это темы? Комплект из восьми электрифицированных планшетов, каждый из которых позволит не более чем за 10 секунд составить одну из 20 задач по разводке транспорта при проведении занятий по Правилам дорожного движения. Задачи должны составляться с постепенным усложнением одновременных действий (от одного до восьми) водителей разных транспортных средств. Планшеты должны иметь схемы: четырехстороннего перекрестка (со смещенными трамвайными путями; с трамвайными путями по центру улиц; без трамвайных путей на одной из улиц бульвара); трехстороннего перекрестка с трамвайными путями и без них; площади без трамвайных путей с круговым движением; нескольких кварта-лов с разными вариантами улиц (с трамвайными путями и без них). Устройство (или система), позволяющее использовать диапроектор при проведении лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля вместо обычных инструктивных карт. Электрифицированный настенный действующий стенд, позволяющий показать места выполнения всех видов технического обслуживания (контрольный осмотр, ЕО, ТО-1 и ТО-2), а также места возможных простейших неисправностей автомобиля. Электрифицированный действующий (стационарный или передвижной) стенд двигателя легкового автомобиля для проведения практических занятий с вводом 10—12 неисправностей. Стенд должен обеспечивать безопасную подачу неисправностей в системы питания, охлажде-6 лива и снижение токсичности отработавших газов. Таких устройств четыре. С принципом работы каждого из них можно ознакомиться в книге В. А. Орлова и В. К. Лосева «Автомобильные карбюраторы» («Машиностроение», Л., 1977). Что они дают? Первое нововведение — автономная система холостого хода. Она исключает влияние переходной системы на токсичность отработавших газов, Для этого в корпусе дроссельных заслонок сделан дополнительный воздушный канал. Второе — пневматический привод дроссельной заслонки второй камеры. Вместо системы тяг ее автоматически открывает мембранный механизм, соединенный каналами с узкой частью диффузора основной камеры. Плавное включение второй камеры, делающее ненужным сильное обогащение топливной смеси на переходных режимах, положительно сказывается' на топливной экономичности и снижении токсичности отработавших газов. Третье —• экономайзер принудительного холостого хода. Этот режим — один из наиболее неблагоприятных в работе двигателя, к тому же он отрицательно действует на рабочий процесс в других связанных с ним режимах. Новая система переводит двигатель на холостой ход. Она состоит из мембранного механизма и игольчатого клапана, установленных в корпусе дроссельных заслонок, и электронного блока управления экономайзером. При уменьшении числа оборотов до 1200 в минуту блок управления выдает команду на электромагнитный клапан, который соединяет полость диафрагмы мембранного механизма с задроссельным пространством, При этом игла клапана втягивается, открывая жиклер холостого хода. На первый взгляд система кажется сложноватой, но в настоящее время завод работает над ее упрощением. Одним из возможных вариантов может быть конструкция, действующая от так называемого кислородного датчика, установленного в выпускной трубе. Четвертое — автомат пуска и прогрева. Это установленная в первичной камере воздушная заслонка с автоматическим управлением, осуществляемым посредством термосилового элемента, который по мере прогрева двигателя открывает заслонку по заданной программе. Об эффективности всех четырех дополнительных устройств можно судить по результатам сравнительных испытаний на токсичность отработавших газов (см.Испытания8Л8 о»|gft «5SS л Яi 2На содержание СО, объемные %: на режиме минимальных оборотов холостого хода на режиме 0,6 номинальных оборотов холостого хода На выброс вредных веществ, г/испытание: СО СН NO x0,5 0,61,5 2,02,0 1,536 4,5 6,4165 8,9 12,381 9,2 11,4а у ГАЗ—24-02 — 10,87 л/100 км. Учитывая, что по хорошей дороге колонна шла со скоростью 90 км/ч и встречались участки бездорожья, экономия топлива по сравнению с автомобилями, снабженными серийными карбюраторами, составила 15—20%. Однако малый расход топлива получен в основном благодаря тому, что «оэоны» работали на заметно обедненной смеси. Естественно, пострадала динамика. Так, ВАЗ—21011 при полной нагрузке разгоняется до скорости 100 км/ч с серийным карбюратором за 20 с, а с «Озоном» — только за 29 с. Позже в районе поселка Мургаб (на высоте 3680 метров) средний расход топлива возрос. У ГАЗ—24-02 он достиг 22,8, а у ВАЗ—21011 — 13 л/100 км. На Памире дорога все время проходит почти на высоте около 4000'метров. Иногда встречаются перевалы. Барометрическое давление там около 400 мм ртутного столба, недостаток кислорода8 35%, плотность воздуха—.0,7 кг/м . Понятно, что при такой низкой плотности воздуха не только тяжело дышать людям. И в работе двигателей возникают перебои. Напомним, что дозирующие элементы карбюраторов' у машин были специально подобраны в расчете на умеренный климат средней полосы, чтобы сопоставить работу двигателей в равнинных и горных условиях. Испытания подтвердили наши предположения, что для высокогорных условий карбюраторы должны быть оборудованы высотными корректорами, Что дал пробег заводу? — с таким вопросом я обратился к главному конструктору ДААЗа Александру Ивановичу Симатову, Вот что он сказал: «Пробег явился всесторонней проверкой нового карбюратора в самых тяжелых условиях эксплуатации. Разумеется, он выявил и отдельные слабые места прибора, которые требуют дальнейшей доводки. Сейчас можно сказать лишь, что «Озон» выдержал нелегкие испытания. Началась дальнейшая работа по его совершенствованию. ДААЗ возлагает большие надежды на новую конструкцию, ожидая от нее не только значительного снижения токсичности отработавших газов, но и ощутимого эффекта по сокращению расхода топлива». Это было сказано летом, А в конце 1978 года пришло сообщение с завода'о начале серийного производства нового карбюратора, которому уже присвоен государственный Знак качества. Намечается комплектовать «озонами» «жигули».таблицу). Они проходили, как этого требует ГОСТ, на холостом ходу и при движении по ездовому циклу («За рулем», 1976, № 5). Испытания показали, что «Озон» по сравнению с нынешним серийным карбюратором обеспечивает меньшие концентрации окиси углерода (СО) на холостом ходу, сокращает весовые выбросы СО, а также углеводородов (СН) и окислов азота (NOx). П РИ установке «Озона» они становятся значительно ниже норм, предусмотренных ГОСТами, В испытательном пробеге шли автомобили ВАЗ—21011, «Москвич—2140», ГАЗ—24-02 и УАЗ—469, оборудованные «оэонами». Кроме того, на всех машинах стоял бензонасос «Универсал», отличающийся от серийного уменьшенным объемом внутренней полости, что должно исключить образование паровых пробок. Первые три машины были также снабжены системой улавливания бензиновых паров, выходящих из блока и карбюратора, разработанной в Центральной научно-исследовательской лаборатории токсичности двигателей (ЦНИЛТД). Основа системы — адсорбер (поглотитель), заполненный активированным углем. При остановке двигателя специальный клапан прекращает сообщение с атмосферой балансировочного канала карбюратора и соединяет его с адсорбером, Оттуда при работе двигателя пары бензина отсасываются во впускную систему и сгорают в цилиндрах, не загрязняя атмосферу. Итак — пробег. Ежедневно учитывали расход топлива. За первые 10 дней пути средний эксплуатационный расход бензина составил у ВАЗ—21011 6,8 л/100 км,ния и электрооборудования двигателя, в кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Ввод неисправностей должен осуществляться с пульта преподавателя. Можно направлять материалы и по другим темам. Предложения по созданию новых технических средств обучения должны отвечать требованиям по оборудованию классов, изложенным в Руководстве по организации учебно-воспитательного процесса в школах ДОСААФ (М„ Издательство ДОСААФ, 1977?. Общие требования к предлагаемым средствам обучения; целесообразность, возможность размещения в классе, надежность, технологичность и дешевизна массового изготовления, соответствие требованиям техники безопасности и пожарной безопасности, технической эстетики. Все электрические и монтажныесхемы должны быть изготовлены из недефицитных электротехнических деталей, узлов и приборов. Техническая документация представляется комиссии конкурса по адресу: 123362, Москва, Волоколамское шоссе, 88, ЦК ДОСААФ СССР в одном экземпляре, под девизом «На конкурс по совершенствованию учебно-материальной базы» и шифром автора. В пакет должен быть вложен запечатанный конверт, имеющий тот же шифр и содержащий сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность, почтовый адрес). Последний срок представления материалов 30 декабря 1979 года (по штемпелю почты отправления). Какие материалы должны быть представлены? Чертежи общего вида, а также отдельных узлов и деталей, электрические,Серийный карбюраторпринципиальные и функциональные схемы приборов (устройств), Они должны быть выполнены на белой бумаге, ватмане или кальке; желательно приложить фотографии. Объяснительная записка с описанием назначения прибора (устройства), принципа его работы, порядка использования, технологии изготовления с указанием спецификации деталей, их цены, а также стоимости прибора (устройства) в целом. Отзыв учебной организации, заверенная копия авторского свидетельства на изобретение или удостоверение на рационализаторское предложение, если оно внедрено в учебный процесс. Установлены следующие премии: одна первая — 300 рублей; две вторых — по 200 рублей; три третьих — по 100 рублей. Лучшие предложения будут рекомендованы для внедрения в учебных и спортивных организациях ДОСААФ.7