сезонным М10ГИ, мало изменяющим вязкость на морозе). Масло, во-первых, предохранит тросы от воды, а во-вторых, обеспечит их плавную работу. Теперь о дополнительном оборудовании. Если зимой приходится совершать более или менее длительные поездки, целесообразно установить на мотоцикл лобовой и коленные щитки. Оки должны быть сконструированы так, чтобы лицо до глав, грудь, кисти рук и колени водителя были полностью защищены от встречного потока воздуха. Иначе неизбежно переохлаждение суставов, часто даже не замечаемое. А оно после нескольких лет езды приводит к ревматизму. Чтобы улучшить сцепление колес с дорогой, покрытой снегом или льдом, некоторые мотоциклисты надевают на шины цепи или браслеты. Ездить с ними следует очень осторожно, потому что устойчивость мотоцикла резко меняется в зависимости от характера дороги. Попытки мотоциклистов применять различные шипы на шинах не дают желаемого результата — они оказываются эффективными только для одного какого-либо покрытия, скажем, короткие — для льда, средние — для уплотненного, но не твердого снега и т. п. Если принять во внимание большую трудоемкость шиповки, малую долговечность шипов и оснащенных ими шин, то понятно, почему это средство приспособиться к зимней, дороге на мотоциклах не нашло распространения. Значительно легче и безопасней ездить зимой на мотоцикле, снабженном боковым прицепом, — три колеса обеспечивают экипажу гораздо большую устойчивость. Если приходится ездить по заснеженным слабо укатанным дорогам, то для уменьшения сопротивления движению мотоциклисты ставят колесо прицепа на специальную лыжу или крепят ее на ось. вместо колеса. Разумеется, выезжать на такой машине на до. роги общего пользования нельзя, так как она значительно менее маневренна, и это существенно влияет на безопасность движения. Об одежде. К сожалению, у нас пока не выпускается специальная зимняя (впрочем; как и летняя) экипировка для мотоциклистов, поэтому каждый вынужден приспосабливать обычную одежду. Общие требования к ней остаются всегда неизменными — тепло, но не тесно. Шлем зимой, как и летом, — обязательный головной убор для всех, кто едет на мотоцикле. В нем будет тепло, если поддеть шерстяной или суконный подшлемник. Его лучше связать или сшить с учетом конструкции шлема, так, чтобы он закрывал лицо до глаз. В крайнем случае под шлем можно надевать шерстяную конькобежную шапочку. В заключение несколько слов о безопасности движения. Чтобы чувствовать себя на дороге увереннее, обязательно проведите несколько тренировок на каком-либо скользком и закрытом для общего движения участке. Разгоняйтесь, тормозите, поворачивайте, определяя каждый раз предельные возможности — свои и мотоцикла. Навыки, полученные таким образом, создадут основу опыта, необходимого для безопасных поездок по зимним дорогам. В. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерОперация «Термопсис»— Зуб болит? Запломбировать? Ну, это пустяки. Пожалуйста, на стол. Нет, нет, не в кресло! Я же сказал: на операционный стол. У вас язва в запущенном состоянии, а возможно аппендицит. Вскроем — увидим. Потребуется — удалим все что надо: и аппендикс, и миндалины, и язву, и лишнюю почку. Зачем вам две? Всего лишь болит зуб? Но вы же не хотите умереть от обтурационной желтухи или симптома Курвуазье — Терье? Ассистент уже готов! Какой же он алкаш? У него золотые руки! А запах — от термопсиса: болеет человек. Это такое лекарство, понимать надо... Скажете — нелепый случай? Такого не бывает? Да, но именно такой разговор представляешь себе в иных лечебницах для автомобилей, читая письма об автосервисе. Вот послушайте. «Для замены капота на СТО потребовали оплаты обслуживания по талону сервисной книжки», — П, Попов, г. Астрахань. «На местной станции отказались заменить включатель печки без проведения полного обслуживания»,— Е. Ноздрюнин, г. СорочИнск Оренбургской области. «На горьковской СО ВАЗа не были Т заменены тормозные колодки, так как я отказался совместить эту работу с обслуживанием», — А. Вешенов, Горьковская область... Геленджик. У ворот СО останавливаТ ется автомобиль. Его владелец Е. Эйдемиллер из Мингечаура, возвращаясь домой, решил заменить изношенные колодки передних тормозов и долить в мотор масло. «Честь по чести заполнил заявку, — читаем письмо. — Подаю мастеру-приемщику Ф. Шантаю и... Получаю отказ. Почему? Да, оказывается, надо сначала оплатить все работы, входящие в перечень талона № S сервисной книжки. Иду к директору Е. Алексеенко. Ответ — тот же самый! Как быть дальше? Решил уехать. Уехал и по пути заглянул еще на несколько станций. Там ситуация повторилась. Только дома, в Мингечауре выполнили мою заявку. Видимо, не дошли сюда «передовые» приемы сервиса, внедренные в Краснодарском крае». А теперь взглянем на эту историю (она достаточно типична) с другой стороны. Ответственные работники станции предложили клиенту провести дополнительные работы. Могут они это сделать? Да. Ведь их долг не допускать выхода на дороги технически неисправных машин. Но откроем сервисную книжку. И мы увидим, что в немалый перечень работ по талону № 5 входит и замена масла, и проверка состояния (при необходимости ремонта) тормозов. То есть практически здесь есть и то, что требовал клиент. А значит, выполнение работ, означенных в талоне, исключало выпол-. нение заявки, а выполнение заявки делало ненужным полное обслуживание. Но это рассуждения. Ведь, если помните, автолюбителю было предложено категорически — оплатить. И, случается, люди платят. Полученные суммы своим чередом включаются в отчеты о выполнении плана, поскольку они подтверждаются соответствующими бумагами. Равно как те же бумаги подтверждают, что по количеству услуг израсходовано столько-то масла, столько-то смазки, столько-то запчастей. Вот тут-то и переходит манера обслуживания в неоправданно большой и никому не нужный расход смазочныхСЕРВИСматериалов, специальных жидкостей, отдельных деталей на один автомобиль. При кажущемся документальном благополучии на СТО не закрыт путь к образованию незаконных излишков. Более того, формально СО уже не может удовлетТ ворить новые заявки — все материалы израсходованы. А из-под полы? Выходит, что может. И уж будьте уверены, нечистые руки к этому приложатся. За примером далеко ходить не нужно, он в письме В. Золина из Казани. Во время ремонта машины в местном спецавтоцентре ВАЗа ему выписали, но не установили тягу рулевой трапеции и передний тормозной шланг. Также выписали ненужные для ремонта переднюю стойку кузова, заднюю дверь, обивку для этой двери и т. д. Возникает вопрос: как же все это получается? Ведь клиент при сем присутствует. И добавим, что от его отношения к происходящему зависит многое. Но, чтобы понять клиента, вспомним три типичных случая, которые показаны в письмах. Автором одного из Них был «транзитный» автомобилист. Согласен — обслужим. Не согласен — проваливай. Случай второй. Клиент местный. Но в округе других СТО нет. А если и есть, то переполнены. Поэтому никуда не денешься. А будешь жаловаться, так -все равно к нам пожалуешь, В третьем случае клиента вынуждают подписывать наряды о выполнении работы вообще до того, как к ней приступили. На руках же оставляют последний «слепой» экземпляр бумаги. Если добавить еще, что для многих владельцев машин их болезни — сплошной «термопсис», то картина станет довольно полной, А теперь попробуйте быстро и решительно ответить «нет», находясь в любой из ситуаций по выбору. трудно, так, сразу-то? Вот этим и пользуются дельцы от сервиса. Итак, от простого к сложному, от малых приписок к большим «довескам» в нарядах. А причина их одна — слабый контроль за выполнением правил предоставления и пользования услугами станций технического обслуживания, утвержденных Министерством автомобильного транспорта РСФСР для одних СТО, дирекцией объединения «АвтоВАЗ» для других, не' менее высокими организациями для третьих. Во всех этих правилах пусть разными словами, но выражена одна, не допускающая разночтения мысль: владелец автомобиля, прибыв на станцию, имеет право заказать .любой ремонт, выполняемый на данном предприятии. 'Принуждение клиентов к проведению не заявленных ими работ недопустимо, за одним только исключением — когда надо устранить дефекты, угрожающие безопасности движения. О наказаниях, которые несут нарушители этих правил автосервиса, журнал не раз информировал читателей в рубрике «По письму приняты меры». Расширяя и укрепляя контакты с компетентными организациями, редакция и впредь будет делать все необходимое для искоренения явлений, порочащих идею сервиса. Строже требовать работы «не за страх, а за совесть» должны от подчиненных им предприятий Министерство автомобильного транспорта РСФСР, ВПО «Союэавтотехобслуживание», имеющее сервисные станции в восьми республиках, «АвтоВАЗтехобслуживание», все без исключения ведомства, руководящие обслуживанием автомобилей, Нельзя допустить, чтобы машины и их владельцы попадали к горе-лекарям и их пахнущим «термопсисом» ассистентам. Бывают в редакционной почте и другие письма. «Хочу выразить благодарность директору чеховского спецавтоцентра ВАЗа И. Иглину и бригадиру Ю. Салареву за внимательное отношение, быструю и безупречную работу», — пишет в редакцию бакинка А. Шахназарова. «Присоединяюсь к благодарностям, записанным в книге отзывов евпаторийской ПСТО-6 ВАЗа» — слова В. Федотова из Севастополя. «Хочется поблагодарить работников светлоградской СТО за чуткость, доброжелательность, человеческую теплоту», — обращается в журнал И. Козлов из Костромы, Такие свидетельства хорошей работы в автосервисе, уважительного отношения к владельцам машин приносит все чаще редакционная почта. И тем нетерпимее надо быть к бракоделам и вымогателям, ко всем н всему, что мешает нормальному обслуживанию автомобилистов. С. П ЕДЕН КО, редактор отдела писем27