ВАДИМ ПАВЛОВИЧ— Руководители бывают разные. Я — из «черновых»: когда строились, сам, если нужно, брался за лопату, за всякий инструмент, и так далее, и так далее,.. А что? Личный пример иногда лучше всяких слов. Вадим Павлович улыбнулся, и вокруг добрых -лаз разбежались стрелки морщинок. Потом встал из-за стола,-одернул непременный черный пиджак и сказал: — Ну ладно, обо мне, если это и впрямь вам интересно, как-нибудь попозже поговорим, Пойдемте-ка лучше школу смотреть. Не каждому человеку повезет встретить в жизни главное дело. Васильеву повезло: таким делом стала для него автошкола. Начиналась она в конце 1958 года и называлась тогда автомотоклубом. — Что у нас было? А ничего не было. Склад с запчастями да плакаты — вот и все «наглядные пособия». Большинство преподавателей приходило учить ребят на общественных началах. Когда тепло было, то «классы» прямо на свежем воздухе: разложимся на пеньках и занимаемся. Зимой — куда пустят, и так далее, и так далее... До шестьдесят второго года все по «чужим» людям странствовали. Потом свое первое здание построили. Так потихоньку росли, пока вон какую красавицу не отгрохали. Васильев смотрит на новую, светлого кирпича двухэтажную школу с откровенной гордостью и любовью. — Да, двадцать лет прошло. Уже сыновья первых курсантов у нас учатся. Может, скоро внуки придут, а? Обязательно придут. К нашей профессии многие сейчас тянутся. ...А за него в семнадцать с небольшим лет профессию выбирала война. Шел сорок третий год, Маленький, далекий от линии фронта Менэдлинск вел счет «похоронкам» уже на сотни. И еще шестьдесят ребят, вчерашних школьников, построившихся в неумелый строй, провожал город на войну. Среди них был Вадим Васильев. Третий солдат в семье — отец погиб в пехоте под Ленинградом, старший брат воевал в артиллерии, Парни рвались в бой, но сначала им снова пришлось учиться: в школе, где готовили мотоциклистов-разведчиков. Была на войне такая профессия. А первый бой Васильев принял под только что освобожденным Киевом. Это был непростой бой, один из тех, что приходились на долю разведчиков: на своих машинах уходили они в немецкий тыл и, углубляясь иногда на полсотни-сот-, ню километров, шли по дорогам и бездорожью, лесами, громили штабы гитлеровцев, добывали ценные документы, • «языков»... Словом, разведке!В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ. Сначала страшно было — мальчишка ведь. Он научился побеждать страх и принимать по-фронтовому быстро решения. Научился воевать. Сейчас, желая подчеркнуть важность какого-либо дела или похвалить кого-нибудь за четкость в работе, Васильев говорит: «Как на фронте». Такой у него эталон. Вадим Павлович считает, что война его жалела: освобождал города и страны, в первых рядах форсировал Вислу и Одер, дошел до Берлина и остался цел и невредим («В Берлине, правда, под самый конец слегка контузило. А так — ничего»). На пути от Киева до Берлина он потерял многих боевых друзей и сегодня бережно поддерживает связь с теми, кто вернулся живым. Главные письма в его почте — от бывших однополчан, Васильев член совета ветеранов 1-й гвардейской танковой армии. Несколько лет назад он получил пакет из Москвы, в котором была книге, написанная бывшим начальником разведки 1-й танковой А. Соболевым «Разведка боем». На ней надпись; «Славному разведчику 6-го мотоциклетного полка Васильеву Вадиму Павловичу — с глубоким уважением. Автор этой книги». Что может быть дороже памяти и уважения тех, с кем воевал! Война свела Васильева с талантливым мотогонщиком, замечательным (только так говорит о нем Вадим Павлович) человеком — Эдуардом Лорентом. Заместитель комондира роты по техчасти научил молодого водителя по-настоящему любить и понимать "машину, потом увлек мотоспортом. Уже после войны, в Германии, вместе готовились к соревнованиям, А когда Васильев сменил уехавшего Лорента на посту «зампотехо», то не раз вспоминал уроки мастера и доказал, что отлично их усвоил,: счет победам рос от старта к старту. Домой он вернулся в 1951 году и кроме девяти боевых привез спортивные наградыграмоты, именные часы, даже аккордеон, врученный маршалом Чуйковым. Однако играть на нем так и не научился. — Все некогда было. В Мензелинске подрастали ребята, потерявшие на войне отцов, их надо было воспитывать, растить солдатскую смену. Предложили мне возглавить райком ДОСААФ. Как раз была та работа, которую ждал. А с чего начинать? Чем увлечь молодежь? Решил — спортом, мотоциклами. Начали понемногу соревнования проводить, и так далее, и так далее, энтузиастов вокруг райкома собирать. Вроде, пошло дело. Потом «заболел» автомотоклубом, как организовали его — ушел туда ночальником. Сегодня от Мензелинска до Набережных Челнов езды по асфальту часа полтора. Но тогда, в пятидесятых, дороги этой не было, и зимой нередко добирались к соседям целые сутки. Однажды Васильев с водителем Александром Жирновым отправился в Челны. Начавшаяся метель заставила повернуть назад. «Вадим Павлович, — предложил Жирное, — заедем ко мне, переждем.Сыне Витьку посмотрите, недавно родился, забавный пацан». Васильев согласился. Так произошла первая встреча будущего начальника автошколы с будущим завучем школы Виктором Жирновым. Через много лет, вернувшись из армии, Виктор придет в кабинет Васильева и скажет: «Хочу у вас работать». Он будет мастером, комсоргом школы, станет здесь членом КПСС и заместителем начальника автошколы, поступит на заочный в пединститут. Он один из тех, про кого Вадим Павлович говорит: — Хороших людей растим. Значит, не зря работаем... За двадцать лет Васильеву не раз предлагали иные, весьма заманчивые должности, Он отказывался — слишком много дел в автошколе, слишком много планов. Вот только построили новое здание, уже мечта — расширяться. А как строили? Васильев шагами мердл территорию, прикидывал, до ночи засиживался над чертежами. Доказывал, убеждал, доставал материалы и технику. Не один, конечно, многие помогали, но главное он вынес на себе, Строительство шло быстро и не оставляло времени даже для короткого отдыха. Только когда новая школа приняла курсантов, Вадим Павлович вспомнил, что два года не был в отпуске. Вернее, сердце напомнило об этом. Он уехал в санаторий в Одессу. — Там как раз рядом с санаторием увидел указатель: «Одесская автошкола». Ну, понятно, пошел в гости. Походил, посмотрел и говорю: «А у нас в классах лучше. Такие-то стенды есть, такие-то...» Одесситы вроде бы даже обиделись — приехал из какого-то Мензелинска и учит, Но ведь у нас действительно получше. Хотя кое-что яу них для себя подсмотрел. В Мензелинске Васильева знают многие. Не только как начальника автошколы — несколько раз выбирали его депутатом горсовета, он возглавлял комиссии горисполкома по строительству и благоустройству, по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения. И всегда оставался таким, каким его знают в автошколе: деловым и требовательным. Добивался ремонта действующих и открытия новых магазинов, воевал за благоустройство дороги, за более пристальное внимание к безопасности движения. Но главными всегда оставались в его жизни автошкола, оборонное Общество. Васильев награжден знаком «За активную работу», Почетным знаком ДОСААФ СССР, был делегатом VIII съезда Общества. И первое что он сделал, вернувшись из Москвы, — выступил по радио с рассказом о съезде. Он считал себя обязанным поделиться впечатлениями с те» ми, кто послал его в столицу... — Таких людей, как я, наверное, можно считать счастливыми. Потому что повидал в жизни многое и кое-что успел сделать. Еще потому, что в семье меня понимают: жена, дочери — их у меня три. А старший внук — ему пять лет — каждое утро до работы провожает. Автомобили всех наших марок знает. Его прозвали «сыном школы». Как сыном полка. Вот подрастет... А что, ведь хорошо, если внук твое дело продолжит? В. СТАРЧЕВСКИЙ,спецкор «За рулем»Татарская АССР, г. Менэелинск2