22
23
Две точки зрения на автомобиль — как на великое благо века икак на его роковое бедствие — глубоко укоренились в мире за последнее полстолетие. Основании для подобного раздвоения мнений более чем достаточно. Наш век называют электронным, атомным, космическим.,. Но, может быть, вернее было бы назвать его автомобильным. В мире сейчас насчитывается около трехсот миллионов- автомобилей, в основном наводнивших развитые страны и крупные города, создав в них небывалую тесноту, огромное количество аварийных ситуаций, породив множество экологических, социальных и экономических проблем. Так что острота вопроса об автомобиле, как о бедствии века, отнюдь не надуманна. В то же время нет в современном мире другой такой машины, которая столь бы влияла на экономическое развитие любой страны, облегчая, усноряя и удешевляя баснословно растущие перевозки; и нет другой такой машины, которая доставляла бы столько, удобств и радостей в быту людей, к ак автомобиль. И мировая практика показывает, что в этом острейшем противоречии добра и зла, чинимого автомобилем, верх постоянно берут те позиции, которые его защищают, ибо он стал едва ли не самым массовым увлечением века. Другое дело, что защищать автомобиль и автомобилизацию нужно с умом, принимая подсказанные опытом меры для предупреждения отрицательных последствий его «власти» над людьми. В нашей стране, где жизнь, здоровье и благополучие людей всего дороже, исследованием обширного круга вопросов, связанных с развитием автомобилизма, заняты специалисты множества профессий. Автор этих записок далек от мысли объять необъятное, сказать понемногу обо всем, что делается или упускается многими полезными и нужными учреждениями и должностными лицами, самими участниками движения. Давайте сейчас поговорим лишь об одном аспекте автомобилизации — об автотуризме. Тридцатилетнее увлечение этим видом активного отдыха, осуществленные в разное время путешествия почти по всем трассам страны (последнее из которых — по европейской ее части состоялось во второй половине минувшего года) дали возможность накопить немалый материал для анализа, раздумий и выводов.ЧТОБЫ БЛАГО СТАЛО БЛАГОМЗаметки об автотуризмелизмом и автомототуризмом, посмотрим, какая же от него польза. Прежде всего заметим, что большая часть этой огромной армии людей в состоянии организовать свой отдых самостоятельно. Они не требуют себе путевок в санатории, дома отдыха, даже пионерские лагеря, высвобождая большое количество мест в этих оздоровительных учреждениях для остальной части населения. Но хорошо ли отдохнут люди, которые пускаются в дальние и, на первый взгляд, утомительные странствия? Не будем ссылаться на утверждение медицинской науки о пользе активных видов отдыха. Обратимся к другому авторитету — самим автотуристам. В ответах на уже упомянутую анкету по многим частным вопросам их мнения разделились. Но в одном проявилось редкое единодушие. На вопрос «Довольны ли вы в Целом своим отдыхом на колесах?» все без исключения подчеркнули слово «Да». Многим такая лаконичность показалась недостаточной, и они приписали от руки: «Очень», «Полный восторг», «Автотуризм — это здорово»... Что же тан привлекает в авто- и мототуризме? Среди ответов на этот вопрос анкеты преимущество получили: природа нашей Родины, прекрасные города. памятники старины и мемориалы боевой славы, встречи с добрыми людьми, чувство раскованности, возможность ехать куда хочешь и на сколько хочешь. «Преодоление трудностей», — записал диспетчер Е. из Перми; «Вода, свежий лесной воздух, закалка на целый рабочий год», — рабочий Д. из Киева; «Само путешествие, движение, смена впечатлений», — техник С. из Житомира. И самый лаконичный, но, пожалуй, и самый полный ответ дал слесарь Николай Е. из Нежина: «Хорошо!» Одним словом, по всеобщему мнению, автотуризм как вид отдыха — это хорошо! Но, скажете вы, многим ли он доступен? К сожалению, с трудных первых послевоенных лет, когда в продаже появились первые «москвичи» и «победы», у некоторых людей сложилось устойчивое представление, будто владелец автомобиля — это либо очень уж высокооплачиваемый работник, либо человек, имею1. КТО ЗА РУЛЕМИмеем ли мы сегодня достаточно четкую концепцию автотуризма, основанную на всестороннем анализе этого явления? Боюсь, что нет. Вездесущая статистика зафиксировала такие данные: в конце прошлого года в личном владении советских людей уже насчитывалось свыше 5,5 миллиона автомобилей и более 12 миллионов мотоциклов и мотороллеров. В загородную поездку или дальнее путешествие редко какой владелец транспортного средства отправляется в одиночку. По многолетним наблюдениям на трассах я бы вывел такой расчет: каждый легковой автомобиль в среднем перевозит трех человек, каждые десять мотоциклов — 13 седоков. Так что уже сегодня примерно 30 миллионов советских граждан обеспечены своими колесами. Причем к этому виду активного отдыха прибегают люди всех возрастов — от пионеров (в качестве пассажиров, разумеется) до пенсионеров. Заметим, что число увлеченных автомотопутешествиями растет почти в геометрической прогрессии — по мере наращивания производства транспортных средств и их продажи населению. Весьма показательно, к ак эти сдвиги чутко улавливаются людьми. По роду своих служебных обязанностей я • имел возможность ознакомиться с результатами недавнего аннетного опроса примерно 2000 автомобилистов, проведенного по различным вопросам автотуризма. Совершенно неожиданно для себя организаторы исследования обнаружили в сотнях анкет не предусмотренную их вопросами запись: «Пора понять, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Столь удачно найденная в свое время нашими сатириками шутка прожила самый короткий век среди всех их шутливых афоризмов: она перестала восприниматься как ирония, неожиданно обретя вторую жизнь в виде точного отражения резко изменившейся действительности. Отметив ни с чем не сравнимый по массовости размах увлечения автомобищий нетрудовые доходы. Вероятно, именно это послужило тому, что автомобилист-«частник» порой наталкивается на обидную неприязнь. А ведь с ростом благосостояния народа положение коренным образом изменилось. Вот что говорят наши исследования о социальном лице автотуриста. Из почти двух тысяч заполнивших анкету 71 % — производственники, более трети из них — рабочие. Неожиданно высоким оказался, удельный вес учителей — около 9%. К ак сказал директор одной из ленинградских школ, это объясняется любознательностью людей его профессии, особенно преподавателей истории и географии.. 8,5 процента — служащие. Около 5% — медицинские работники. На долю людей, которых принято считать особо высокооплачиваемыми (ученых, писателей, композиторов и др.), пришлось менее 3% всей массы опрошенных. Остальные — военнослужащие, пенсионеры и другие категории. Эти цифры, конечно, нельзя считать абсолютными. При столь относительно малом масштабе исследования в сравнении с многомиллионной массой авто- и мотовладельцев не исключены смещения. Видимо, следовало бы какой-нибудь научно-исследовательской организации заняться полным исследованием социального лица владельцев машин ив масштабах страны и отдельных ее регионов — вопрос, важный для понимания сути явления и оказания содействия в его оптимальном развитии. Но и полученные нами данные дают достаточно оснований сделать заключение, что массовое увлечение автомобилем глубоко проникло во все слои нашего общества. Есть в этом еще одно доброе начало. У проводивших исследование на основе анкет и многочисленных интервью сложилось твердое убеждение: желание накопить деньги на покупку автомобиля делает людей более собранными, менее расточительными, а чаще всего и абсолютно трезвыми. Мы сделали для себя еще одно отрадное открытие: подавляющее большинство людей, проводящих отпуск или выходные дни на колесах, добровольно приняло своеобразный сухой занон. Минувшей осенью дорога свела меня с симпатичным инженером из Лиепаи Эльмаром Хениншем. Его старая, видавшая виды «Волга» по внутренней обшивке вся увешана значкамигербами тех городов, которые он посетил за многие годы увлечения автотуч ризмом. — В путешествие, большое или малое, обычно езжу с женой и двумя дочерьми, — сказал Эльмар, когда я поинтересовался, к ак он относится к «чарке для настроения». — Нужно быть последним ничтожеством, чтобы соблазниться парной и поставить под угрозу жизнь самых дорогих тебе людей. В путешествии я не пью даже на привале, сколько бы он ни длился. И мне не случалось видеть, чтобы кто-нибудь из моих запланированных или случайных спутников позволил себе выпить, я бы с таким человеком в компании метра не проехал. Могу с уверенностью сназать, что отношение Эльмара к выпивке не исключение, а правило для автотуристов. И, к ак мне кажется, тем более суровыми могут быть санкции к тем единицам, которые становятся исключением, ставя под угрозу жизнь множества ни в чем не повинных своих партнеров по путешествиям, вообще всех, кто встретится на дороге. Правилом могу назвать и отношение Эльмара к путешествиям с семьей. Анализируя ответы на анкету, мы сделали Для себя еще одно приятное открытие: автотуризм становится мощным инструментом в укреплении семьи, воспитании детей, да и взрослых тоже. 96% опрошенных путешествовали семьями. — Я шофер по профессии и непрочь бы за отпуск отдохнуть от машины, — сказал, мне встреченный недавно в Черновцах товарищ по увлечению из Набережных Челнов, путешествовавший на собственном «жигуленке». — А вот видите, езжу с семьей по стране. Смысл нахожу в том, что дома у каждого свои заботы, свои интересы, не так уж много приходится общаться, а месяц в дороге живем, нак говорится, одной душой. И это для меня, жены, дочери и сынишки большая радость. В одной из поездок в живописном уголке Закарпатья мы увидели небольшое стойбище автотуристов. По тому, нан были разбиты палатки, как уютно варился на костре обед, нак по-хозяйски расположился лагерь, мы поняли, что это22 «волки» туристских троп. И, свернув с визитом к ним, не ошиблись. Владелец старенького, но ухоженного «Москвича—407» инженер из столицы Владимир Николаевич Р. с супругой и сыном много лет проводят отпуск на колесах. Общее увлечение, пережитые вместе трудности и радости пути крепчайшим образом сблизили членов семьи. Итак, автотуризм — во всех отношениях прекрасное увлечение, приносящее большую пользу экономического, социального, воспитательного характера. Вот почему наше социалистическое общество заинтересовано в его поддержке и развитии по оптимальному руслу. Но, скажем откровенно: организация автотуризма во многом- требует улучшений. Об этом и пойдет у нас речь дальше.2. СЕБЕ НА РАДОСТЬ И ДРУГИМ НЕ В ТЯГОСТЬОтдав должное некоронованному кесарю века — автомобилю, давайте посмотрим, насколько умело мы им пользуемся, в достаточной ли степени используем преимущества и радости автомобилизации. Начну со случая анекдотического. На стоянке в Бресте я обратил внимание на двух уже немолодых людей, возившихся вблизи грязного по самую крышу «жигуленка» с ленинградским номером. Они по очереди люто терзали распластанное на асфальте колесо. Подойдя ближе, увидел, что они так заправляют шину. — Побойтесь бога, братцы, — говорю, — что это вы? — Да вот, — отвечают, — после прокола монтируем камеру, никак не поддается. Оказалось, что камеру им посоветовали подкачать, сделали они это с большим усердием и теперь пытались сразу натянуть шину на диск. Тремя монтировками орудовали, диск погнули, а шина упиралась. Я выпустил воздух из камеры, стал одной ногой на шину с той стороны, где она была заправлена с самого начала, и утопил ее до середины диска; вторую ногу поставил на «неподдающийся» край, качнулся разон-другой, и шина села на место. А владельцам колеса пришлось искать кувалду, чтобы хоть немного выправить диск. Конечно, такой случаи редкость. На разных дорогах мне приходилось встречаться с массой прекрасных водителей, тонких знатоков автомобиля и возможностей автотуризма. Некоторые из них ездили буквально на «самоварах», к которым приделаны колеса, но эти «самовары» по надежности не уступали лучшим машинам. Многие проявляли высокую культуру подготовки к путешествию, умели образцово, с большим комфортом организовать свой отдых. Но, увы, при всей любви к автотуризму, а точнее именно из любви к нему, не могу сказать, что высоний уровень подготовки к путешествию стал всеобщим правилом. Нередко встречаешься на трассах с автомобилистами, не освоившими в достаточной степени ни технику, на которой ездят, ни правила движения, которым обязаны подчиняться, ни культуру снаряжения. Прежде всего, разумеется, страдают они сами, а нередко еще ктото, ни в чем не повинный. Невзирая на бурное развитие автомобилизма, властно диктующего свои суровые законы, у многих товарищей чрезвычайно живучими оназались пережитки «тележной психологии», особенно опасные для тех, кто садится за руль. Едва купив автомобиль, едва получив удостоверение водителя, еще путая педали тормоза и акселератора, человек сажает в машину семью и очертя голову бросается в путешествие шестой категории сложности. По неведенью все ему кажется легно и просто. До того момента, когда дорога преподнесет суровый урок. Хорошо, если этот урок ограничится муками с колесом, к аку ленинградцев. А ведь бывает и куда хуже. Заполняя анкету, горный инженер Николай Б. из Донецка вписал следующие строки: «Нужно, чтобы автоинспекция мягче относилась к автолюбителям. Я беру машину в руки раз в год, когда еду с семьей в отпуск. И нельзя с меня спрашивать так же , к акс водителя-профессионала». Такого мнения, к сожалению. придерживается далеко не один он. Инам это заблуждение представляется предельно вредным и социально опасным. Современный автомобиль на современной скоростной дороге ни в коем случае не должен быть предметом любительских упражнений. Каждый, кто садится за руль, обязан полной мерой отвечать за безопасность всех остальных участников движения. Летчики моего поколения, обучавшиеся перед войной или в ее начале, помнят, что наш неповторимый учебный самолет ПО-2 взлетал на скорости менее 100 нм/ч и больше 120 км/ч в горизонтальном полете не набирал. На нынешних отечественных автомобилях любой новичон может за считанные секунды набрать такую скорость и потом развить ее до 140 км / ч . Для этого большого ума не надо, нажми только покрепче на акселератор. Некоторые автолюбители часто такой возможностью пользуются, и сами себе нажутся асами. Но нак только на Дороге появляется препятствие, разъехаться с которым на большой скорости может только мастер, наш новичок теряется и неизбежно попадает в аварию, вовлекая в нее и других участников движения. Так что, если хотите вернуться из путешествия в таком же радостном настроении, в каком отправляетесь, хорошо к нему подготовьтесь, предельно трезво оцените свои возможности, а потом, для здоровой страховки сбавьте еще процентов 10 — 15 предполагаемой скорости. Особое значение для автотуриста имеет снаряжение — от него многое зависит в пути и на стоянке, нередко и безопасность. У каждого, конечно, свои привычки и понятия. Но путешествие на машине имеет специфику и требует выработки -особых привычек. Хорошо, если рядом с новичком окажется опытный советчик или ему в руки попадет толковое пособие. Плохо, если он воспользуется рекомендациями, подобными тем, что приведены в «Справочнике автотуриста», выпущенном издательством «Транспорт» в 1974 году. На стр. 72 читаем, что на экипаж из четырех человек надо брать с собой в десятидневное путешествие полпуда хлеба черного, столько же — белого, чуть ли не несколько пудов круп, вермишели, мяса, сливочного и растительного масла, сухого и сгущенного молока, картофеля, лука и всякой прочей снеди — всего 40 наименований... Если следовать этим советам, пришлось бы прицепить к автомобилю холодильник на колесах. Зачем? Ведь самоё необходимое в пути можно купить в сельском магазине, не говоря ужо городских гастрономах. Да и столовые и кафе не раз попадутся вам в пути. В дороге, если путешествуешь ради удовольствия, непременно необходим определенный минимум комфорта, создаваемый вещами. Но множество наблюдений позволяют сделать заключение, что само это понятие номфорУа у некоторых автотуристов сильно искажено. Иные берут с собой такое количество вещей (большая часть из которых в пути оказывается совершенно ненужной), что в автомобиле ни лечь, ни сесть уже негде — со всех сторон что-то жмет и отовсюду что-то валится. Нередко встречаешься ис другой крайностью, ногда семья путешествует До такой степени налегке, что в случае непредвиденной ночевки в пути нечего постелить на сырую землю и нечем укрыться от непогоды. Хочется Дать несколько советов из личного опыта. Не начинайте автотуристскую «карьеру» с многодневных дальних путешествий: не зная своих возможностей, не имея опыта, вы можете поставить себя и семью в крайне трудное и опасное положение. В течение первых двух лет после покупки автомобиля накапливайте навыки вождения и опыт путешествий в небольших одно-двухдневных загородных поездках — на расстояние от 100 до 500 километров, лучше всего в субботу и воскресенье, ногда на трассах поменьше грузовинов. Кстати, короткие маршруты выходного дня помогут вам постепенно проверить и отобрать необходимое для дальних путешествий снаряжение, набить руку на устройстве бивака и т. д. В дальнюю поездку целесообразнее всего отправляться группой на двух-трех машинах, желательно одной модели. Будет всегда легче устроить бивак, проще с запчастями, из трех водителей найдется один более опытный и сможет помочь товарищам. Но не создавайте колонну из многих машин. В таком случае появляется необходимость догонять друг друга, что нередко приводит к нежелательным последствиям. Задолго до путешествия спланируйте его: наметьте и изучите маршрут, по возможности осведомитесь о состоянии дороги, местах стоянки, расположении СТО, отберите снаряжение, чтобы оно обеспечило нормальное движение автомобиля, крышу над головой, очаг и питание. Если ваш автомобиль не изношен (а таких сейчас большая часть), не старайтесь набрать запчастей побольше. Станции технического обслуживания, особенно в европейской части страны, сейчас встречаются довольно часто. Захватите с собой тольно то, без чего рискуете не доехать до ближайшей СТО или что числится в особом дефиците. Для трех автомобилей в страховом запасе вполне достаточно иметь один ремень вентилятора, две камеры (кроме запасных колес), комплект запальных свечей, один набор ламп, несколько предохранителей, двухлитровые банки масла и ТОСОЛа, пол-литра тормозной жидкости и некоторые другие мелочи — какие вам должно подсказать знание особенностей своего автомобиля. Крышу лучше всего вам обеспечит прицеп-дача. Мне довелось немало поездить со «Скифом». Для трех экипажей одного такого прицепа в дополнение н спальным местам в самих автомобилях вполне достаточно, чтобы иметь в любых условиях комфортабельный ночлег. Любой прицеп к тому же позволяет вам упрятать спальные мешки, надувные матрацы и подушки, не загромождая ими автомобиль. Если же прицепа нет, можно вполне обойтись палаткой. В таком случае хорошо смонтировать на крыше багажник и уложить в него палатку и спальные принадлежности. Но ни в коем случае не перегружайте и не набивайте багажнин так, чтобы он «парусил» или заметно смещал центр тяжести автомобиля — устойчивость машины на поворотах снизится, вы рискуете перевернуться. Помня, что вы едете не в голодный край, не набирайте с собой млого пищи. Небольшой неприкосновенный запас мясных консервов и сгущенного молона, немного приправ, чтобы в пути не суетиться по мелочам, вот, пожалуй, все что вам нужно. Остальное вы приобретете по пути. А на чем готовить пищу? Я бы предпочел костерок, но его не всегда и не всюду можно разжечь. В продаже сейчас имеется довольно большой выбор туристсних очагов — бензиновых, керосиновых, газовых. Лично я всем им предпочитаю «примитивную», но безотказную паяльную лампу, которую приспособил для этого дела сам. Если вы впервые отправляетесь в путешествие, то больше всего хлопот вам может доставить одежда. Оденьте всю семью в спортивные костюмы, возьмите нупальники, немного белья и несколько рубашек с короткими рукавами, свитера или куртки на случай похолодания,обуйтесь в босоножки и прихватите кеды для лесных походов, положите в чемодан полотенца и мелкие принадлежности первой необходимости. Теперь можете отправляться в путешествие. Стоп! Что же вы делаете, дружище? Пристегните ремни безопасности! Просто удивительно, до чего устойчиво у большинства автомобилистов предубеждение против столь полезного приспособления. Нынешним летом на нас, москвичей, даже в крупных центрах автомобилизма — Риге, Кишиневе, Одессе смотрели как на белых ворон — мы по привычке пристегивались ремнями. Многим пристегнутый ремень кажется ущемлением водительского достоинства. Более отсталое суждение о современной дорожной ситуации и представить себе трудно. Даже на Скорости 60 км / ч авария может привести к тяжелым травмам, а то и смертельному исходу. А попасть в нее по вине разгильдяя может и самый классный водитель. Привязавшись, вы в два-три раза смягчите ее последствия. Ремень ни в малейшей степени не стесняет ваших движений, не ущемляет вашего достоинства, к ак ставший столь привычным шлем не ущемляет достоинства мотоциклиста. А. КОМАРОВСКИИ, кандидат экономических наук, автотурист 1-го разряда' Фото Г. НикитинаОкончание — в следующем номере23