сгэИспользование антидетонаторов, как известно, один из самых простых и экономически целесообразных методов повышения октанового числа бензинов. Наиболее широко распространенная присадка этого рода к топливу — тетраэтилсвинец РЬ[С2Н5)4- Этот антидетонатор открыл путь к более рациональному использованию нефтяных ресурсов во многих странах мира. И в то же время, вероятно, не найдется специалиста по токсичности бензиновых двигателей, который усомнился бы в необходимости — Скажите, пожалуйста, какие исследования ведутся в связи с тем, что изъятие из обращения тетраэтилового свинца в качестве антидетонатора многими признается необходимой санитарной мерой. Не могли бы вы познакомить наших читателей с существом докладов по этому вопросу, представленных на научной конференции «Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами транспортных средств». — Реальность такова, что долгое время не было найдено антидетонатора, равноценного по эффективности и дешевизне тетраэтиловому свинцу (ТЭС). Начало его внедрения относится к середине 20-х годов, когда общий уровень автомобилизации был ощутимо ниже современного и количество свинцовистых соединений, которые выбрасывались в атмосферу с отработавшими газами, не достигало опасных величин. Свинец не принадлежит к элементам, претерпевающим полный кругооборот в природе. Его соединения химически устойчивы и не подвергаются существенным изменениям, поэтому в биосфере происходит их непрерывное накапливание, возрастает концентрация этих продуктов в морях и океанах. Постоянный рост автомобильного парка означает, что с такими веществами, в частности с ТЭС, постоянно соприкасается (в непосредственном смысле этого слова) не только огромная армия водителей, но и вообще люди, занятые в автомобильном транспорте. В связи с этим изъятие ТЭС из обращения приобрело в последние годы большое социальное значение. По действующим в СССР санитарным правилам применение этилированных (то есть содержащих присадку в виде тетраэтилового свинца) бензинов не разрешено в ряде крупных городов. Но такой шаг не решает проблемы в целом. Вот почему, наряду с ограничением применения этилированных бензинов, в СССР, как, впрочем, и в ряде других стран, много лет идут поиски новых антидетонаторов, на безвредной основе, И один из них — марганцевый, который был разработан под руководством ака-отказаться от свинцовых присадок в бензине. Тем более что в последние годы особенно остро встал вопрос о защите здоровья людей и охране окружающей среды от вредных выбросов. Это нашло отражение ив «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», которые предусматривают, что в десятой пятилетке «Получат применение на практике новые методы и.средства борьбы с вредными выбросами веществ в атмосферу...» Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР намечены конкретные меры по реализации этого задания. Наш корреспондент Н. Семина обратилась к одному из разработчиков нового антидетонатора — кандидату химических наук М. О. ЛЕРНЕРУ с просьбой рассказать о положении дел в этой области.АНТИДЕТОНАТОРЫ И ТОКСИЧНОСТЬдемика А. Н. Несмеянова, — прошел обширные испытания. У нас в стране рядом научно-исследовательских организаций, и в их числе Институтом элементоорганических соединений (ИНЭОС) АН СССР, НИИ Министерства химической промышленности СССР, выполнен целый комплекс исследований по определению физико-химических, моторных и эксплуатационных свойств элементоорганических соединений марганца, например циклопентадиенилтрикарбонила МпСгНз(СО)3, называемого сокращенно ЦТМ, разработаны композиции антидетонаторов на его основе. Общий пробег автомобилей разных марок с экспериментальными Топдивами, содержащими соединения марганца, составил уже около 20 миллионов километров. Испытания проходили в условиях обычной эксплуатации в автохозяйствах: на 400 грузовиках и 25 автобусах в Орле, а также на 20 грузовиках в Ставрополе ив других городах. Д о ­ рожным предшествовали испытания . на специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях и по объему составили 30-тысяч моточасов. В это время решались задачи, связанные с составом антидетонатора и содержанием его в топливе, сравнительной оценкой их с обычным, этилированным бензином в стендовых условиях. И конечно, этот комплекс работ включал исследования, связанные с гигиенической оценкой новых антидетонаторов, а также экономическим эффектом от их применения. — Давайте остановимся подробнее на экономическом и техническом достоинствах марганцевого антидетонатора. — Расчеты показали, что себестоимость марганцевых антидетонаторов выше, чем тетраэтилсвинца, но применение бензина с ЦТМ обходится дешевле, чем с ТЭС. В отношении антидетонационной эффективности, как показали эксперименты, существенных различий между бензинами с тетраэтилсвинцом и марганцевым антидетонатором нет. Главное же — последний в 50 раз менее токсичен, если говорить о содержании егосоединений в продуктах сгорания. Марганцевый антидетонатор не повышает износа цилиндров и уменьшает требования двигателя к октановому числу топлива, однако при работе на бензине с ЦТМ необходимо тщательно выполнять предписания по регулярной (через каждые 10—12 тысяч километров) чистке свечей. Эксперименты с заменителями ТЭС были проведены и за рубежом. Опубликованные в США в конце 1975 года материалы подтверждают ранее полученные в СССР данные и показывают, что антидетонатор на основе соединений марганца является весьма перспективным для получения нетоксичных высокооктановых топлив. На основе опытов подсчитано, что при использовании марганцевого антидетонатора для половины всего количества бензина, расходуемого в США, содержание марганца в воздухе городов вырастает лишь до 0,2 г/м3, тогда как, по мнению гигиенистов, предельно допустимая его концентрация — 120 г/м 3 . Перспективен марганцевый антидетонатор и при использовании каталитических нейтрализаторов — устройств, предназначенных для поглощения из отработавших газов окиси углерода и окислов азота. Известно, что многолетние поиски катализаторов, стойких к соединениям свинца, практически ни к чему не привели. Этилированный бензин был и остается каталитическим ядом для нейтрализатора; Так, ТЭС выводит из строя дорогостоящий палладиевый катализатор за 30—50 часов. Марганцевый же антидетонатор не влиял на его работоспособность по крайней мере в течение 1000 часов, как показали испытания. Такая совместимость с нейтрализатором очень перспективна ис технической ис гигиенической точки зрения. — Каковы результаты практического применения «бензина на марганце»! — Получены результаты испытания ЦТМ на самых распространенных автомобилях — ЗИЛах и «жигулях». Экспериментальные бензины не уступали по эксплуатационным качествам чистому бензину. Интересен и выявленный новый эффект — добавка ЦТМ в дизельное топливо снижала дымность выхлопа. Насколько мне известно, сейчас в США на марганцевый антидетонатор переведено довольно большое количество выпускаемого бензина. Считаю, что сегодня есть все основания для постановки вопроса о широком внедрении ЦТМ взамен токсичного ТЭС.Послесловие академика А. Н. НесмеяноваВопрос, поднятый в этой статье, на мой взгляд, заслуживает самого серьезного внимания. Применение в качестве антидетонатора ЦТМ вместо ТЭС имеет не только существенное социальное, но и экономическое значение. В нашей стране разработаны рецептуры марганцевого антидетонатора и проведен большой комплекс стендовых и дорожных испытаний, дающий основание приступить к производству этих присадок. Пока, к сожалению, из-за межведомственных барьеров работы, связанные с практическим внедрением нового антидетонатора, недопустимо затянулись. Считаю, что пришло время принять решительные меры и ускорить решение вопроса.30I