В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФЭти заметки хотелось бы начать с одного весьма характерного примера. В конце января в шестидесяти километрах от Риги, на расчищенном снежном поле колхоза «Накотне» Елгавского района проходило первенство Латвии по трековым автогонкам. Десятки «жигулей», «волги», «москвичи» на старте, захватывающие заезды, энтузиазм многочисленных зрителей. Это был подлинный зимний праздник» моторов. А как ликовали местные жители, когда победа досталась молодому колхозному парню Янису Лавриновичу. Растроганный председатель «Накотне» Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР Артур Эдуардович Чиксте, как сына, обнимал триумфатора. Еще бы! Ведь в гонках принимал участие не один мастер спорта, в том числе чемпион СССР по автомобильным шоссейно-кольцевым гонкам Арнольд Дамбис. И все же победу Яниса Лавриновича, так же как и занявшего третье место Раймондса Покулиса, колхозного механика из «Накотне», никак не назовешь случайной. В первичной организации ДОСААФ колхоза условия для приобщения к технике, занятий спортом ничуть не хуже, чем в Елгаве, Даугавпилсе и даже в Риге. Я уж не говорю о том, что на 350 колхозных механизаторов прихоится 350 моторов — будь то трактор Й — 701, комбайн «Нива», грузовик... Здесь десять одних только спортивных автомобилей, действуют секции мотоспорта и дельтапланеризма. Наконец, создан лучший в республике спортивный аэроклуб, построен современный ангар, где стоят несколько самолетов, полтора десятка отечественных и зарубежных планеров. Да, отошло то время, когда досаафовские организации ютились в подвалах и сараях, когда одна винтовка, один двигатель приходились чуть ли йе на весь район. Еще недавно мы радовались каждой машине, независимо от ее модели и состояния, а теперь требуем только новую. Сегодня материально-техническая база Общества в республике — это возведенные по современным проектам школы и спорттехклубы, гаражи, тиры, разнообразнейшая техника, бассейны, трассы, стадионы. За последние пять — семь лет в Латвии построены и успешно работают рижская и лиепайская автомобильные школы, дома военно-технического обучения в городах Огре, Лудзе, Тукумсе ив Ленинском районе Риги; закрытый стометровый стрелковый тир в Риге; трасса для картинга в г. Резекне, водная станция в Юрмале. Кроме этого, завершается строительство дома военно-технического обучения в Вилянах, стрелкового тира в г, Добеле и других объектов. Сейчас мы можем ежегодно вкладывать в капитальное строительство неизмеримо большую сумму, чем каких-нибудь десять лет назад. Нынешние масштабы потребовали качественно нового подхода к планированию капитального строительства. Появилась возможность не латать дыры как придется, а вкладывать средства более рационально, строить с перспективой, а главное, комплексно. На правом берегу Даугавы, к примеру, на одном, можно сказать, пятачке, кроме действующих. автошколы и стрелкового тира, завершается строительство гаража на 200 автомобилей, заложены общежитие, кордодром да еще «гроздь» сооружений другой школы — рижской объединенной технической с водной станцией и крытым 50-метровым бассейном. И такой подход характерен не только для Риги. Сошлюсь на выступление одного из делегатов I съезда ДОСААФ республики директора совхоза «Мадлея»Огрского района Юлиса Белявниекса. «Мы стараемся строить комплексно, — рассказывал он, — возвели среднюю школу и тут же спортивный зал, стадион, плавательный бассейн, закрытый тир. Причем делается все это так называемым хозспособом. Для взрослых парней в поселке построен автодром. Есть условия для тренировок, а охотников заниматься спортом искать не приходится. И не случайно некоторые наши молодые механизаторы имеют успех даже на республиканских и союзных соревнованиях.' Скептикам, считающим, что средства, выделенные на спортивно-техническую базу, — напрасные траты, хочу возразить: пугаться нечего, эти вложения окупаются сторицей. На глазах растут парни, влюбленные в технику, в спорт, про которых говорят, что они с бензином в крови. И что самое важное — это, как правило, отличные, исполнительные работники — опора совхоза. Большие нагрузки на тренировках и соревнованиях нисколько не мешают им образцово справляться со своими обязанностями ремонтников, водителей, механиков; они живут интересной жизнью, привязаны к хозяйству, к семье. Выпивки? Да просто некогда этим заниматься!» Рассказ о нашей материальной, технической базе будет неполным, если не упомянуть о фирменном, так сказать, производственном объединении «Спутник». Созданное на базе мелких, полукустарных участков и мастерских, оно тем не менее благодаря четкой специализации, мерам по совершенствованию организации и управления добилось неплохих результатов. Занесено на доску почета города, за минувшую пятилетку им получено более 7 миллионов прибыли. «Спутник» дает около половины всех доходов ДОСААФ республики. Здесь налаживается производство новейших мотошлемов с полиуретановым вкладышем, выпускаются теневые диски для автотренажеров, дорожные светящиеся знаки (в том числе для Олимпиады) и объемные светящиеся знаки для автомобильных прицепов. Средств в создание материальных ценностей оборонного Общества вложено в республике немало. Ну а какова их отдача? Сейчас подготовку кадров массовых технических профессий в организациях ДОСААФ Латвии ведут автомобильные и технические школы, 30 районных (городских) спортивно-технических клубов, 25 спортивно-технических клубов при крупных первичных организациях. Каждый второй водитель транспортных средств, работающий на предприятиях, в колхозах и совхозах республики, — - воспитанник ДОСААФ. В нынешней пятилетке мы должны подготовить для народного хозяйства 113 тысяч специалистов различных профессий, в том числе 76 тысяч водителей. И есть все основания ля того, чтобы достичь намеченных руежей. Сошлюсь для примера на недавно открытую 1-ю рижскую автошколу. Выпуск водителей доведен здесь уже до трех тысяч человек в год. В образцовом состоянии содержится техника и помещения. Сам за себя говорит такой факт: во время сильнейших морозов в декабре — январе, когда температура несколько дней держалась на уровне минус 3.5 градусов, ни одна машина в школе не вышла из строя. Норма подготовки водителей в год на одну легковую учебную машину перекрывается. Много сил, опыта приложили для достижения таких высоких результатов мастера производственного обучения Янис Берзиньш, Семен Ткачев, Теодор Гужев, Зариф Нурлатов и их товарищи. Высок коэффициент полезного дейст-8На фото: даугавпилсская объединенная техническая школа — элементы учебного комплекса. э. эвин,председатель ЦК ДОСААФ Латвийской ССРвия техники и оборудования ив рижской объединенной технической школе. Она не знает аварий и несчастных случаев, здесь не было ни одного факта досрочного выхода из строя снаряжения и оборудования. Однако в целом по республике уровень использования техники никак удовлетворить нас не -может и являет пеструю картину, где удачи соседствуют с явными потерями. Тревожит и наметившаяся в последние годы тенденция сокращения объемов и темпов строительства объектов ДОСААФ в республике, затягивания сроков их сдачи, притчей во языцех стал, к примеру, сооружающийся в Риге гараж на 200 машин. Стройка ведется уже седьмой год. Более трех лет возводится общежитие для лиепайской автошколы. Ряду школ и клубов еще не хватает наглядных пособии по новым моделям машин, оборудования для классов лабораторно-практических работ, в некоторых организациях техника используется не по назначению, ремонт и обслуживание ее по-настоящему не налажены. Перечень нехваток и потерь можно было бы расширить. Крайне недостает картов и «резины» к ним, а также автомобильных шин. Но особенно терзает отсутствие запчастей. Ох уж эти запчасти! Мы подсчитали, что за последние полгода общий простой автомобилей только в первичной организации завода ВЭФ составил 1536 часов, из них по причине нехватки покрышек530. Потери немалые. Ведь за это время можно было бы подготовить десятки водителей, получить тысячи рублей прибыли для нужд оборонного Общества. Особенно тревожит отставание «тылов». Техники каждый год прибывает, а много ли вводится постов обслуживания, гаражей и стоянок? Ничтожно мало. На 530 автотранспортных единиц у нас всего 110 боксов и десять ремонтных постов. Техника ржавеет, раньше времени выходит из строя. Нет условий для содержания машины — и мы вынуждены порой смотреть сквозь пальцы на хранение автомобилей рядом с домом инструктора или спортсмена, а отсюда полшага до злоупотреблений и аварий. ...Здание, где размещен ЦК ДОСААФ Латвии, находится на одной из старых тесных улочек Риги, в самом ее центре, ядом со знаменитой Пороховой башней. роходя мимо Домского собора, встречаешь старинную постройку, на которой прибита чугунная доска: «Каретная. Построена в XVII веке. Охраняется государством». Заботливый хозяин держал в этом просторном помещении когда-то коня и повозку. И с грустью думаешь, глядя на седую эту старину: так ли мы богаты, чтобы держать сегодня под открытым небом сотни и тысячи наших железных лошадиных сил? Техника теперь уже есть. Сейчас не привычное «давай и давай еще», а бережное отношение к тому, что имеешь, повышение отдачи с каждого метра полезной площади, от каждого мотора, каждого часа занятий — вот что должно быть поставлено во главу угла всей работы. А для этого нужны кадры — не случайные, временные люди,' а грамотные, сознательные работники. И такие преданные избранному делу люди у нас есть. Расскажу об одном — шофере Майгоне Вилюмсоне. Имя этого председателя досаафовского коллектива цесисской районной больницы называлось на VIII Всесоюзном съезде ДОСААФ. Здесь добились образцового отношения к технике. Каждый член комитета отвечает за "тот или иной участок работы. Руководитель коллектива личным примером увлек молодежь занятиями автомобильным, мотоциклетным и стрелковым спортом, причем сам выполнил норматив мастера спорта. Другой важный резерв — организация дела. Послушаем, например, что говорит заместитель начальника республиканского спортивно-технического клуба мастер спорта международного класса помотоспорту, в прошлом член сборной цоманды СССР Арнис Ангаре: «Сейчас ремонт и подготовка к новым соревнованиям каждого спортивного автомобиля обходится нам в среднем в 500 рублей. Это по счету предприятия автосервиса. Но каждый знает: пригнанную с «сервиса» машину спортсмен заново перебирает по винтику — ведь от одной недокрученной гайки может зависеть не только результат — здоровье, жизнь. Так не дешевле было бы снабжать клубы запасными частями в централизованном порядке, дать возможность восстанавливать машины на местах?» „ Еще одно направление усилий — специализация. Не распылять силы, а собирать их в кулак. Не отправлять по одному мотоциклу, мотору, аквалангу в каждый район, а распределять их партиями в те места, где создается или создана опорная база, где можно рационально вести учет, наладить обслуживание, повысить отдачу техники. Такая специализация у нас ужо намечается: хорошей базой для развития картинга могут стать города Резекне и Смилтене, парашютного спорта — Даугавпилс, водно-моторного — Стучкинский район. В развитии спорта, обеспечении техникой, ремонтом, большую, чем до сих пор, Помощь и поддержку комитетам ДОСААФ могли бы оказать министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики, «Латколхозстрой», министерство мелиорации и водного хозяйства, комитет по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. Они в состоянии энергично повлиять на развитие автоспорта в республике. Авиаспорт мог бы успешнее развиваться при латвийском подразделении гражданской авиации, радиотехнические виды — на соответствующих предприятиях, морские, водно-моторные — под эгидой Союза рыболовецких колхозов, «Запрыбы» илипредприятии судоремонтной промышленности. Могли бы... Но как заинтересовать предприятия и ведомства? Может быть стоит подумать об отдельном спортивном зачете для команд министерств, ведомств, крупных предприятий и организаций. Во всех действиях по укреплению материальной базы Общества важно видеть перспективу, решать вопросы согласованно, комплексно. Особенно касается это крупных проектов, решений, связанных с землеотводом и землепользованием. Сколько теряем мы здесь от непродуманных, невзвешенных действий! Оборудовали открытый 50-метровый бассейн — пришлось закрыть. Создали прекрасную водно-моторную станцию — и лишились ее в связи с сооружением нового рижского моста через Даугаву. Пользовались одной из лучших в стране базой развития автомотоспорта — комплексом в Бикерниеки, а сейчас он П °Д угрозой закрытия: кольцевая автотрасса, мототрек с мотобольным полем, трасса для картинга оказались зажатыми в городском парке между густонаселенными районами Югла и Пурвциемс. В связи с этим стоит подчеркнуть, что в принятой недавно Конституции СССР узаконена новая политико-экономическая и правовая категория: наряду с государственной, кооперативно-колхозной и личной, получила конституционное признание и собственность общественных организаций. Тем самым нашли новую, более высокую оценку у партии, правительства, народа имущество, материальные фонды ДОСААФ, самой крупной после профсоюзов общественной организации в стране. Задача, стало быть, состоит в том, чтобы и относиться к этому имуществу не ведомственно, а как к той же государственной собственности, приданной для оборонных нужд всего нашего трудового народа.В