Йший чемпионом Москвы, и К. Антропов из Ижевска, установивший в декабре новый рекорд круга 1.01,8 с (средняя скорость 104,8 км/ч). Но тем-то и хорош спорт, что в нем нельзя предвосхитить события, что он арит одну неожиданность за другой. ервая из них в первом же заезде: его выигрывает не Астафьев, не чемпион России этого года вазовец В. Сажин, а Алексей Григорьев из спортсекции «Мосавтотехобслуживания». В третьем заезде Астафьев на предпоследнем месте. Он явно не в ударе. Козырчиков же , напротив, демонстрирует «высший пилотаж». Просто дух захватывает, когда видишь его технику езды на виражах. Он побеждает в первом своем заезде, во втором, безоговорочно лидирует в третьем, оставляя далеко позади ижевцев Грайфа и Антропова. До финиша метров полтораста, можно сказать, 15 очков из 30 возможных уже «в кармане» (по формуле гонок каждый стартует шесть раз, дважды встречаясь с каждым). Это уже полшага до победы. Ликует ипподром. Но что это? Неожиданно замолкает мотор на «Москвиче» лидера, и он почти у финишной линии глазами провожает объезжающих его пятерых соперников. У кого от досады не опустятся руки. Но только не у Козырчикова. Быстро устранив неисправность, он в следующем же заезде снова опережает - всех — В. Гольиова из Ижевска, Сажина... Теперь остается только ждать и надеяться — последние два старта у Козырчикова на финише гонки.К 15-му, предпоследнему заезду становится ясно: ему не быть победителем. Владимир Гольцов — испытатель ижевского автозавода, заявивший о себе ужев прошлом (он был вторым на наших гонках), одержал четыре победы и практически стал недосягаем. Неудачно приняв старт в своем предпоследнем заезде, Козырчиков лишился шансов и на «серебро», пропустив вперед себя другого представителя Ижевска — А. Грайфа. Да, отменно выступили гонщики с Урала. Смело, хладнокровно. Ни разу не подвели их машины. И наградой за это стало вручение «Ижмашу» учрежденного в 1979 году переходящего трофея — фарфоровой вазы работы художников ленинградского завода имени Ломоносова, которой отныне будет отмечаться предприятие, чей автомобиль принес победу в соревнованиях. Трое сильнейших награждены медалями и ценными призами — комплектами специальных спортивных шин Научноисследовательского института шинной промышленности и известной финской фирмы «Нокия», официального поставщика Олимпиады-80. Воздадим должное победителям. И все же справедливости ради отметим, что гонка протекала спокойнее, чем ожидалось. Причин здесь несколько: и профилактические меры судей против «грязной» езды, и предстоявший через неделю чемпионат страны, и не в последнюю очередь — поломки. У жес первых заездов отпали «возмутитель спокойствия» Ю. Козлов, сильнейший кольцевик страны В. Богатырев, В. Глушков, а затем и Ал. Григорьев. Но зрители не остались в накладе. Недостающую «остроту» с лихвой компенсировал наш сюрприз — показательные гонки на снегоходах «Буран». Спортсмены рыбинского производственного объединения моторостроения и досаафовского спортклуба «Родина» из г. Химки состязались темпераментно, весело. Победители С. Луковкин, Е. Кузьмин (оба — Рыбинск) и десятиклассник А. Кальин (г. Химки) были отмечены призами «За рулем». После завершения «Гонки всех звезд» газеты писали, что неплохо бы расширить эти соревнования, привлечь к участию в них зарубежных гонщиков. Кстати, такое .предложение выдвинула н Федерация автоспорта СССР. Мы горячо поддерживаем его, полагая, что такая гонка могла бы стать событием года в нашем автоспорте. М. ТИЛЕВИЧМногие автолюбители считают тахометр (если вообще слышали о нем) принадлежностью спортивной машины, а наличие его на дорожных моделях рассматривают как этакий спортивный атрибут, вовсе не обязательный для повседневной езды. Вели говорить об автомобилях для спорта, то, действительно, трудно сейчас представить себе любой скоростной вид соревнований без «участия» тахометра. Но счетчик угловой скорости вращения коленчатого вала, а попросту — оборотов, все чаще появляется и на обычных, не спортивных моделях и модификациях автомобилей, снабженных довольно мощными двигателями. Например, в семействах ВАЗов им оснащены ВАЗ—2103, ВАЗ"-2106 и ВАЗ—2121. Чтобы понять возможности этого прибора, давайте рассмотрим, какую роль играет он в системе «человек — автомобиль». Вероятно, все знают, что максимальной мощности двигателя автомобиля и максимальному крутящему моменту соответствуют разные обороты, что легко можно определить, обратившись к публикуемой здесь таблице. Разница, как видите, значительна. В зависимости от того, что в данный момент требуется от двигателя, мы соответствующим образом действуем педалью акселератора («газом»), стремясь получить именно то сочетание мощности и крутящего момента, которое обеспечит нужную скорость, экономичность и маневренность. И все-таки даже опытный водитель не всегда определит «на слух» с достаточной точностью число оборотов, а значит и режим мотора. Соответствует ли он данным условиям движения — по грунтовой дороге, снегу или песку? Обеспечивает ли троганье на льду? Не опасны ли двигателю столь высокие «обороты» во время обгона на третьей передаче? Точный ответ на все эти вопросы может дать только тахометр. Далее: одни водители любят энергичный разгон на передачах, другие — предпочитают трогаться с места плавно, не спеша, очень скоро переходя «на прямую». Так вот, не «перекручиваете» ли двигатель вы, поклонники первого варианта, не перегружаете ли его, двигаясь на более высокой, чем нужно, передаче, поклонники второго? И на эти вопросы ответит тахометр. Изучив таблицу, можно определить ту скорость вращения коленчатого вала, которая наиболее выгодна для энергичного разгона (ее обеспечит максимум крутящего момента), и ту, которая даст вашей машине наибольшую скорость (режим максимальной мощности). Ориентируясь на показатели тахометра, мы поддерживаем подбором передач именно те обороты, при которых двигатель не перегружается, но и не выходит в зону повышенных износов, сохраняя в то же время достаточную приемистость. Что это значит? А то, что при разгоне нужно включать высшие передачи не раньше, чем стрелка прибора войдет в зону оборотов, обеспечивающих достаточный крутящий момент. Но не допускайте большого превышения его максимума, так как дальнейший разгон на этой передаче уже не прибавляет динамики. И, соответственно, следует переходить на более низкую передачу, если обороти упали до предела, при котором мотор уже не имеет запаса для «раскрутки». (Заметим, что для автомобилей ВАЗ и «Москвича—2140» это зона от двух до четырех тысяч оборотов в минуту.) Вот в чем главное назначение этого прибора. Тахометр поможет в регулировке оборотов холостого хода, подскажет, исправен ли спидометр, и даже просигнализирует о состоянии некоторых приборов системы зажигания. Так, если стрелка перемещается по шкале скачками или дергается при постоянном режиме работы двигателя — значит, надо обследовать контакты прерывателя, проверить зазор между ними, крепление провода подвижного контакта. Как видите, счетчик оборотов — прибор полезный любому водителю. В связи с этим возникает вопрос: как быть, если он не предусмотрен конструкцией? Во-первых, съемный тахометр «Таховар», которым можно оснастить любой легковой автомобиль, выпускается у нас и поступает в торговую сеть. Этот портативный прибор имеет, на наш взгляд, лишь один недостаток — у него слишком маленькая, неудобная для «чтения» шкала. Во-вторых, некоторые автолюбители не без успеха изготовляют тахометры сами. Удачная и достаточно простая конструкция на основе микроамперметра была опубликована в июльском номере журнала «За рулем» за 1969 год. Однако, чтобы удовлетворить всех желающих, потребуется, наверно, расширить производство этого весьма полезного прибора. Сейчас, когда ряд предприятий проявляет интерес к сопутствующим автомобилю товарам, решить этот вопрос, видимо, не представляет особого труда.А. ГУРЬЕВ, инженерУгловая ско рость вращения коленчатого вала (о б/мин), соответствующая Модель и марка автомобиля максимальной мощности 5800 4750 5600 5600 5200 4500 4000—4200 4200—4400 4400—4600 максимальному крутящему моменту 3000—3400 2800 3400 3500 3400 2400 2800—3000 2700—2900 3000—3200холостому ходу 900 600—700 750—800 750—800 750—800 600 500—600 500—600 500—6001. В. Гольцов (Ижевск) — 29 очков; 2. А. Грайф (Ижевск) — 27; 3. А. Козырчиков (Москва) — 22; 4. В. Сажин (Тольятти) — 21; 5. С. Васильев (Тольятти) — 19; 6. В. Рожукас (Москва) — 17.Результаты соревнований«Москвич—2140» ИЖ—2125 «Москвич—2138» ВАЗ—2101, 2102, 21011 ВАЗ—2103 ВАЗ—2106, 2121 ГАЗ—24 ЗАЗ—966В, ВВ ЗАЗ—968 ЗАЗ—968А16