ТАМ, ГДЕ5 мая — День печатиПО ПУТЯМ-ДОРОГАМ ФРОНТОВЫМФотография, которую вы видите на этой странице, сделана Анатолием Васильевичем Егоровым, бывшим в Великую Отечественную корреспондентом газеты Южного фронта «Во славу Родины». Вот так, чтобы завтра газета непременно была напечатана и дошла до солдата:, вот так ради нескольких строчек, как писал поэт, журналисты в шинелях шагали по топям и кручам, а то выкатывали на своих плечах застрявший автомобиль. Армейская печать в годы войны была мощным средством идейно-политического, боевого воспитания солдат и офицеров. Подсчитано, что войска ежемесячно получали 19 300 тысяч экземпляров центральных газет и1 миллион экземпляров журналов. В Вооруженных Силах издавались четыре центральные, 19 фронтовых и флотских, газеты армий и флотилий. В каждой дивизии, соединении флота, танковых корпусах имелась своя многотиражная газета. Брянский фронт был сформирован в августе сорок первого. Уже 8-го числа вышел первый номер фронтовой газеты «На разгром врага». Походную типографию комплектовали в Москве. Ныне Герой Социалистического Труда, правдист В. Кузьмин, в ту пору начальник типографии, запомнил трудный поход газетного каравана в район фронта, в брянские леса. В автобусе, снятом с московской линии, оборудовали печатный цех. Издавали газету в горящих городах и поселках, под огнем противника, при отступлении ив наступлении. Газета выходила ежедневно. Рядом с журналистами выполняли не менее сложную и опасную работу водители походных типографий (многие сотни их были смонтированы на советских ЗИСах и ГАЗах), редакционных автобусов, грузовиков, легковушек, наборщики, печатники, корректоры. Что касается шоферов, ...то, пожалуй, тяжелее всего им приходилось в наших прославленных «дивизионках». Они двигались, как правило, за наступающими частями, находились вблизи передовых позиций. Водители нередко становились за наборную кассу, крутили привод печатных машине Приведу лишь один, пример. Газета «За победу», одна из сотен, начала свой путь за Волгой. Вместе с 200-й стрелковой дивизией маленький коллектив ее прошел по дорогам войны до Эльбы. Но не одними километрами измерялись военные дороги. Газета воодушевляла, поднимала воинов на бой, на подвиг. Душой «дивизионки» был ее редактор Вадим Белов, а кроме него в редакции быди еще заместитель, ответственный секретарь и литсотрудник; в типографии — два наборщика, печатник и шофер. Во время боев за освобождение Прибалтики походная типография попала под огонь противника и была разбита. Вскоре получили новую технику и продолжали выпускать свою «дивизионку». Редактор Белов был ранен, после излечения получил назначение в газету «Воин Родины» прославленной 150-й Сибирской стрелковой дивизии. Эта дивизия штурмовала рейхстаг (знамя ее установлено в зале Победы Центрального музея Вооруженных Сил). Вадим Белов погиб в Берлине. В мае, когда отмечаются Праздник Победы и День печати, мы вспоминаем и тех, кто воевал штыком и пером, кто выпускал газеты для наших Вооруженных Сил. С. ФРИМАН, полковник-инженер в отставкеПредлагаемое путешествие по местам, овеянным ооевои славой, ратными подвигами советского народа в годы Великой Отечественной войны, захватывает территорию Калужской, Орловской, Курской, Брянской, а также частично Тульской и Сумской областей. Калужская и брянские земли — край партизанской славы, в Орловской и Курской областях летом 1943 года разыгралась одна из величайших битв: по количеству войск и техники, по ожесточению и напряжению сражений она не имела себе равных в истории минувшей войны. Маршрут начинается в Калуге — промышленном, культурном и административном центре области, расположенном на высоких холмах левого берега Оки. Современная Калуга — быстро растущий город машиностроителей. С ним связаны славные страницы отечественной науки. Здесь жил и работал создатель теории космических исследований и ракетостроения К. Э. Циолковский, поэтому город часто называют родиной космонавтики. В нем созданы Государственный музей истории космонавтики и мемориальный музей К. Э. Циолковского. 0 суровых событиях Великой Отечественной войны туристам напоминают застывший на постаменте танк Т—34, монументы на площади Победы и на улице Московской. Окрестности Калуги богаты памятниками архитектуры прошлых веков и достопримечательными местами. В частности, пог селок Полотняный завод, расположенный в 32 километрах от города, связан с именем А. С. Пушкина, который в 1830 й 1834 годах приезжал сюда в имение Гончаровых. От Калуги наш путь лежит на юг, вверх по течению Оки, в сторону Орла. Отклонившись немного от основного маршрута, можно заехать в древний город Козельск, вошедший в русскую историю беспримерной обороной против орд хана Батыя в 1238 году. С тех времен сохранился земляной вал крепости, который и сейчас выглядит внушительно. Рядом с Козельском — некогда широко известный монастырь Оптина пустынь, который посещали Н. В. Гоголь. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Залесенные берега реки Жиздры — прекрасные места для остановок и отдыха. Направляемся еще дальше на юг. Этот отрезок маршрута один из самых красивых: шоссе петляет по прибрежным холмам, сквозь листву часто блестит гладь воды, а на противоположном берегу синеют величественные леса. На нашем пути встречается древний городок Белев (основан в 1147 году), стоящий на левом берегу Оки. Сейчас это быстро растущий районный центр Тульской области. Из памятников архитектуры наибольший интерес представляет комплекс бывшего СпасоПреображенского монастыря (XVII век), пользуется известностью и народный художественно-краеведческий музей. Продолжая путь, туристы попадают в Волхов. Он был основан в 1556 году как крепость. В августе 1943 года здесь проходили ожесточенные сражения. Город сохранил интересные памятники архитектуры XVI—XIX веков, в основном сосредоточенные на так называемой Красной горе. Еще час езды — и мы достигаем Орла. В честь освобождения Орла (и Белгорода) от немецко-фашистских захватчиков в Москве 5 августа 1943 года был впервые произведен салют. В краеведческом музее можно подробно познакомиться с ходом битвы на северном фасе Курской дуги, узнать о мужественной борьбе подпольщиков в оккупированном городе, о его восстановлении и современном развитии. Город давно залечил раны, нанесенные войной и фашистской оккупацией, и сейчас является крупным промышленным и культурным центром. Он украсился новыми многоэтажными строениями. Центр Орла — площадь Ленина с красивыми зданиями Дома Советов и гостиницы «Россия». Неподалеку — памятник Герою Советского Союза генерал-майору Л. Н. Гуртьеву, погибшему при освобождении города. В сквере Танкистов, где на постаменте возвышается грозный Т—34, зажжен Вечный огонь в память воинов, павших в боях за Орел. С Орловщиной связаны имена многих русских писателей: И. С. Тургенева. Н. С. Лескова, Д. И. Писарева. А. А. Фета, И. А. Бунина, В. А. Жуковского, Л. Н. Андреева, М. М. Пришвина. Богатый материал об их жизни и творчестве представлен в музее писателей-орловцев, а об И. С. Тургеневе, воспевшем родной край, рассказывают экспонаты его мемориального музея. Интересно посетить и Спасское-Лутовиново — бывшее родовое имение И. С. Тургенева, ныне филиал городского музея. От Орла до Курска маршрут проходит по Симферопольскому шоссе. По обе стороны до горизонта — бескрайные просторы Средне-Русской равнины. На этих плодородных землях летом 1943 года разыгралась Орловско-Курская битва (основные места сражений на северном фасе находятся несколько восточнее маршрута, в районе поселка Свобода и станции Поныри). Курск — один из древнейших русских городов. Сейчас значительный индустриальный и культурный центр, красивый, благоустроенный город, в котором созданы новые ансамбли (Привокзальная и Красная площади), набережные Сейма, множество парков и скверов. Велика была роль города в Курской битве. О подготовке к ней, о жестоких боях подробно и наглядно рассказывают экспонаты музея. В память героев этого сражения воздвигнут мемориальный комплекс. Об истории города рассказывают материалы краеведческого музея. Интересна картинная галерея, сохранилось несколько архитектурных памятников XVIII—XIX веков. Из Курска можно заехать в Поныри, побывать у братских могил около Привокзальной площади, у памятника саперам. По пути в Поныри в поселке Свобода вы посетите мемориальный комплекс командного пункта штаба Центрального ГРЕМЕЛИ БОИфронта. А затем вернемся в Курск и поедем в западном направлении по долине Сейма через старинные города Льгов и Рыльск до Глухова. Льгов красиво расположен пр обоим берегам Сейма. Вокруг него — большие леса, живописные озера, золотистые пляжи. Город — родина Аркадия Гайдара, в доме, где он родился, открыт музей. Рыльск, также стоящий на Сейме, в далеком прошлом был звеном оборонной засечной черты на юге Российского государства. Подробно с его историей знакомят материалы краеведческого музея. Во время фашистской оккупации в Рыльске было замучено две тысячи мирных жителей, об этом напоминает установленный здесь памятник. В центре города — памятник известному русскому путешественнику Г. И. Шелехову. Из архитектурных ценностей старины наиболее интересен ансамбль Никольского монастыря XVIII века. Глухов — один из древнейших городов Украины, который упоминается еще в Ипатьевской летописи под 1152 годом. Ныне9 мая — Праздник ПобедынаМоащна Москвуэто районный центр Сумской области. В нем относящийся к старейшим на Украине педагогический институт, музыкальная школа, ведущая свою историю с 1738 года. Во время Великой Отечественной войны Глухов был одним из центров партизанского движения, в окрестностях действовал отряд народных мстителей, входивший в партизанское соединение дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака. В центре города — могила гвардии генерал-майор'а Г. Рудченко, погибшего в боях за освобождение Глухова в сентябре 194CJ года. В городе сохранилось множество архитектурных памятников прошлого: Николаевская церковь (XVII век). Преображенская церковь (XVIII век). Московские ворота (XVIII вен), Анастасьевский собор (XIX век) и другие. От Глухова направляемся на северо-восток по Киевскому шоссе, а затем сворачиваем на север, на Брянск. В годы Великой Отечественной войны Брянщина была обширным партизанским краем. Результатом действий 139 отрядов, насчитывавших более 60 тысяч человек, было освобождение пятисот с лишним населенных пунктов, уничтожение более 100 тысяч вражеских солдат, сотен единиц боевой техники. Около 16 тысяч партизан и подпольщиков Брянщины за боевые заслуги награждены орденами и медалями. Советуем отклониться немного от маршрута и заехать в поселок Белые Берега, где создан уникальный мемориальный комплекс «Партизанская поляна» и работает народный краеведческий музей. Древний город Брянск, красиво расположенный на высоком правом берегу Десны среди оврагов и густых лесов, сейчас крупный промышленный, транспортный и культурный центр не только области, но и всего Центрального экономического района. С его историей лучше всего познакомиться в краеведческом музее, а события нашего века хорошо отражены в многочисленных памятниках революционной, боевой и трудовой славы. Вы увидите монумент воинам и партизанам — освободителям Брянска, Вечный огонь на братской могиле, Курган бессмертия, памятник воинам-водителям, монумент «Рабочая смена». Напр'авляясь далее на север, вскоре попадаем в Дятьново — старинный центр стекольной промышленности. Его хрустальный завод (основан в 1790 году) знаменит высокохудожественными изделиями не только в нашей стране, но и за рубежом. Интересен музей хрустального завода. В годы Великой Отечественной войны город был центром партизанского края. Через несколько километров вновь попадаем на территорию Калужской области и въезжаем в Людиново — крупный центр транспортного машиностроения. Он расположен среди обширных лесов на берегу большого Людиновского озера. В память о событиях Великой Отечественной войны здесь установлен памятник героям подполья и создан музей комсомольской боевой славы имени героев Людиновского подполья. Продолжая путь на север, вскоре попадаем на Варшавское шоссе и по нему направляемся на северо-восток. У деревни Рубежанка увидим невысокую господствующую над местностью Зайцеву гору. Здесь в 1942 — 1943 годах держали трудную оборону части Советской Армии. В память об этих событиях создан мемориальный комплекс и открыт музей воинской славы. По Варшавскому шоссе доезжаем до Юхнова — города, также вошедшего в историю Великой Отечественной войны: в этом районе проходили крупные операции Советской Армии и партизан по разгрому большой группировки немецко-фашистских войск. Осмотрев памятники, возвращаемся в Калугу. Маршрут можно проехать ив сокращенном варианте, если от Орла направиться не в Курск, а сразу на запад к Брянску. Н. МЕЛЬНИКОВ, заведующий отделом научно-исследовательского ипроектного института объектов культуры , отдыха, спорта и здравоохраненияУсловные обозначения военно-исторические памятники именами А людей места, связанные с выдающихся архитектурные памятникиРекомендуем прочитать перед путешествием: Советский Союз: Российская Федерация, Центральная Россия. М., «Мысль»,. 1970. Е, В. Николаев. По Калужс кой земле. М'., «Искусство», 1968. М. Цапенко. Земля Брянс кая . М., «Искусство», 1972. М. Цапенко. По равнинам Десны и Сейма. М., «Искусство», 1970. М. Дунаев. На земле велик ойбитвы . М., «Искусство», 1976. М. Цапенко. По западным землям курскими белгородс ким . М., «Искусство», 1976. С. Л упандин , В. Пеунов. Туристские путешествия по СССР. М., Профиздат. 1976.Щ музеи Д гостиницыА. к емпингиТна Харьков 2. «За рулем» М 5станции технического обслуживанияJJ1 автозаправочные станции