В ПРОГРАММЕ МЕСЯЧНИКАВ подмосковном городе Химки состоялся большой спортивно-технический празднин. Он был посвящен 61-й годовщине Вооруженных Сил, сорокалетию города и стал своего рода заключительным аккордом Всесоюзного месячника оборонномассовой работы. Колонны спортивных автомобилей и мотоциклов с флагами союзных республик, соревнования мотоциклистов, картингистов, конников, авиамоделистов, собановодов — все это входило в программу праздника. Большое внимание зрителей привлекли гонни на снегохоСтолица Грузии примет мотоциклистов-шоссейников, которые выступят у нас в третьем, заключительном этапе Спартакиады и чемпионате СССР по кольцевым гонкам. Соревнования пройдут на республиканской спортивной базе ДОСААФ. Трасса почти готова к эксплуатации. Строители заканчивают трибуны, Они, правда, рассчитаны всего на тысячу человек, но всем зрителям хватит места, поскольку на склоне холма, прилегающего к участку старта—финиша, может свободно разместиться и наблюдать за ходом соревнований множество людей. Вся трасса заключена в сетчатую, гарантирующую безопасность зрителей ограду, а на крутых поворотах устанавливаются отбойники. Завершается строительство четырехэтажной гостиницы для спортсменов на 200 мест. Номера, которые будут оборудованы удобной современной мебелью, рассчитаны на два-три человека. На каждом этаже душ. В комфортабельно оборудованных холлах можно будет посмотреть телевизор, поиграть в шахматы, шашки. Рядом с гостиницей — столовая, одновременно принимающая 120 человек. В столице Грузии и ее окрестностях много достопримечательностей. Мы покажем нашим гостям во время экскурсий памятники древности, познакомим с достижениями сегодняшнего дня. Спортсмены побывают в передовых организациях ДОСААФ. В плане подготовки самих соревнований — специальный семинар арбитров, на который мы пригласили для проведения занятий ведущих специалистов из всесоюзной коллегии судей. Большую повседневную помощь в подготовке к спартакиадным соревнованиям нам оказывают партийные, профсоюзные и комсомольские организации республики, а также республиканская федерация автомотоспорта, которую возглавляет министр автотранспорта Грузинской ССР Т. Давиташвили. Надеемся, что гости останутся довольны приемом, который мы им готовим, и спартакиадные соревнования, чемпионаты страны по авто- и мотоспорту получат постоянную прописку на грузинской земле. Т. ЧХАИДЗЕ, заместитель председателя ЦК ДОСААФ Грузинской ССРдах. Впервые они прошли здесь в 1976 году. Тогда в них участвовало шесть снегоходов и пять аэросаней. В этот раз на праздник приехали 32 спортсмена, предста! производственное oi — строения, рыбинский СТК «Буран», химкинсний СТК «Родина» и хабаровский завод «Промсвязь». Кроме «буранов» в соревнованиях приняли участие мотонарты «младшей группы» — «Лайка — 2М» с двигателями рабочим объемом 350 см 1 . Праздник удался на славу. И. ЮВЕНАЛЬЕВ, заместитель главного судьи соревнований Московская область, г. ХимкиНа трассе кроссаКОГДА ОПУЩЕН ЗАНАВЕСВ последний месяц зимы в Москве, Минске, Вильнюсе, Новосибирске, Абакане, Ижевске, Каменск-Уральском, Калинине, Коврове и многих других городах сильнейшие автомобилисты и мотоциклисты страны демонстрировали мастерство на ледяных треках, заснеженных дорожках ипподромов, картинговых и кроссовых трассах. Гонщики и их наставники рассматривали февральские соревнования как важный этап подготовки к финальным стартам VII летней Спартакиады народов СССР — главному спортивному событию наступившего года. Фамилии тех, кто отличился в чемпионатах и первенствах (в первом случае вручаются медали, во втором — жетоны), публикуются в конце этого материала. Здесь же остановимся на самых важных, на наш взгляд, итогах зимних соревнований, сделаем к ним короткое послесловие. В прошлом номере журнала, рассказывая о вторых всесоюзных гонках по ипподрому на призы «За рулем», мы отдали должное высокому мастерству ижевца В. Гольцова, победившего в этих состязаниях, и посетовали на то, что борьба протекала спокойнее, чем ожидалось. Спустя неделю трибуны московского ипподрома вновь аплодировали Владимиру — на этот раз в честь его победы в чемпионате СССР. Четкий, быстрый старт, хладнокровие, уверенные действия на внутреннем и внешнем радиусах поворотов, умение использовать малейшие ошибки соперников — вот что отличает нового лидера трековых автомобильных гонок. Что касается содержания гонки, то оно могло удовлетворить разве только тех зрителей, кто ждет на ипподроме щекочущих нервы картин в виде перевернутых автомобилей, столкновений, оторванных дверей и крыльев. Корректности, царившей на дорожне ипподрома неделю назад, на этот раз как не бывало: соперники мчались к финишу, усиленно работая «локтями». Разговоры о запрещенных приемах в трековых автогонках идут не первый год. Сложность борьбы с нарушителями заключается в том, что на ипподромах, имеющих дорожку протяженностью 1800 метров, как в Москве, главному арбитру практически невозможно уследить за событиями на противоположной прямой и поворотах. Именно здесь и чувствуют себя вольготно любители грязной езды. Их действия нельзя оставлять безнаказанными, иначе динамичный и популярный вид спорта, каким являются трековые автогонки, превратится в автомобильную корриду. . Минувший чемпионат страны был проведен по той же формуле, что и всесоюзные соревнования на призы «За рулем». Применение таблицы на 16 заездов, где каждый гонщик дважды встречается с каждым, можно только приветствовать — несмотря на некоторые недостатки, она все же более объективна и справедлива по сравнению с прежними системами. Однако отбор участников финала чемпионата по принципу персонального приглашения, как было на этот раз, вряд ли можно считать удачным. Одно дело гонка сильнейших: тут организатор вправе приглашать тех, кого считает достойными. В чемпионате же СССР, где разыгрываются самые престижные в нашем спорте награды — золотые, серебряные и бронзовые медали, — каждый участник обязан заслужить, доказать свое право стартовать в финале. Второй год зимний чемпионат страны по картингу проходит не на ледяной дорожке, а на снежных трассах. По свидетельству спортсменов, тренеров, специалистов, эксперимент явно удался. Если раньше успех определяла в основном мощность двигателя, то теперь на первый план выдвинулось мастерство гонщика, его умение управлять микроавтомобилем на скользкой, изобилующей крутыми поворотами трассе. Не случайно зимний чемпионат стал дарить нам новые имена способных спортсменов. Это прежде всего Е. Павловец и А. Ступников из Белоруссии, представители Латвии Р. Гудрикас, Н. Гросбергс и другие. Зимний картинг к тому же теперь стал доступным: заснеженную трассу можно проложить почти в любом месте. Большой сбор мотокроссменов состоялся в Коврове, где проходило командное первенство страны. И здесь в февральскую стужу чувствовалось горячее дыхание предстоящей Спартакиады, Около ста сильнейших гонщиков, 20 команд, в том числе из южных республик — Киргизии и Узбекистана, приехали в город на Владимирщине, чтобы, как говорится, себя показать и на других посмотреть. Не будем спешить с оценкой готовности команд, отметим лишь два обстоятельства прошедших соревнований. Зима, как известно, держится даже в Центральной части России не менее четырех месяцев. Спортивный календарь у мотокроссменов в это время небогат, соревнований, относимых к первой группе, которые дают возможность «зараба* тывать» очни на мастерский норматив, тоже не густо. Так стоило ли совмещать чемпионат СССР с традиционным кроссом в Коврове на призы завода имени Дегтярева, сокращая тем самым и без того ограниченный выбор зимних стартов?ft17