Собираясь в дальний путьЕдва ли не каждый владелец двухколесной машины, будь то мощный ИЖ или легкий мотороллер, мечтает о путешествиях, о новых дорогах и впечатлениях. Не будем обсужДать достоинства и слабости тех или иных моделей применительно к долгим маршрутам. Скажем только, что для этих целей более всего подходят мощные и надежные машины двух классов — 350 и 250 смз, способные нести на себе водителя и пассажира с багажом для обоих. О достоинствах разнообразных моделей в классе 350 см 3 журнал «За рулем» писал в № 10 за 1977 год, и думаю, что, внимательно прочитав статью «Пятерка 350-кубовых», читатели выберут модель по своему темпераменту. Не стоит, мне кажется, говорить здесь о тяжелых мотоциклах с четырехтактными моторами. Как правило, ими пользуются водители с большим опытом, закаленные дальними поездками и, если так можно сказать, создавшие свою школу подготовки к ним. Обратимся прежде всего к тем, кто впервые засел за карту, чтобы проложить маршрут. Есть несколько сложившихся уже закономерностей при составлении графика движения. Первый и последний отрезки пути делают короткими. Может показаться, что это не совсем правильно — уж слишком велико желание сразу проехать подальше, а возвращаясь, до предела уплотнить время, километрами. Из личного опыта знаю, что больше 300 километров в первый день проезжать не следует. Надо войти в походный ритм жизни, отработать порядок движения, устранить всевозможные мелкие неувязки, неукладки, неудобства и другие «не...» в машинах ив багаже, которые неизбежно всплывут в самом начале. В этот день определится время на отдых, на заправку. Все это вам предстоит ввести в определение средней скорости движения на последующие этапы. Просидеть за рулем загруженного мотоцилка беспрерывно в течение двух часов вполне достаточно, чтобы сделать небольшой перерыв, размяться, а заодно проверить состояние машины, подтянуть ослабевшие гайки, убедиться, что нигде не сочится масло, не греются тормоза и давление в шинах нормальное. С учетом всех остановок средняя скорость за день получится 4050 км/ч. А чтобы сохранить ее на этом уровне, нужно постоянно ехать со скоростью около 70 км/ч. И не стоит забывать, что вы едете отдыхать, а не восстанавливать потерянное в пути здоровье. Проводить в седле более восьми часов в день не имеет смысла, и лучше для этого использовать светлую часть суток. Хотелось бы особо предупредить новичков мотоциклетных путешествий — не переоценивайте свои силы, рассказы об умопомрачительных расстояниях, «проглоченных» рдним махом без единого воспоминания о том, что было кроме асфальта, не заслуживают того внимания, которое им отводят. Путешествовать можно в одиночку — на одной машине. Но лучше все-таки небольшой компанией. Многолетнее развитие массового мототуризма в нашей стране полностью подтверждает это. Что ни говорите, а мотоцикл требует большей осторожности в пути, чем автомобиль, и своевременная помощь и взаимовыручка во всех дорожных затруднениях всегда кстати. Есть и еще один плюс коллективного путешествия — спортивный. Маршруты, зарегистрированные иоформленные соответствующим образом в советах по туризму и экскурсиям или ВДОАМ, позволяют в случае выполнения спортивных нормативов получить разряд или звание мастера спорта СССР. На трех-четырех мотоциклах легче разместить необходимое для путешествия снаряжение. Грузоподъемность современных мотоциклов среднего класса, к ак правило, не превышает 180 кг. Сюда входит вес водителя, пассажира, всего дополнительного оборудования и багажа. Рассчитывая количество вещей, необходимых в поездке, следует учитывать все до мелочей, чтобы не перегрузить машину. Простая двухместная палатка, два надувных матраца и спальных мешка весят около 15 кг. Для палатки лучше иметь комплект дюралевых стоек и колышков. Они могут быть самодельными или покупными, но в любом случае весить будут меньше топора. Нельзя забывать ио последствиях «топорной» работы в придорожных лесах и посадках. При массовом характере автомототуризма и бездушном отношении к природе вреда окружающей нас среде, а стало быть и себе, можно принести больше, чем пользы. Проблему приготовления пищи в пути и на отдыхе тоже лучше решать не кострами, а специальным оборудованием. У нас выпускают бензиновые туристские плиты и примусы. Чистый бензин для них вы найдете на той же АЗС, его можно налить в отдельную канистру. Упакованный груз размещают на мотоцикле равномерно и возможно ближе к центру тяжести. Наиболее тяжелые вещи лучше идут на боковые багажники. Здесь могут расположиться вся «кухня», палатка, спальные мешки. Свернутые в рулон надувные матрацы крепят на боковых дугах безопасности, а на заднем багажнике — место для рюкзакас личными вещами и одеждой. В отношении содержимого рюкзака надо проявлять сдержанность и брать с собой минимум необходимого. Но в пути следует одеваться потеплее — одежда защитит вас не только от дождя и ветра, но и от случайных камешков, которые порой вылетают из-под колес автомобилей. Несколько позж е мы вернемся к одежде, а сейчас продолжим разговор о размещении груза. Обязательное условие — хорошая, компактная упаковка его в полиэтиленовую пленку или мешки. Причем лучше, если обернуть багаж двумя-тремя слоями пленки, так больше шансов сохранитьего сухим и чистым до привала. Очень удобно крепить упакованные вещи к мотоциклу резиновыми жгутами. Они продаются в автомагазинах, но можно использовать и< жгуты от эспандера. Связанные узлом посередине два таких эластичн ых крепления надежно удерживают все, что укладывается на багажник. Веревка намного хуже — она вытягивается и по мере «утруски» багажа провисает. Особенно важно правильное размещение и крепление груза при езде по булыжным и грунтовым дорогам. Перегрузк а передней или задней подвески здесь скажется сразу же и на спицах колеса, и на амортизаторах, и на несущих деталях. Но даже при равномерном распределении нагрузки вести мотоцикл по таким дорогам надо как можно мягче, стар аясь не допускать срабатывания амортизаторов до буферов. В долгом путешествии могут понадобиться и какие-то мелкие запасные части. Распределить их можно по всему мотоциклу, благо для этого есть небольшие укромные уголки. Тросики «газа», сцепления и тормоза, свернутые колечком и обернутые по наконечникам изоляционной лентой, хорошо укладываются в ободок фары . Здесь же, в корпусе фары могут разместиться запасные лампочки для нее и по одной для заднего фонаря, стоп-сигнала и указателей поворота. Предохранители, конденсатор, высоковольтный провод с наконечником, контакты прерывателя можно уложить в инструментальный ящик. К этим мелочам не помешает добавить замок цепи главной передачи, золотник для камеры, несколько болтов, шайб и гаек диаметром 5, 6 и8 мм. Две-три спицы можно закрепить на раме или трубе передней подвески, примотав их изоляционной лентой. На paMv же можно намотать и тоже закрепить лентой, чтобы не дребезжала в пути, вязальную проволоку (метр-полтора). Могут понадобиться одна камера, катушка зажигания, несколько дисков сцепления; Их лучше держать в багаже, но камеру можно закрепить на заднем крыле с помощью пристежек, сделанных из резиновых колец с проволочными крючками. Под седлом — место для метрового куска шланга, по сечению соответствующего трубке бензопровода. Наверное, нет человека, отправляющегося в путешествие без фотоаппарата или кинокамеры. На отдыхе не помешает и маленький «транзистор». Для этих предметов делают специальный багажник на бензобаке. Одним концом его фиксируют на горловине бака, другим — на заднем креплении его к раме. Эластичный жгут или специальный ремешок удерживает на нем всю фотокинорадиотехнику. Можно сделать этот багажник ив виде небольшого кофрас застегивающейся крышкой. Это дело вкуса и умения. Несколько советов на тему экипировки. Лучше всего костюм из кожи или ее заменителя. Удобен мотокостюм из тонкого брезента с наколенниками и толстыми накладками на локтях. В крайнем случае, хорош и прорезиненный плащ с поясом. Сапоги или мотоботы из кожи, но не резиновая обувь. В ненастную погоду брюки лучше надевать поверх голенищ. Шлем должен быть чуть-чуть свободен, так, чтобы у виска под него входил указательный палец (это место затем уплотняют полоской поролона). Иначе он сдавит голову, и через некоторое время езда в нем превратится в пытку. Полезен противосолнечный козырек на шлеме. Мотоциклетные очки можно улучшить, если наклеить на ту часть, которая прижимается к лицу, полосочку короткого меха. Они будут лучше прилегать к коже и не вызовут раздражения, которое случается от долгого контакта с резиной или пластиком. На руках должны быть краги или кожаные перчатки. Удобнее краги, к тому же за отворот левой можно спрятать чистую тряпочку для протирки очков на ходу. В сырую погоду это необходимо. На случай дождя существует еще одно простое средство — полиэтиленовые пакеты. Надетые поверх перчаток или сразрезанным дном на колени поверх брюк и перехваченные резиновыми колечками, они избавят от воды и ветра наиболее чувствительные к ним и открытые части тела. О подготовке мотоцикла мы специально не говорили здесь потому, что она подробно описана в статье «Как подготовишь — так поедешь», опубликованной в майском номере журнала за прошлый год. А. СОКОЛОВ. инженерПо письму приняты мерыМосквич В. Позняк^ обратился в редакцию с жалобой на столичную СТО № 9, где ему отказали в замене тормозных колодок автомобиля без проведения комплексного обслуживания. Письмо по нашей просьбе было рассмотрено производственным объединением «Мосавтотехобслуживание». Как сообщил заместитель генерального директора объединения А. Матюхин, претензия читателя признана обоснованной. Неправильную информацию о порядке замены тормозных колодок дал клиенту мастер В. Сучков. За это он лишен месячной премии. Кроме того, на станции проведен дополнительный инструктаж соответствующих должностных лиц. За неправильные действия мастера владельцу машины принесены извинения.После выступления журнала«ХОТЯ ЧЕМПИОНАТ И СОСТОЯЛСЯ» В № 11 «За рулем» (1978 г.) под таким заголовком была опубликована статья, в которой критиковались серьезные недостатки в организации чемпионата страны по комплексному военизированному многоборью на личных мотоциклах в Тернополе. Как сообщил редакции заместитель председателя ЦК ДОСААФ Украинской ССР А. Т. Голодняк. Факты, излож енныев статье,. подтвердились, критик а признана правильной. На виновных наложены строгие взыскания. Заместителю председателя тернопольского обкома ДОСААФ С. Г. Евстратову указано на слабый контроль за подготовкой и проведением соревнований.30