В МИРЕ МОТОРОВКОРОТКО• ••Завод ИФА (ГДР) в г. Людвигсфельде изготовил четвертьмиллионный грузовик ИФА-В50. В настоящее время он выпускает эти машины в 40 модификациях. На Кубе с нынешнего года начинает работать завод по сборке «икарусов». Уже в 1979 году остров Свободы получит первые 250 машин, в 1980-м — еще 450. В нынешнем году промышленность ЧССР в соответствии с планом должна выпустить- более 226 тысяч автомобилей (в том числе 180 тысяч легковых, 43 тысячи грузовых и3 тысячи автобусов), а также 120 тысяч мотоциклов. В настоящее время уже четыре модели 50-кубовых дорожных мотоциклов оснащены двигателями с водяным охлаждением: «Геркулес-ультра-2ЛК» (ФРГ), «КТМ-50РСВ», «Пух-кобра-бГТЛ» (оба — Австрия) и «Цюндапп-КС50-ВК» (ФРГ). Четыре тысячи легковых машин «Санбим» с моторами «Лотос» (2200 смз, 155 л. с.) выпустит в этом году английская фирма «Крайслер». Эта модификация предназначена для кольцевых гонок и ралли.• ••считанных на троих сидящих сзади. Передние сиденья снабжены регулируемыми по высоте подголовниками. Бамперы сделаны из пластмассы и предохраняют автомобиль от повреждении при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 5 км/ч. Боковины кузова защищены пластмассовыми накладками, поглощающими энергию при боковом ударе. «Полонез» успешно выдержал ударные испытания и получил международный знак безопасности. Предусмотрено пять разновидностей двигателей (см. таблицу). Все они — модернизированные варианты выпускаемой в ПНР модели ФИАТ-125П: по-прежнему имеют клапанный механизм OHV с той разницей, что распределительный вал в блоке цилиндров теперь приводится не цепью, а зубчатым ремнем, служащим 60 000 км. У двигателя — полнопоточная фильтрация масла. Электрический привод вентилятора системы охлаждения, заменивший механический, увеличил эффективную мощность мотора.МАЛ, ДА ДОРОГНебольшая французская фирма «Тейлхол» начала эксперименты с карликовыми электромобилями для городского транспорта семь лет назад. Свою первую модель она назвала «Ситадэн». Рассчитанная на двух человек, эта трехколесная машина <! дверью в передней стенке ку• ••• ••• ••«Полонез» получил новый кузов с пятой дверью в наклонной задней стенке. Четыре круглые фары и эластичная накладка на боковине — отличительные черты новой модели.• ••По мнению вице-президента американской автомобильной корпорации «Крайслер» У. Байвенса, в 1979 году значительное число американских потребителей захочет приобрести малогабаритные легковые модели.зова очень компактна и весит 500 кг. Ее длина — 2180 мм, ширина — 1380 мм, высота — 1550 мм. У «Снтадэна» — ведущее заднее колесо, приводимое в движение электромотором мощностью около 5 л. с. Его питают энергией восемь 12-вольтовых батарей общей емкостью 100 А-ч. Они обеспечивают небольшой, как у всех электромобилей, запас хода — 70 км. Даже если машина будет двигаться со скоростью вдвое меньшей, чем максимальная (50 км/ч), то запаса энергии еле хватит на 3 часа. Несмотря на небольшие габарит и массу, «Ситадэн» дорог — его цена такая же, как малолитражки с двигателем рабочим объемом 1200 см3.«САКСЫ» ДЛЯ МОПЕДОВ «ПОЛОНЕЗ»Это новый автомобиль, совершенно не похожий на другие легковые модели из ПНР. Кузов «Полонеза» — пятидверный седан несущей конструкции. Форма задней части «интернациональна» — вспомним «Ауди 100-авант», СИМКА-1307, «Рено-30», «Фольксваген-пассат». Она не только обеспечивает большую -вместимость машины, но и снижает сопротивление воздуха, а следовательно, расход Топлива. Коэффициент аэродинамического сопротивления у «Полонеза» довольно низок (0,35). Благодаря большой колесной базе (2509 мм) и рациональному использованию внутреннего пространства в машине удобно размещается водитель и четверо. пассажиров. Доступ к багажнику — через пятую дверь, которая удерживается в открытом положении двумя «гааовыми» цилиндрами. У передних сидений большой диапазон регулировки по длине и наклону спинки. Угол наклона рулевого колеса тоже регулируется, чтобы водитель мог выбрать наиболее удобное для себя положение (решение, применяемое преимущественно на автомобилях высшего класса). Приводы очистителей и омывателей лобового и заднего стекол работают синхронно. При проектировании новой машины должное внимание было уделено безопасности. Хорошие ездовые качества, сильные тормоза, неплохая динамика обеспечивают активную безопасность. К средствам пассивной относятся все светотехнические приборы кузова, отвечающие современным требованиям. Дополнительные задние фонари и фары под передним бампером облегчают езду в туман. Кузов отличается большой жесткостью, его передняя и задняя части выполнены энергопоглощающими. В стандартное оборудование входят инерционные ремни безопасности при передних сиденьях и усиленные крепления для ремней, расНа машине установлено однодисковое диафрагменное сцепление. Гидравлический привод его выключения уступил место более простому и надежному механическому. Коробка передач принципиально не отличается от установленной на ФИАТ-125П, - но передаточные числа теперь выглядят так: 3,75—2,13—1,391,0 (у ФИАТ-125П они те же, что иу ВАЗ—2103). За дополнительную плату будет предлагаться пятиступенчатая коробка с ускоряющей передачей. Снаряженный «Полонез» весит 1100 кг. Его грузоподъемность — 400 кг (5 человек плюс 50 кг в багажнике). По высоте, ширине кузова и колее колес он мало отличается от ВАЗ—2101, но его длина и колесная база несколько больше. В 1979 году будет изготовлено уже 40 тысяч «полонезов», а в 1980 году — 100 тысяч. Двигатели «Полонеза»Рабочий Основные показатели Мощность,. л. с. Октановое число бензина Скорость автомобиля, км/ч объем, смз130.0 1300 1500 1500 1500 65 У4 140 60 78 135 76 94 150 70 78 145 82 94 155Завод «Фихтель унд Сакс» (ФРГ) специализируется на производстве комплектующих изделий и узлов для мотоциклетной промышленности. В его производственной программе — оригинальной конструкции двигатели «Сакс» для мопедов. У них горизонтальный цилиндр, обеспечивающий низкий центр тяжести всего агрегата. Имея рабочий объем 47 смэ, этот компактный мотор развивает мощность 1,5 л. с. при 4000 об/мин. В блоке с двигателем двухступенчатая коробка передач и педальный узел. Двигатели «Сакс» устанавливают на свои мопеды заводы «Геркулес» (ФРГ), КТМ (Австрия), «Гори» (Италия), «Ватавус» (Голландия), «Мотограциела» (Италия).