таганрогская, житомирская, зеленодольская, петуховская (Курганская обл.) автомобильные; уссурийская и тихвинская технические и многие другие. Их достижения основываются на крепкой материальной базе — и потому носят устойчивый характер. Когда заходит речь о материальной базе, имеют в виду в первую очередь широкое повсеместное строительство учебных зданий. Но здания сами по себе — полдела. Их нужно оборудовать, оснастить стендами, пособиями. Вот некоторые цифры, отражающие объем проделанной работы. Если к концу 1971 года в школах оборонного Общества установленным требованиям отвечало лишь 60% классов, предназначенных для теоретических занятий, 35% классов для лабораторнопрактических работ и только 48% школ имели автодромы, то теперь все располагают хорошими классами теории, 80% из них имеют современные пункты технического обслуживания, классы горячей регулировки двигателей и сборочно-разборочных работ. Что же до автодромов, то сейчас только 2,4% школ еще не располагают этими сооружениями. Эффективность обучения, конечно, выше там, где преподавание ведется с учетом самого передового опыта, где применяются современные технические средства. Общая картина насыщенности школ ДОСААФ такими устройствами выглядит неплохо. Количество находящихся в их распоряжении кинопроекционных установок, диапроекторов, классов программного обучения исчисляется уже многими сотнями. И производственные предприятия ДОСААФ продолжают наращивать темпы выпуска столь нужной школам продукции. Только за минувший год изготовлено 115 комплектов для классов автотренажеров, свыше ста передвижных учебных классов, 972 комплекта тренажеров по правилам дорожного движения. Общеизвестна роль спортивно-технических клубов, являющихся центрами спортивной работы, готовящих технических специалистов для народного хозяйства. Это им главным образом адреКласс правил и основ безопасности движения в казанской автошколе ДОСААФ оборудован с использованием технических средств обучения.суются получаемая ДОСААФ мотоциклетная техника и спортивные автомобили. Только в 1978 году они получили 10 700 мотоциклов, из которых 6300 — спортивные. За это же время первичным организациям ДОСААФ и СТК выделено 1900 картов, 50 гоночных «Эстонии» разных моделей, 50 спортивных автомобилей «Лада—Вихур». Из года в год улучшается снабжение запчастями, и особенно шинами. Сравните: в 1971 году 40 тысяч автомобильных шин, в 1978-м65,4 тысячи штук. На нынешний год запланирован еще больший рост — до 73,9 тысячи. А для мотоциклов намечено передать низовым коллективам и СТК 62 тысячи покрышек. В денежном выражении — все это миллионы рублей. Эти цифры отрадны. Но было бы ошибкой считать, что сделано все возможное. До сих пор в целом ряде областей — Оренбургской, Калужской, Тамбовской и некоторых других, в Удмуртской АССР учебная база отстает от требований дня. Здесь недостает классов для лабораторно-практических занятий. А те, что имеются, зачастую оборудованы примитивно, устаревшими стендами и макетами, без учета требований технической эстетики. Сейчас, когда многие автошколы и СТК прочно встали на ноги, следует уделить особое внимание отстающим. Рядом с образцовыми школами, не должно быть слабых; рядом с областями, получающими переходящие знамена, не должно быть отстающих. Помочь первичным организациям, школам, СТК, комитетам ДОСААФ, которые сегодня числятся в их разряде, — значит поднять и весь уровень оборонно-массовой работы на новую ступень. А помочь им можно, в первую очередь укрепляя их оснащенность. Но только рачительное, хозяйское отношение ко всему, чем обладает та или иная организация, способствует наращиванию и укреплению ее материального потенциала. К этому обязывает нас новая Конституция СССР, утвердившая в законодательном порядке право общественных организаций на владение собственностью и тем самым возложившая на них ответственность за сохранность и приумножение этой собственности. Г. ВАШЕСТОВ, заместитель начальника Управления ЦК ДОСААФ СССРОРГАНИЗАЦИЯМ ДОСААФДля этой статьи рубрика «В помощь организациям ДОСААФ» вполне правомерна, хотя, может быть, и непривычна. Каждый год сотни тысяч юношей приходят в армию, встают на защиту рубежей нашей Родины. В их числе — военные водители, получившие свою специальность в учебных организациях ДОСААФ. Год от года крепнет материально-техническое оснащение автошкол оборонного Общества. Все меньше остается в них старых машин. И сегодня, заканчивая учебу, молодые водители в армии в большинстве случаев садятся за руль такого же автомобиля, на каком они учились: ГАЗ—66, ЗИЛ—130, ЗИЛ—131. Мы полагаем, что эта статья об особенностях вождения окажется в равной степени полезной как для курсантов автошкол, так и для молодых армейских водителей, и для тех, кто трудится в автохозяйствах, совхозах и колхозах.В помощьЗИЛ-130Об автореОлег Андреевич Богданов, прежде чем стать водителем-испытателем автозавода имени И. А. Лихачева, прошел путь от курсанта автошколы до шофера первого класса. Обучал молодых военных водителей. После службы стал кандидатом в мастера спорта. За все это время он накопил немало интересных наблюдений, выработал свой стиль, приемы вождения разных автомобилей, соответствующие их особенностям. В этой статье речь идет об управлении автомобилем ЗИЛ—130 и самосвалом ЗИЛ-ММЗ—555 на его базе.В самом начале своей шоферской работы, проезжая по одному из московских путепроводов, я увидел опрокинутый самосвал ЗИЛ-ММЗ—555. Удивил тогда не сам факт аварии, а то, что не было, вроде бы, причин для нее. Сухой асфальт, очень плавный поворот. Как тут можно опрокинуться? На следующий день, подъезжая к этому месту, ^я вспомнил о виденном накануне... и тут же почувствовал, что автомобиль разворачивает и ставит на полном ходу поперек дороги. «Вот так он и перевернулся!» — пронеслось в сознании. А руки и ноги уже делали то, что нужно: включена низшая передача, руль вывернут в сторону заноса, добавлен «газ»... Не дожидаясь «антизаноса», я вывернул руль в другую сторону, сбросил «газ» и поставил колеса прямо. Все кончилось благополучно. На все это ушло 3—4 секунды, не больше. Но что же произошло? Была поздняя осень. Влажный с вечера асфальт за ночь на ветерке покрылся корочкой льда. В этом половина секрета (она-то и заставила мой «сто тридцатый» вертеться). Другая же половина заключалась в особенностях данной модели, именно самосвала. Водитель, вероятно, не учел этих обстоятельств и поплатился. Особенности, о которых идет речь, станут понятнее, если мы сначала обратимся к базовой модели — ЗИЛ—130. Создавая ее, доводя в процессе испытаний и эксплуатации, конструкторам удалось заложить в автомобиль немало прекрасных качеств, позволяющих одновременно с повышением производительности труда облегчить работу водителя. Автомобиль обладает мощным двигателем (150 л. с. при 3200 об/мин), хорошей динамикой, легким рулевым управлением с гидроусилителем, высокоэффективными тормозами. Но именно в этой легкости кроется опасность для водителя, недостаточно освоившего автомобиль. Гидроусилитель руля ослабляет «чувство дороги», замедляет тем самым обратную связь, а мощный двигатель и пневматические тормоза требуют очень чуткого, квалифициро-ческое значение, могут в определенной обстановке опрокинуть его. Управляя самосвалом, об этом нельзя забывать ни на минуту, надо стараться вести автомобиль плавно, не изменяя резко направление движения, а повороты проходить, снижая скорость до безопасной. Ну а если все-таки создается чрезвычайная ситуация? Как действовать водителю? Предположим, что резко затормозил идущий впереди автомобиль или неожиданно на дороге появился человек. Времени на обдумывание ситуации нет. Рефлекторно водитель действует в одном из двух направлений: тормозит или объезжает препятствие. И хотя в принципе это правильно, в исполнении заключена хитрость. Зачастую водители давят изо всей силы на педаль тормоза и выворачивают руль, что уже бесполезно при заблокированных колесах. В этой ситуации главное — сохранить контроль над своими действиями, не утратить чувство дороги и автомобиля. Только это даст возможность выбрать оптимальный вариант действий из трех возможных: объехать препятствие с наименее опасной стороны; тормозить на грани блокировки ко-1) полностью исключить торможение; 2) включить низшую передачу; 3) повернуть руль в сторону заноса. О том, что тормозить нельзя, говорится чуть ли не в каждой книге и брошюре. Тем не менее я рискну напомнить об этом еще раз, поскольку хорошо знаю, как сильно в первое мгновение желание «ударить по тормозам», а это — уже приговор самому себе. Если занос произошел на дороге, покрытой рыхлым снегом, то включение низшей передачи с одновременным открытием дросселя на 80—90% гарантирует стабилизацию автомобиля, и остается только чуть довернуть руль. На гололеде же, включив пониженную передачу, работать дросселем следует очень деликатно, так как осложнить положение может и полностью открытый и сильно закрытый дроссель. Диаметр рулевого колеса самосвала ММЗ—555, как и всего семейства ЗИЛ, таков, что его трудно повернуть сразу на большой угол. Если к этому добавить ослабление гидроусилителем обратной связи с дорогой, то становится очевидным, насколько сложно при гололеде проконтролировать угол поворота колес. А отсюда и распространенная ошибка: руль поворачивают на угол больший, чем требуется, и происходитОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯванного обращения и внимательного ухода. Например, не смазанные вовремя шкворни поворотных цапф или неподтянутые стремянки передних рессор резко усиливают «рысканье» автомобиля; неправильные регулировки тормозов способствуют возникновению заноса. Что касается мощного двигателя, то ив нем для новичка кроется опасность. Начинающий водитель зачастую злоупотребляет скоростью. А резкие действия педалью «газа» могут привести к заносу. Из технических характеристик автомобилей семейства ЗИЛ хочется особо отметить одну — величину базы, непосредственно имеющую отношение к теме разговора. Размер ее существенно влияет на продольную устойчивость. И потому (это не секрет) опрокидывание самосвалов (у них самая короткая база — 3300 мм) происходит гораздо чаще, чем обычных ЗИЛ—130 (база — 3800 мм) и уж тем более длиннобазных ЗИЛ—130Г (база — 4500 мм). Чем короче база, тем более склонен к заносу автомобиль, тем легче он опрокидывается. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что зачастую самосвалы загружены перемещающимся сыпучим или жидким грузом. Смещение такого груза, вызванное резким движением руля или высокой скоростью на повороте, вызывает перераспределение веса по бортам. А из-за того, что кузов кверху расширяется, одновременно положение центра тяжести перемещается вверх. Все это увеличивает боковую составляющую сил, которые действуют на автомобиль, и они, превысив крити1* лес; делать то и другое одновременно. Манера торможения на сухом покрытии практически не нуждается в корректировке. А вот на скользком (лед, снег, грязный асфальт) нужно это делать по-иному. Например, чтобы остановить на таком покрытии груженый самосвал ММЗ—555, движущийся со скоростью около 60 км/ч, нужно быстро включить четвертую передачу с одновременным многократным торможением (частота два раза в секунду, но педаль до конца не нажимать); при скорости около 40 км/ч — включить третью передачу (длительность торможения увеличивается до 1 секунды, педаль полностью не нажимать); при скорости около 30 км/ч — вторая передача и торможение до полной остановки. Спускаясь таким образом по ступеням передач, вы одновременно «убиваете несколько зайцев»: тормозите двигателем; . уменьшаете вероятность заноса задней оси; исключаете блокировку управляемых колес и загружаете дополнительно тормоза задних благодаря перераспределению веса машины. А теперь вернемся к тому, с чего начали, — к вопросу о заносе. Занос только задней или только передней оси, а также задней и передней вокруг центра тяжести может произойти как на повороте, так и при движении по прямой. Боковой снос, как правило, возникает лишь на повороте, когда сцепление колес недостаточно и автомобиль по касательной тащит на обочину. Во всех вариантах действовать следует стереотипно: «антизанос», но уже с Ьольшей амплитудой. Несколько таких бросков — и автомобиль становится окончательно неуправляемым. Во избежание этого следует точно' определить (навыком, тренировкой) момент поворота руля в обратную сторону. И в серийном производстве, как известно, не бывает двух одинаковых автомобилей. Постарайтесь понять характерные особенности и возможности вашего автомобиля. От этого в дальнейшем будет зависеть очень многое. Обратите особое внимание на работу с коробкой передач. Важно не допускать слишком больших оборотов двигателя (при 3200 об/мин срабатывает ограничитель) и не впадать в другую крайность — «тянуть» из последних сил, боясь перейти на низшую передачу. Попробуйте различные варианты переключений. Научитесь слышать оптимальные обороты двигателя. Через некоторое время вы увидите, насколько автомобиль стал динамичнее и легче в управлении. Особенно это важно в городах с интенсивным движением, где постоянно приходится чередовать разгон и торможение. Работая с тормозами, обратите внимание на их эффективность в зависимости от состояния дорожного покрытия (асфальт сухой, асфальт мокрый, грунт, снег, лед...). Заметьте, насколько увеличивается тормозной путь в зависимости от загруженности автомобиля. Научитесь быстро улавливать момент блокировки колес и запомните время растормаживания... О. БОГДАНОВ, водитель-испытатель автозавода имени Лихачева3