ке ив салоне даже тесноватого «Москвича—403». Рекомендуем и другим обходиться без верхнего багажника: и бензин сэкономите, и время на разборку, и избавитесь от соблазна перегрузить кузов. Без чего можно заведомо обойтись? Зачем, например, вам громоздкий ножной насос с манометром, ведь не собираетесь же вы в отпуске только и делать что менять покрышки; зачем две запасные камеры, вполне хватит одной (поврежденную всегда можно отремонтировать на СТО где-нибудь по дороге). Ведро для воды должно быть складное, матрацы — надувные, для приготовления пищи лучше взять бензиновый примус (или паяльную лампу), чем газовую плиту с баллонами. Бензина-то сколько угодно, а баллоны — солидный груз. Вещи удобнее укладывать не в мешок или рюкзак, а в чемоданы, причем их размеры надо подобрать так, чтобы они «вписывались» в багажник, будучи установлены в нем вдольтак их легче вынимать. А на стоянке, кстати, на чемоданах удобно сидеть. Чтобы периодически не выгребать из багажника пригоршнями манную крупу, сахар и другие продукты, их лучше хранить в полиэтиленовых пакетах в плотном картонном ящике. Одеяла можно расстелить на заднем сиденье, а другие мягкие вещи — матрацы, спальные мешки и т. п., — свернув вместе, уложить вдоль автомобиля, посередине заднего сиденья. На заднюю полку не кладите ничего тяжелого: мало ли что бывает. При резком торможении слетевший оттуда фотоаппарат уподобляется молотку. От огнетушителя, спрятанного на дне багажника, толку не больше, чем от булыжника. Он должен быть закреплен под рукой, в салоне. У нас в «Москвиче» он лежит перед сиденьем водителя, прижатый резиновым кольцом. Что-то в пути может потребоваться и машине. Из запчастей на всякий случай возьмите вентиляторный ремень, свечи, комплект ламп. В «ремкомплект» - включите материалы универсального назначения: клей и пластилин на случай, если где-то потечет, куски картона или паронита для изготовления прокладок, а для замены или проверки электропроводки — 1,6—2 метра нетолстого изолированного провода, моток изоляционной ленты и кусок толстой медной проволоки. Не лишними будут набор шплинтов разных размеров, гаек и болтов диаметром от 4 до 12 мм, отрезок капроновой веревки, кусочек латунной фольги, кусок плотной листовой резины, тонкая капроновая нитка. Все это нужно в минимальном количестве и должно уместиться в коробке не больше медицинской аптечки. Из инструмента, кроме штатного, целесообразно взять сильную струбцину, напильник, зубильце, бородок, нож из хорошей стали, брусочек, крупную и мелкую шкурку, линейку или штангенциркуль. Масла для двигателя нужно брать не более 1 литра, а трансмиссионного вообще не брать (если оно не подтекает из коробки передач и заднего моста). На всякий случай захватите по 250 см3 тормозной жидкости и дистиллированной воды и тюбик «Литола-24».ВМы много путешествовали по Украине, Белоруссии, Прибалтике, Закарпатью, Кавказу и Крыму и почти всегда взятый «про запас» московский бензин возвращался обратно. И все же 10 литров неэтилированного бензина могут пригодиться хотя бы для заправки примуса. Но на некоторых маршрутах бывают перебои в снабжении бензином, поэтому, отправляясь в дорогу, расспросите возвратившихся путешественников о положении дел на АЗС ив зависимости от этого подумайте о необходимом запасе. Все перечисленное, кроме бензина и масла, можно разместить в салоне под передним и задним сиденьями. Относительно буксирного троса мнения расходятся. Мы считаем, что в случае неполадок должны выручить знание автомобиля и умелые руки, а если вы где-то застряли — топор и лопата (пусть складная). А по песку вы и самостоятельно проедете, приспустив шины. И тем не менее лишний шанс для взаимопомощи — буксирный трос можно тоже положить в «запаску». Не забудьте на всякий случай положить инструкцию по эксплуатации и каталог запасных частей вашего автомобиля. Независимость от случайных обстоятельств всегда полезна. Куда ехать, где ночевать, каков должен быть режим движения? — вот вопросы, над которыми зачастую мучаются начинающие автолюбители. Куда, зачем и где ехать — дело вкуса. Нужно только учитывать следующее: возможности автомобиля не безграничны, нов то же время не использовать их полностью неразумно. Не планируйте поездку на «Жигулях» по разбитым дорогам и бездорожью. Эта машина для асфальта, и только на хорошей дороге проявляются ее великолепные качества. Вот «Нива» не боится ничего. Чтобы за время поездки увидеть чтото более интересное, чем лента дороги, чтобы было время и поиграть в волейбол, и, покупаться, и, наконец, сходить в пеший поход куда-нибудь к вершине, не стремитесь проехать за месяц более 4—5 тысяч километров. Несколько слов о плане поездки. Крайности — это всегда плохо. Трудно придумать что-то более скучное и надоедливое, чем с точностью до минут выдерживать график отпускной поездки. Но общий, стратегический план необходим, так же как и хорошая карта или атлас. А стоянку целесообразно выбирать в зависимости от того, «как едется». В дождь лучше двигаться с соответствующей осторожностью, чем скучать в палатке, а в солнечную погоду лучше купаться и загорать, чем жариться на раскаленном шоссе. Когда близятся сумерки, а кемпинга впереди нет, нужно выбирать место для стоянки засветло, а то есть риск поутру увидеть, что вы находитесь на чьем-нибудь огороде или на скотном дворе. Мы место для стоянки выбираем так: смотрим по карте, где отходит от шоссе проселочная дорога, ведущая к речке, сворачиваем на нее, и чаще всего нас ожидает удача. И нам искренне жалко тех, кто ночует у шоссе в пыльном кювете и просыпается не под пенье птиц, а под рев автомобильных моторов.АВТОМОБИЛЬ, КОТОРЫЙ У НАС ВЫСОКО ЦЕНЯТВсего два года назад Польша начала импортировать советские «жигули» («Лада»). В ПНР отправляются ВАЗ—2103 и его модификация ВАЗ—21033 — с двигателем 1300 смз. Автомобиль этого класса ис подобными параметрами известен в Польше — это выпускаемый варшавским заводом легковых автомобилей ФИАТ125П. «Лада» сразу же получила высокое признание польских покупателей. О ней говорят как о хорошей, старательно отделанной, прочной и удобной машине с целым рядом неоспоримых достоинств — это надежность в любых погодных условиях, легкий пуск, безотказный послушный двигатель, довольно высокий для такого класса автомобилей комфорт езды. Не полагаясь на поверхностные суждения, мы обратились к специалистам — работникам крупной варшавской станции автосервиса, которая занимается гарантийным обслуживанием и ремонтом «Лады», то есть к знатокам, хорошо видящим достоинства и недостатки не одного автомобиля, а всего семейства. Я беседую с начальником станции инженером Эугениушем Зайонцом, начальником смены инженером Веславом Подобасом и мастером Войцехом Станеком. — Сколько автомобилей. «Лада» проходит через вашу станцию? — Довольно много. 40—50 в день. — Что доставляет больше всего хлопот их владельцам ис какими вопросами обращаются они к вам? — Судя по результатам гарантийных осмотров (гарантийный пробег «Лады» в Польше 10 тысяч километров), можно утверждать, что это хорошая машина. Крайне редко случается в гарантийный срок и позднее иметь дело с какой-нибудь аварией, случившейся из-за недостатков конструкции или материалов, те, с которыми мы сталкиваемся, преимущественно были вызваны неправильной эксплуатацией. Разумеется, ни один автомобиль в мире не может быть безотказным на сто процентов. Но в «Ладе» мы не видим какого-либо характерного, связанного с определенным узлом часто дающего о себе знать изъяна. — Вы хотите сказать, что у водителей нет замечаний? — Действительно, трудно назвать какой-то явный недостаток этого автомобиля. В некоторой мере можно отнести к недостаткам шумную работу двигателя, что вызвано цепью привода распределительного вала с натяжителем и успокоителем. Это вообще очень деликатный и требующий особого ухода узел в автомобиле, поскольку он быстро изнашивается, если цепь своевременно не натягивать. Многие водители считают, что могли бы быть лучше покрышки — при быстрой езде по скользкому полотну всетаки теряется сцепление с дорогой. В то же время покрышки очень долговечны, и ими довольны те, кому не приходится ездить на большой скорости, например водители городских такси. Есть замечания относительно задней подвески. В самом деле, не следует чрезмерно перегружать заднюю часть автомобиля. Однако при соблюдении заводской инструкции машина ведет себя безупречно. Из мелочей можно было бы назвать случающееся иногда вращение резиновых втулок реактивных штанг в их гнездах, из-за чего бывает характерный скрип. Но этот недостаток легко устраняется дополнительной прокладкой. — А как вы оцениваете автомобиль в отношении технического обслуживания? — Очень хорошо. Все узлы легкодоступны. Регулировку, например, клапанов можно выполнять легко и без особых хлопот. Кроме того, у нас есть несколько наборов инструментов, полученных из СССР, что значительно облегчает обслуживание. Не жалуемся мы и на нехватку запасных частей. Словом, остается пожелать, чтобы побольше таких автомобилей ездило по польским дорогам. Л. ДОМБРОВСКИЯ, ИНТЕРПРЕСС. ПНР15