Читатель продолжает разговор •Самоподготовка себя не изжила•Просто ли на селе пройти медкомиссию?•Мотоциклисты нуждаются в заочном обучении•Больше литературы по устройству мотоциклакогда взглянуть. А осенью да зимой свободны вечера, он мог бы заниматься дома». Ему вторит Н. Маркович из поселка Покровка Кустанайской области. «Конечно, — пишет он, — обучение на курсах, оснащенных техникой, укомплектованных наглядными пособиями, под руководством опытных преподавателей — это самое лучшее. И те организации, на которые возложена обязанность обучения граждан, — ДОСААФ, а теперь еще и ВДОАМ — должны максимально расширить сеть учебных точек, использовать хорошо себя зарекомендовавшие передвижные классы (о них писал журнал), привлекать к преподавательской деятельности колхозных инженеров... Словом, приложить все силы для расширения сети курсов. Но если таких курсов все же нет? Неужели при нынешнем уровне образованности населения нельзя доверить взрослому человеку самостоятельное изучение правил движения и того не очень уж сложного устройства, которое именуется мотоциклом? Что касается вождения, то, смею заверить, многие сельские мальчишки умеют ездить на мотоцикле с двенадцати—пятнадцати лет». Да, мотоцикл на селе сейчас есть чуть ли не в каждом дворе. И мы радуемся этому признаку материального благополучия сельских тружеников, возможности иметь свой личный транспорт, помогающий всюду поспевать: растить урожай, приобщаться к моторной технике. Любой механизатор на селе начинается в том самом мальчишке, который сам разберет и соберет мопед, оседлает отцовский мотоцикл. «В октябре мы были на уборке в одном из совхозов Гатчинского района, — читаем в письме Л. Волкова из Колпина. — К трактору ДТ—75 подъехал на мопеде паренек лет двенадцати, он привез отцу еду. Пока отец обедал в сторонке, сын сел за рычаги трактора и совершенно профессионально повел его к следующему бурту турнепса. Нам, горожанам, было это очень приятно. Кое-кто увидел, правда, в этом детскую забаву. А мне показалось, что я заглянул в наш завтрашний день». Доводы в пользу того, что на нынешнем этапе самоподготовка себя не изжила, можно было бы продолжать. Предоставим слово еще только двум читателям-мотоциклистам. Оба они «бесправные». И откровенно в этом признаются. «Сейчас мне 51 год. А на мотоциклах разных марок езжу лет двадцать, не меньше. Не имел ни одного нарушения. Но и «прав» тоже не имею. Думаете, не хочу их получить? Хочу. Но ничего не выходит. До райцентра 25 километров грунтовой дороги. Чтобы там учиться, надо на какое-то время работу бросить. Вот так и «катаюсь». А если бы приехали товарищи из ГАИ принимать экзамены — у нас половина «бесправных» получила бы удостоверения сразу. А. Терешин, с. Царевщина, Пензенской области». «У меня «Восход—2», — сообщает В. Холостяков из деревни Ломакино (Брянская область). — Машина зарегистрирована как положено. Но езжу я без «прав». А что делать? До города 18 километров, пешком не находишься, автобуса нет. Езжу на мотоцикле и... удираю от милиции. Да, честно говоря, и удирать приходится редко. Не нарушаюправил — на меня и внимание редко обращают». Материалы рейда, изложенные в статье «Бесправные» мотоциклисты», многочисленные отклики на нее говорят о том, что обязательное повсеместное обучение мотоциклистов сегодня — задача труднорешаемая, если не сказать невыполнимая в силу ряда объективных причин. И вызывает удивление, что республиканские, краевые и областные организации, которым Положением о порядке присвоения квалификации водителя разрешено временно устанавливать «Порядок допуска лиц, самостоятельно подготовившихся к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, относящимися к категории «А», не пользуются этим разрешением. Председатель актюбинского городского совета общества автомотолюбителей Н. Пальчак, знакомый с проблемой подготовки мотоциклистов достаточно хорошо, высказывает ряд предложений. «Даже те, кто обучается на наших курсах, — пишет он, — получают возможность сдать экзамен через два-три месяца после окончания учебы. И это неудивительно. Из 18 районов области только в четырех — Темирском, Челкарском, Октябрьском и Карабутакском районные ГАИ принимают экзамены. В остальных четырнадцати это право предоставлено только областному инспектору ГАИ. Этим все сказано. Хотелось бы затронуть еще два вопроса в порядке обсуждения, — продолжает Н. Пальчак. — Далеко не просто пройти на селе медицинскую комиссию. Проверка состояния здоровья проводится элементарная. Она доступна любой сельской больнице. Зачем же создавать искусственные трудности, заставлять всех желающих ездить в одну-две больницы (за многие десятки километров), которым только и разрешено в области освидетельствование. И конечно, правы авторы статьи, говоря о недостатке литературы, помогающей изучать мотоцикл. Ее тиражи следует увеличить в три-четыре раза, хотя и этого вряд ли хватит. Достаточно сказать, что, к примеру, ИЖей, наиболее популярных на селе мотоциклов, в стране сейчас несколько миллионов. А в магазине днем с огнем не найти книги по устройству и ремонту этой машины». Интересное предложение выдвигает И. Кривой из Вышгорода Киевской области. «В нашей стране, — пишет он, — существует развитая сеть вечернего и заочного обучения. Люди заочно заканчивают технические и другие вузы. Почему бы не разработать программу такого заочного обучения мотоциклистов! А потом только выезжать на место приемным комиссиям, проверять знания и тут же на месте выдавать документы». Редакция получила немало и таких писем, авторы которых, задетые за живое самой темой, высказывают суждения, выходящие за рамки статьи. Пишут о том, что во многих городах для движения мотоциклистов практически оставлены только задворки. Сетуют на формальное, технически не оправданное ограничение скорости движения мотоциклов. И эти письма свидетельствуют, что тема равноправия мотоцикла с другими видами транспорта далеко не исчерпана.НУЖЕН ШАГ НАВСТРЕЧУВ двенадцатом номере журнала за 1978 год была опубликована статья «Бесправные» мотоциклисты». И тут же, в декабре в редакцию стали поступать первые читательские отклики. Идут они и сегодня. Такой устойчивый интерес, желание высказаться, мы полагаем, еще раз свидетельствуют о важности затронутых в статье вопросов. А о том, что вопросы эти оказались «больными» не только для Калужской области, говорит география писем. Крым и Коми АССР, города Балтийск и Колпино, Биробиджан и Первоуральск, Актюбинск и Талимарджан, поселок Горин в Хабаровском крае, десятки сел в Кустанайской, Новосибирской, Пензенской, Астраханской, Брянской и других областях — вот далеко не полный перечень мест, в которых живут авторы писем-откликов. Большинство из них ратуют за то, чтобы экстернат для мотоциклистов сельских, особенно отдаленных районов разрешался в более широких пределах. «Допускать сдачу экзаменов экстерном для сельчан необходимо, — пишет А. Лопатченко с хутора Тацин Ростовской области. — Ведь не каждый сельский житель сможет за 30—40 километров ездить на курсы. Он пашет, сеет, убирает урожай, выхаживает скот. Ему в страдную пору иной раз на небо не29