КЛУБ •АВТОЛЮБИТЕЛЬ"ПЕРЕД ДАЛЬНЕЙ ДОРОГОЙГотовь телегу зимой — гласит народная мудрость, а машину — до отпуска, говорят опытные автомобилисты. Иначе драгоценное отпускное время придется вместо пляжа провести под автомобилем. Немалая доля удовольствия, которое принесет вам путешествие, зависит и от правильно подобранной экипировки, и от полного, но не излишнего, комплекта дополнительного оборудования и запасных частей. Что взять с собой в дорогу? Как разместить груз в машине? О чем нельзя забыть перед выездом?... Об основных работах перед дальним путешествием рассказывают знакомые читателям инженеры Л. ЛЮБ ДВИНА и О. ЯРЕМЕНКО, предпочитающие отпуск «на колесах» всем другим его разновидностям. I Отрегулируйте клапаны Начинайте Iи натяжение цепи, прираспределис двигателя водящей тельный вал, осмотрите 1 вентиляторный ремень — не появились ли на нем трещины; проверьте, не подтекают ли антифриз и масло; зачистите контакты прерывателя и отрегулируйте зазор между ними, установите по инструкции опережение зажигания; тщательно очистите свечи, а еще лучше поставьте новые. В аккумуляторе следует проверить уровень и плотность электролита и, если нужно, довести их до нормы. Не цовредит и полная зарядка его. У автомобилей старых моделей, долгое время работающих на низкооктановом бензине с повышенным содержанием серы и смол, целесообразно удалить нагар из камер сгорания. Для этого приготовьте смесь из 1503 см3 ацетона, 75 см3 керосина и 76 см моторного масла, прогрейте двигатель примерно до 50° С (не более!), выверните свечи и, залив до 75 см3 смеси в каждый цилиндр, не мешкая, заверните их обратно (желательно перед этим поставить поршни во всех цилиндрах в среднее положение, повернув коленчатый вал на 90° отметки «верхняя мертвая точка» на маховике или шкиве). Через 4—5 часов пустите двигатель, прогрейте его и, слив масло, промойте моющим маслом ВНИИНП ФД. Затем смените фильтрующий элемент и залейте свежее масло. Нужно иметь в виду, что иногда двигатель после удаления нагара пускается не сразу — нагар попадает под клапаны и ухудшает компрессию, поэтому, чтобы не прибегать к помощи буксира, надо иметь хороший аккумулятор. Теперь займитесь карбюратором: снимите воздушный фильтр, верхнюю крышку карбюратора, выверните жиклеры и другие легкосъемные и загрязняющиеся детали и положите их на полчаса в ацетон или растворитель для нитрокраски. Тем временем, если нужно, отрегулируйте уровень в поплавковой камере (точнее — положение поплавка), удалите из нее грязь, выньте и продуйте сетчатый топливный фильтр. Заодно рычагом ручной подкачки проверьте работу бензонасоса — из бензопровода должна бить сильная струя бензина. Собрав карбюратор, накачайте в него бензин. Если в нем есть окно, посмотрите, каков уровень бензина в поплавковой камере, а нажав на рычаг привода дроссельной заслонки, проверьте, подает ли ускорительный насос струйку бензина в горловину смесительной камеры. После всех этих операций мотор работает лучше и автомобиль становится заметно резвее. Однако не торопитесь закрывать капот. Долейте масло в картер рулевого механизма и проверьте люфт рулевого колеса. Отрегулировать рулевой механизм любого автомобиля можно за 510 минут, пользуясь заводской инструкцией. Обратите внимание на цвет тормозной жидкости в бачках. Если жидкость сильно почернела, промойте тормозную систему и гидравлический привод сцепления. После того как вы подтянете все резьбовые соединения и клеммы электропроводки под капотом, можно перебираться под машину. Долейте масло в коробку передач и задний мост. Посмотрите (в «Москвиче»), не слишком ли болтаются тяги переключения передач, на месте ли все шплинты. Теперь нужно поочередно снять каждое колесо, осмотреть шины, удалить из протектора все лишнее, что в нем застряло. Обратите внимание на характер износа передних покрышек: если беговые дорожки износились односторонне — нужно регулировать развал, если ступенчато — схождение, а «пятнистый» износ свидетельствует о люфте в подшипниках ступиц или в рулевых тягах, он же показатель дисбаланса колеса. Все эти регулировки можно проделать самостоятельно, не забывая добавить соответствующую смазку в работающие узлы. Сняв тормозные барабаны (у машин с барабанными тормозами), посмотрите, не подтекает ли жидкость из рабочих цилиндров, достаточна ли толщина тормозных накладок. Последнее особенно важно, если вы собираетесь в горы. Прежде чем ставить колеса на место, продуйте насосом с наконечником тормозные щиты, отрегулируйте эксцентриками положение колодок, а потомнатяжение троса ручного тормоза. Имейте в виду, что автомобили с автоматической регулировкой зазоров в тормозных механизмах требуют только контроля и очистки их от грязи. Если вы рассчитываете ехать в основном по асфальту, более изношенные покрышки поставьте назад; когда ожидается грязная дорога — их место впереди. Обратите внимание на глубину канавок протектора: она должна быть по крайней мере не меньше 3 мм, иначе рискуете вернуться на «лысых» шинах. Дальнейшее внимание — резьбовым соединениям подвески: нужно осмотреть застопоренные соединения — не появился ли люфт, а незастопоренные, в том числе законтренные,—подтянуть. Подтягивать гайки резинометаллических втулок (сайлент-блоков) рычагов подвески, а также рессорные пальцы нужно ключом с длинной ручкой, причем автомобиль должен опираться на подвеску, а не быть вывешенным на домкрате. Опыт показывает, что чаще всего ослабевает крепление амортизаторов. Убедившись, что шарниры рулевых тяг не имеют люфта, резиновые чехлы всех шаровых шарниров прочно закреплены и не порваны, следует проверить наличие смазки в самих шарнирах. Для этого нужно отвернуть коническую пробочку на шарнире (если она есть), сунуть в отверстие спичку и посмотреть, что на ней — смазка, грязь или ничего нет. В последних двух случаях шарнир желательно заменить (на «Жигулях»), но можно и разобрать, промыть, заложить в него смазку ШРВ-4 или «Литол-24», собрать и поставить на место. Конечно, не имея слесарных навыков и хорошего инструмента, за эту работу лучше не браться. Уж если вы находитесь под машиной, посмотрите, в каком состоянии резиновые ограничители хода подвески и выдержат ли длительную поездку на нагруженном автомобиле «Москвич» пружины и рессоры. Если на поверхности между витками виден металлический блеск — след частого их соприкосновения — значит пружина «села». Рессоры же следует заменить в том случае, когда при нагрузке (но не перегрузке) они касаются дополнительного буфера. Менять пружины и рессоры надо сразу с обеих сторон автомобиля, иначе он будет косо стоять на дороге и езда не доставит удовольствия. — последние по очередности. Если нужно, укрепите клеем «88» резиновые уплотнители дверей и багажника, отрегулируйте положение защелок дверных замков, смажьте сами замки, петли, в общем, все, что. положено по инструкции. Вечером отрегулируйте фары на нагруженном, как в путешествии, автомобиле, иначе они будут освещать не дорогу, а небо. Теперь можно идти собирать вещи.Кузовные работыЛишние вещи — ваши враги. Это и перегрузка автомобиля, и дополнительное неудобство, и ненужная потеря- времени при разборке и укладывании. Мы много путешествовали и твердо убедились : все, что может потребоваться машине и четверым взрослым людям в течение летнего месяца при ночевках на природе, вполне умещается в багажни-Брать или не брать!14