И еще об одном важном вопросе. Мы считаем, что вся деятельность спортивных организаций ДОСААФ должна быть пронизана патриотической и политиковоспитательной работой. В настоящее время уже немало спортивно-технических клубов и школ, в которых занимаются многие сотни молодых людей. Выло бы целесообразно ввести хотя бы в наиболее крупных из таких организаций должность заместителя начальника по воспитательной работе. Советская Литва все увереннее занимает место в ряду тех республик, которые достигли определенных успехов в спорте, в том числе ив военно-технических дисциплинах. Мы высоко ценим 'мастерство многократных чемпионов страны С. Брундзы, братьев Гирдаускасов, В. Вайшвилы, Ю. Шяудкулйса, И. Дерешкявичуса, Э. Рамонаса, организаторов иТОРМОЖЕНИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ ЭВМС первых дней существования автомобиля конструкторы непрерывно работают над улучшением его активной безопасности. И, пожалуй, наибольшие усилия (особенно в последние годы) конструкторы, технологи, испытатели прилагали к совершенствованию системы, от которой в первую очередь зависит безопасность, — тормозной. Далеко не каждый водитель отдает себе отчет, как на основе законов физики точно оценить дорожную ситуацию, и далеко не каждый имеет достаточный опыт, чтобы именно в данных условиях выбрать и реализовать оптимальную величину замедления. Причем многие аварии, как ни странно, происходят из-за того, что тормоза «слишком хороши»: колеса блокируются, теряют сцепление с дорогой, особенно мокрой или обледенелой, и машина перестает слушаться руля. А нельзя ли помочь водителю в решении этих вопросов? Двадцать лет назад в ФРГ специалисты фирм «Даймлер-Бенц» (автомобили) и «Телдикс» (электроника) начали поиски такой конструкции тормозной системы, которая обеспечивала бы оптимальное, без блокировки колес, торможение в любых условиях и даже при «панических» действиях малоопытного водителя. В конце 1970 года журналистам был показан первый вариант антиблокировочной системы, сокращенно АБС, которая практически отвечала поставленной цели. Но... То, первое поколение АБС с аналоговыми процессорами оказалось недостаточно надежным, а главное, очень дорогим ив производство не пошло. В АБС второго поколения, при сохранении основной идеи, аналоговая система была заменена современной, более надежной и дешевой дигитальной (цифровой) на интегральных схемах. Суммарный пробег машин, на которых она прошла проверку и доводку, составил почти 7 миллионов километров, прежде чем создатели АБС не убедились в надежности, долговечности и эффективности их конструкции. С конца прошлого года эта новая АБС уже выпускается серийно и ставится за дополнительную плату на «МерседесБенц 450 СЕЛ-6,9». В дальнейшем планируется оборудовать этим устройством все выпускаемые фирмой легковые автомобили. Что же это такое АБС? Элементы системы представлены на рис. 1, а расположение их — на рис. 2. Основные узлы — датчики скорости 1и 4, анализирующий и командный электронный блок 2и гидравлический исполнительный механизм 3 монтируются на автомобиле. Датчики 1и 4, установленные на передних колесах и главной передаче заднего моста, постоянно сообщают скорость вращения колес электронному блоку 2. Этот узел представляет собой микрогабаритную ЭВМ с высокой степенью надежности. Если водитель давит на педаль слишком сильно и превышается некоторый предел замедления колеса, оптимальный для данных условий (то есть когда возникает риск «выйти» за пределы сцепления шины с поверхностью дороги), немедленно регистрируется опасность блокировки колес и дается команда гидравлическому узлу 3, который уменьшит давление жидкости в нужном рабочем цилиндре до значения, обеспечивающего эффективное торможение без юза. Если скорость вращения колеса в процессе торможения снова возрастет, давление жидкости по команде блока 2 опять увеличится. Благодаря быстродействующей электронике и магнитным клапанам эти процессы происходят буквально за тысячные доли секунды. Таким образом, предельно безопасные величины для любого состояния дорожного покрытия и любого усилия торможения, запрограммированные в памяти ЭВМ, постоянно держат под контролем работу тормозной системы. Даже в случае ошибки водителя тормоза обеспечивают единственно приемлемое для данных условий замедление, а лампочка-индикатор 5 на приборном щитке сразу сигнализирует водителю в случае отказа любого элемента АБС. В большинстве случаев, особенно на прямолинейных' участках сухой дороги, водитель даже не осознает, что автомобиль оборудован АБС. Испытания показали, что порой на протяжении десятков тысяч километров электроника не вмешивается в процесс торможения. Однако в критической ситуации, при аварийном торможении АБС позволит и резко тормозить и полностью контролировать направление движения машины, что особенно важно при объезде внезапно возникшего препятствия (рис. 3) или на поворотах дороги. И еще одно достоинство АБС: отсутствие местного износа шин при экстренном торможении (торможение на блокированных колесах — «юзом» со скорости 180 км/ч может вызвать износ глубиной до 6 мм). Важно и то, что тормозной путь и тормозная устойчивость автомобиля с АБС практически не зависят от нагрузки машины. Однако АБС не сможет помочь лихачам или безответственным водителям. Антиблокировочная система позволяет сохранять стабильность движения и маневренность на повороте только до тех пор, пока не будет превышена предельно возможная для прохождения данного поворота скорость. Малоэффективна система ив случае, когда, колеса одной стороны машины идут по воде или рыхлому грунту, а другой — по твердой дороге. Это может вызвать занос автомобиля, несмотря на работу АБС. В остальных случаях торможение с помощью АБС может происходить с такой эффективностью, которой не удалось достигнуть даже очень опытным водителям на автомобилях тех же моделей, не оснащенных системой. Е. БАБУРИН, инженерКОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИОкончание. Начало — на стр. 1 тренеров А. Чипкуса, С. Рамошки, С. Римкуса, Н. Клементовой, А. Степайтиса, А. Курдзикаускаса и многих других, кто вкладывает в развитие спорта все свои знания, силы. Хорошо идет и подготовка специалистов для наших Вооруженных Сил: последние два года республиканская организация ДОСААФ награждается переходящим Красным знаменем Министерства обороны СССР. Следует отметить, что со времени принятия постановления некоторые военно-технические виды спорта поднялись на новую, более высокую качественно ступень. Особенно это стало заметно в ходе VII республиканской спартакиады, показавшей значительный рост массовости соревнований, их числа, повышение мастерства участников. Вскоре наша республика будет принимать участников пяти финальных и ряда зональных соревнований VII летней Спартакиады народов СССР по военнотехническим видам спорта. Надеемся, спортсмены братских республик останутся довольны созданными условиями. Два года, повторяю, срок небольшой. Сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Какие бы сложные задачи ни ' ставились перед ДОСААФ , они могут быть выполнены, если привести в действие все резервы, и прежде всего в активизации деятельности первичных организаций. Пока еще далеко не используются возможности для развития военно-технических видов спорта в автошколах и учебных организациях ДОСААФ , да и многие спортивно-технические клубы не избавились от крена в хозрасчетную деятельность. Недостаточна и роль общественности —- республиканских и местных федераций, коллегий судей. А их голос, авторитет и влияние должны чувствоваться во всех городах и районах. Словом, нерешенных проблем еще много. Однако Центральный Комитет Компартии Литвы твердо убежден, что трудности будут преодолены, что республиканская организация оборонного Общества, ее многочисленный актив под руководством партийных органов, с помощью профсоюза и комсомола выполнит поставленные перед ней задачи.