МАСТЕР-ЭТО ПРИЗВАНИЕ,Если заглянуть в наши словари, каких только значений, присущих слову «мастер», мы не найдем! Это и специалист, достигший высокого умения, искусства, мастерства, это и квалифицированный рабочий, это и организатор производства, наставник. Недаром об искусном, ловком, сведущем в каком-то деле человеке говорят: дело мастера боится. Мастер производственного обучения вождению автомобиля. Есть сегодня такая должность, а теперь, наверное, можно сказать, и профессия в автомобильных, технических и объединенных технических школах нашего оборонного Общества. Долгие годы, со времен Осоавиахима, специалисты, обучавшие вождению будущих шоферов, именовались инструкторами. Теперь — мастера. Это не простая смена названия. Неизмеримо выросли задачи оборонного Общества в подготовке водительских кадров. Мастер вождения стал одной из центральных фигур в этом процессе. Ему многое дано. Соответственно и спрос с него велик. Каким он должен быть, какова его роль в практическом обучении и воспитании будущего водителя — обо всем этом шла речь на заседании «круглого стола» журнала. В его работе приняли участие старшие мастера таганрогской образцовой автомобильной и калининской объединенной технической школ ДОСААФ Михаил Алексеевич Набоков и Евгений Михайлович Смирнов, мастер вождения и преподаватель Правил дорожного движения дмитровской (Московская область) автошколы Петр Васильевич Коренной и Николай Александрович Сергеев, начальник рязанской образцовой автошколы Николай Дмитриевич Подзолов, начальник методического кабинета ЦК ДОСААФ СССР Иван Егорович Ельчанинов и его заместитель Василий Александрович Мостаков. Вести «круглый стол» редакция попросила заместителя начальника управления военно-технической подготовки ЦК ДОСААФ СССР Анатолия Ивановича Богачкина.«Круглый стол» журнала «За рулем», посвященный практическому обучению водителей автомобиляА. БОГАЧКИН. Первый вопрос я хотел бы адресовать Николаю Дмитриевичу Подзолову: какой вам, опытному руководителю образцовой школы, видится фигура мастера производственного обучения вождению? Н. ПОДЗОЛОВ. Прежде всего хотел бы со всей определенностью подчеркнуть, что роль его надо всячески поднимать, как, впрочем, всех наставников, готовящих шоферские кадры, особенно будущих военных водителей. Командиры автомобильных и других подразделений, где проходят службу наши воспитанники, порой справедливо ставят нам в упрек слабые практические навыки у выпускников досаафовских школ. А эти недоработки находятся в прямой зависимости от квалификации мастеров, их методической подготовки, наличия в характере таких качеств, как чувство долга, трудовая честь, гордость за принадлежность к большой семье педагогов. А. БОГАЧКИН. В последние годы, главным образом после VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ, качественный состав кадров мастеров вождения заметно улучшился, стала сокращаться текучесть. Летом прошлого года, находясь с корреспондентом «За рулем» в Хабаровском крае, мы . внимательно ознакомились с изменениями в составе мастеров за последние три года. В таких учебных организациях, как хабаровская объединенная техническая школа, автошколы в Биробиджане и Комсомольске-на-Амуре, текучесть сократили чуть ли не на три четверти. Там сумели закрепить опытных специалистов из бывших военных водителей. Имена и фотографии многих из них — на стендах победителей социалистического соревнования. Хотя в целом по автошколам ДОСААФ Дальнего Востока текучесть среди мастеров вождения еще велика. М. НАБОКОВ. Здесь очень важно проанализировать причины этого негативного явления. Наша таганрогская образцовая автошкола много лет на хорошем счету среди учебных организаций оборонного Общества, между тем текучесть мастеров вождения у нас тоже высокая. Одних не устраивает заработная плата, другим Далеко ездить (школа на окраине города), третьим просто дело обучения, воспитания молодого человека не подсилу. У нас были шоферы высокого класса. Человек виртуозно водит машину, участвует в соревнованиях, знает ремонтные работы, но как только дело доходит до методики, умения правильно провести занятие, проявить такт, выдержку — тут полная беспомощность. Сколько ни бьемся, ни помогаем человеку, ничего не получается. Вот и уходит он на другую работу. Н. СЕРГЕЕВ. Да, призвание не сбросишь со счетов. Сошлюсь на свой опыт. Наша дмитровская автошкола сравнительно молодая, ей только пятый год; я начал работать здесь мастером, тогда еще инструктором вождения. Дело это полюбил. Сами знаете, как приятно сознавать, что при твоем непосредственном участии из ничего не умеющего еще паренька формируется водитель. Между тем некоторые из друзей мне говорили: ну разве это работа — однообразная езда по одним и тем же маршрутам? И хочется возиться тебе с этими салагами/ А я не ушел. Учился, совершенствовался, теперь преподаю правила движения. Чувствую — именно это дело для меня, оно дает мне творческое удовлетворение. Вот со мной рядом сидит мастер вождения Петр Коренной. По:ле службы в армии пришел в нашу автошколу и стал водителем хозяйственной машины. Но цель имел иную: присмотреться, получиться, сдать экзамен на мастера вождения и воспитывать молодежь. В этом видел свое призвание. Добился-таки цели. Теперь он один из лучших наших мастеров. А. БОГАЧКИН. Не так давно в кировской автошколе ДОСААФ Калужской области мы попросили семерых мастеров вождения выполнить на автодроме упражнения в объеме, предлагаемом курсантам. И что же? Только один — помню его фамилию, Островский, — сделал все без ошибок. О чем это говорит? Н. ПОДЗОЛОВ. Одно из двух: либо на столь уважаемую и ответственную должность пришли люди случайные, либо там не следят за их квалификацией, не занимаются с ними учебно-методической и воспитательной работой. Прошу присутствующих извинить меня за то, что скажу, — не ради противопоставления, у нас, мол, все хорошо, а ради обмена опытом. В нашей автошколе на должности старших мастеров и мастеров производственного обучения подобраны технически грамотные и опытные люди, в большинстве — офицеры и сержанты запаса, которые любят свое дело, много труда отдают курсантам. Все они активно участвуют в общественной жизни школы, автоспорте. Одновременно повышают свои специальные, политические знания.4 ПОМНОЖЕННОЕ НА ТРУДБез этого нельзя — требования к подготовке специалистов непрерывно повышаются. Все, что связано с совершенствованием профессионального, методического мастерства, воспитательной работы с самими наставниками по вождению, — все это находится под неослабным вниманием администрации, партбюро, месткома, педагогического совета. Гордостью школы стали мастера Гоносков, Курыгин, Ивахин, отец и сын Смертины. Опыт их стал достоянием остальных. Думается, это и есть надежный путь повышения качества нашей работы. И еще добавлю: следует чаще применять меры морального и материального стимулирования. Нам удается одному улучшить жилищные условия, другому ребенка в садик устроить, третьего путевкой в санаторий обеспечить — да мало ли каких житейских забот у людей не бывает... Для денежных премий тоже находим средства. П. КОРЕННОЙ. Целиком разделяю мнение Николая Дмитриевича. Призвание призванием, но нужна стройная, продуманная система обучения и воспитания самих наставников, особенно молодых. И забота о них. Вот я был на двух методических сборах, отчитывался на педсовете, присмотрелся к тому, как работают опытные мастера, и почувствовал в себе больше сил, уверенности. А. БОГАЧКИН. По-моему, как раз самое время поговорить о методнне, которой пользуются мастера вождения, выяснить ее положительные и . слабые стороны, влияющие на качество обучения курсантов. М. НАБОКОВ. Разумеется, каждое методически грамотное, умело проведенное занятие по вождению со строгим соблюдением всех предъявляемых требований по той или иной теме — одно из важных условий выработки у будущего водителя качеств, необходимых ив воинской службе ив шоферском труде. Теперь, когда в наших школах для обучения используются новые модели машин, когда широко применяются различные технические средства, имеются хорошо оборудованные автодромы, казалось бы, работа мастера вождения облегчилась. На самом деле наоборот. Неизмеримо повысились требования к знанию техники, умению ею управлять, к физическим и психологическим нагрузкам; усложнилось и само движение на улицах городов и дорогах, возросла его интенсивность, плотность. Словом, обучать вождению стало труднее. А у нас еще много пробелов, слабых мест. О них и надо говорить сегодня. Е. СМИРНОВ. Над устранением недостатков, действительно, предстоит еще работать и работать. Что греха таить, кое-где допускается упрощенчество, не изжиты приписки, низка требовательность к курсантам. Особенно пока еще слабо прививаются новичкам навыки уверенного вождения автомобиля в ограниченных проездах, в трудных дорожных условиях, в колонне. Требуется большее внимание к выполнению курсантами работ по контрольному осмотру автомобиля перед выходом из парка, - пути, по ежедневному обслуживанию, в обнаружению и устранению неисправностей. Конечно, к каждому кандидату в водители нужен особый подход. Я вот более двух десятков лет обучаю людей автоделу и знаю: с одним будто отдыхаешь, а с другим — семь раз холодный пот прошибет. РЕПЛИКА. Может быть надо строже подходить к отбору людей для шоферской профессии? М. НАБОКОВ. Справедливо. Для работы за рулем пригодны далеко не все. Выть водителем личного автомобиля еще куда ни шло, тут ведь никто не заставляет крутить руль семь-восемь часов подряд. Устал — отдохни, А шофер-профессионал — это рабочий, каждая минута его смены должна быть отдана производству. И всякий ли способен вынести такую нагрузку, не потерять внимания, не утратить собранности? Короче, считаю целесообразным ввести более строгий психофизиологический отбор кандидатов в профессиональные водители. А. БОГАЧКИН. Вместе с тем следует улучшать индивидуальную работу с курсантами. И в этом случае, как показывает опыт, важное значение имеет прочный контакт мастера с преподавателем Правил дорожного движения, особенно когда отрабатывается вождение на городских маршрутах. Н. СЕРГЕЕВ. Мы так поняли, что за «круглый стол» редакции нас с Петром Васильевичем Коренным пригласили для передачи определенного опыта. Да, коечто положительное в совместной работе у нас есть. П. КОРЕННОЙ. Лучше это показать на одном примере, иаких в общем-то немало. Езжу по городу с курсантом. Перед этим, как всегда, интересуюсь знанием правил, знаков. Вроде все нормально. Подъезжаем к перекрестку — одно нарушение, пересекаем трамвайную линию — другое, делаем разворот — третье. Обо всем сообщаю Николаю Александровичу. В следующий раз он вместо меня садится с курсантом, а яв качестве пассажира. И Сергеев делает ьывод: парень правила знает, а применить их на практике не может — теряется. Тут-то и начинается совместная индивидуальная «обкатка» курсанта. Польза от таких контактов большая. Е. СМИРНОВ. Для индивидуальной работы с будущими военными водителями в нашей калининской объединенной технической тоже делается многое. Изучая их характеры, мы выявили свойственные многим новичкам черты. Одна из них — «боязнь автомобиля» и дорожной обстановки. И пока она не преодолена, ездить с курсантом трудно. Главное в этот период для мастера — вселить в парня веру, дать возможность утвердиться в самостоятельности, чтобы он почувствовал: мастер — не «погоняло», не пугало, а страховщик, с которым можно спокойно ехать, уверенно вести машину. И это тоже зависит от опыта, методического мастерства наставника. М. НАБОКОВ. На мой взгляд, весьма положительно сказалось на обучении курсантов и на повышении знаний мастеров введение вождения в сетку расписания. Главное преимущество здесь в том, что курсант не отрывается от других занятии. Например, в нашей автошколе занятия планируются так — учебная группа делится на подгруппы. Если одна подгруппа занята практическим вождением, то другая• — изучением Правил и основ безопасности движения или другого предмета. Время, отведенное для вождения, уплотнено, конечно, до предела. Мастеру приходится серьезно готовиться к каждому занятию, ну а старшему мастеру тем более. Он ведь в ответе за каждого из мастеров. Е. СМИРНОВ. Да, сейчас старшему мастеру забот хватает. Это контроль за работой мастеров на автодроме, на городских маршрутах, инструктажи, открытые, показательные и, конечно, ежедневные инструктивные занятия. Старший мастер должен так распределить время, так составить свое расписание, личный графин, чтобы быть в курсе дел каждого мастера в течение дня. м. НАБОКОВ. В этой связи возникает и ряд проблем. Одна из них: как лучше осуществлять нонтроль за работой того или другого мастера на городских маршрутах, а также оказать ему практическую, методическую помощь. Думается, за старшим мастером должен быть закреплен автомобиль с двумя кабинами, которого в нашей школе, например, нет; вряд ли такие машины есть в других школах. А. БОГАЧКИН. В нашем разговоре был затронут весьма важный вопрос о материально - технической обеспеченности школ, в частности о роли автодромов в обучении курсантов. На сегодня ими располагает абсолютно подавляющее большинство школ. Но не нуждается ли сам автодром в совершенствовании? М. НАБОКОВ. Как раз этот вопрос мы обсуждали недавно с начальником школы Юрием Ивановичем Бувалко, некоторыми мастерами. Все сошлись на одном: пора вводить контроль за преодолением препятствий на автодроме с помощью технических средств и оборудования специальных пунктов, может быть, даже вводить на автодроме какие-то элементы, воспитывающие у курсантов готовность к встрече с неожиданным. Все это будет способствовать дальнейшему качественному улучшению практической выучки будущих воинов-водителей. Н. ПОДЗОЛОВ. И еще постоянно надо иметь в виду, что мастер, как и все наши педагоги, — прежде всего наставник, воспитатель, который учит питомцев не просто баранку крутить. Его святая обязанность прививать молодым людям элементы дисциплины, организованности, исполнительности, других качеств, нужных будущему солдату за рулем. Хотя у нас имеется обширный комплексный план военно-патриотического воспитания, о чем недавно писал «За рулем», мастера вождения, особенно бывшие фронтовики, находят время побеседовать с курсантами ио подвигах героев фронтовых дорог, о требованиях, которые предъявляются военному водителю сегодня. М. НАБОКОВ. Я тоже, как участник войны, всегда напоминаю мастерам о необходимости и словом, и личным примером воспитывать у курсантов высокие моральные качества, чувство личной ответственности за подготовку к воинской службе, к выполнению конституционных обязанностей По защите Родины. Н. ПОДЗОЛОВ. Ну а на завершающем этапе обучения одна из главных забот у нас, воспитателей, хорошо подготовиться и провести многокилометровый марш в колонне, который является, как правило, итогом коллективных усилий по обучению и воспитанию юношей, готовящихся стать в ряды наших доблестных Вооруженных Сил.* * *Участники «круглого стола», по общему их мнению, затронули лишь часть проблем, связанных с деятельностью мастеров обучения вождению, с их ролью в повышении качества подготовки водителей для Вооруженных Сил и народного хозяйства. Так же как н редакция, они надеются на то, что разговор этот будет продолжен. Беседу записали А. БАБЫШЕВ и Б. ДЕМЧЕНКОНАГРАДЫ ПОБЕДИТЕЛЯМПрезидиум ВЦСПС, секретариат ПК ВЛКСМ и президиум ЦК ДОСААФ СССР. подведя итоги Всесоюзного социалистического соревнования организаций ДОСААФ союзных республик, краевых и областных организаций оборонного Общества Российской Федерации за 1978 год, признали победителями соревнования (присудили первые места) организации ДОСААФ Белорусской и Грузинской союзных республик, города Москвы, Татарской АССР, Куйбышевской, Московской и Омской областей с вручением переходящих Красных знамен ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР, денежных премий в размере трех тысяч рублей и комплектов учебного и спортивного имущества стоимостью пять тысяч рублей. Наград и премий удостоены также организации ДОСААФ Узбекистана и Украины, Волгоградской, Горьковской, Рязанской, Саратовской, Тульской областей за вторые места в соревновании. Третьи места присуждены организациям ДОСААФ Литвы, Башкирии, города Ленинграда и области. Брянской, Ивановской и Смоленской областей, которым также вручены награды и денежные премии. Президиум ВЦСПС. секретариат ЦК ВЛКСМ и президиум ЦК ДОСААФ СССР призвали коллективы оборонного Общества шире распространять опыт передовиков, добиться в 1979 году новых успехов в социалистическом соревновании по дальнейшему подъему оборонно-массовой, учебной н спортивной работы в стране,5