ТЯЖЕЛОЕ «ЛЕГКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ»О губительном влиянии алкоголя в последнее время говорят и пишут немало, Общеизвестно, вроде бы, что он самым отрицательным образом сказывается на водителе автомобиля — вносит разлад в координацию движений, замедляет еакцию, ухудшает внимание, память. рюмки водки иЙ все-таки из-за около трети всех сегодня еще происходит дорожных происшествий. Причем из-за рюмки не в переносном, а в прямом смысле слова. Увы, практика показывает, что легкое опьянение многими воспринимается как состояние совершенно безопасное: ведь современный автомобиль так прост и легок в управлении. Да, многие до сих пор считают угрожающими лишь «серьезные дозы» спиртного, когда физические возможности человека, действительно, резко снижаются, а от 100 граммов, мол, ничего страшного не будет. Что ж, у некоторых людей от такой «малости», может быть, и в самом деле заметного снижения функций не произойдет. Но, во-первых, далеко не у всех, а во-вторых, нельзя забывать о другой, не физиологической, а психологической стороне проблемы. Вот об этом мы и хотим поговорить. На практике доказано, что человек чаще ошибается не в сложных, а в довольно простых ситуациях. Скажем, опытные летчики после безукоризненно проведенного полета и сложной посадки нередко совершали ошибки в элементарных операциях руления на земле. Известно немало случаев, когда хорошие машинисты допускали грубые просчеты не в дальнем и трудном пути, а уже по прибытии на свою, досконально известную им станцию. И всякий раз причина случавшихся происшествий была не в сложности выполняемой задачи, а в недооценке обстановки, то есть оказывалась чисто психологического свойства. Человек, как известно, является в высокой степени саморегулирующейся системой с большими резервами. Но, чтобы эти резервы своевременно и эффективно использовались, ему надо реально осознавать стоящую перед ним задачу, трудности, а иногда и опасности на пути к ее решению, цену возможной ошибки. Это будет способствовать активизации внимания, мышления, памяти, всей психической деятельности для достижения поставленной цели. Что же это такое — реальная оценка задачи? Это правильное соотнесение возникших при ее решении препятствий с собственными возможностями к их преодолению. Умение одинаково оценивать внешнюю ситуацию и свои возможности в ней — необходимое условие надежной и безопасной работы в любой профессии, а тем более в такой, как водитель автомобиля.Опасность даже легкого опьянения прежде всего и заключается в том, что водитель уже не в состоянии реально оценить ситуацию и правильно соотнести ее со своими возможностями, хотя и управляет автомобилем по-прежнему без особого труда. В легком опьянении человек не только практически не ощущает этого, а напротив, от тонизирующего действия алкоголя чувствует себя даже увереннее, чем трезвый, оценивает свои возможности выше, чем они есть на самом деле. Человек становится самонадеянным, когда уже не согласуются его действительные возможности и его самооценка, снижается восприятие опасности. Все эти причины в комплексе неизбежно приводят к ошибкам за рулем и, как следствие, к дорожным происшествиям. Так что не стоит думать, будто попадают в аварии главным образом те, кто находятся в такой сильной степени опьянения, что, как говорится, лыка не вяжут. Большие дозы алкоголя, разумеется, крайне опасны. Но в психологическом аспекте здесь разница между «могу» и «хочу» невелика. Я не . хочу сказать, что такой человек менее страшен за рулем. Но резкое снижение психофизиологических качеств водителя при сильном опьянении не может пройти не замеченным ни для него самого, ни для окружающих, и распознать его на дороге несравненно легче. Да он сам нередко уже просто не может вести автомобиль. Значительно чаще виновниками дорожно-транспортных происшествий оказываются водители в легком опьянении. Ложная оценка собственного состояния, своих возможностей зачастую провоцирует их садиться за руль автомобиля в таком виде. И тогда появляются на дорогах, особенно в вечернее время, водители в состоянии этакой алкогольной эйфории, не понимающие, а скорее всего, не желающие понять, что в современных условиях интенсивного автомобильного движения преступно считать безобидными несколько рюмок спиртного, преступно ставить в зависимость от собственного легкомыслия жизнь и благополучие окружающих тебя людей, да и свои собственные. доцент кафедры логики и психологии университета, кандидат технических наук Эстонская ССР, г. Тартум. котик,Плакат — художника В. Куркчи (Краснодар), отмеченный первой премией на Всесоюзном конкурсе плакатов по безопасности дорожного движения.••^••©©••сю©оооо««ооооо*»о©оое#*в*#«ПОЛЬША. Специалисты Варшавского институт» автоматики и измерительной техники создали компактное устройство, которое монтируется на панели- приборов автомобиля и во время движения постоянно показывает водителю удельный (приведенный к 100 километрам) расход топлива. АВСТРИЯ. По данным дорожной полиции, за несколько месяцев прошлого года с места происшествия скрылось около 16 тысяч водителей. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Здесь до сих пор не стало обязательным пользование ремнями безопасности. Все попытки ввести такое правило демагоги объявляли «покушением на личную свободу». КАНАДА. Установлено, что 15% водителей, совершивших ДТП, перед выездом принимали различные лекарства, иной аз, казалось бы, совершенно невинные. ак утверждают врачи, некоторые лекарства отрицательно влияют на восприятие скорости и принятие решений, чем способствуют совершению ДТП. США. Какой самый «чистый» по составу выхлопных газов автомобиль в стране? Специалисты калифорнийского бюро по охране окружающей среды обследовали 7268 автомобилей как американского, так и иностранного производства. Самыми «чистыми» были признаны шведские «Волво» и СААВ-99. Американские не попали даже в число «призеров». США. Согласно данным Национальной администрации по безопасности движения, ежегодные потери, вызываемые дорожно-транспортными происшествиями, исчисляются в среднем 43 миллиардами долларов. ФРАНЦИЯ. Исследования, проведенные Центральной лабораторией мостов и дорог, показали, что бетонные ав^омагистг рали, построенные в 1960 — 1970 годах, имеют уже очень низкий коэффициент сцепления. Среди способов восстановления фрикционных свойств бетонных покрытий предпочтение отдают нарезке узких близко расположенных поперечных бороздок. ФРАНЦИЯ. С этого года полиция применяет новую систему наказания водителей за нарушения правил движения. За каждый проступок в зависимости от его тяжести водителю начисляют одно или несколько очков, учет которых ведет ЭВМ. Когда их количество за год достигает определенного предела, провинившийся лишается водительских прав на какой-то срок, после чего ему надо вновь держать экзамен. ФРГ. Исследования тормозных систем автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше года, показали, что у более чем 70% из них тормоза ненадежны, у 71,8% тормозная жидкость опасно нагревается из-за проникновения в систему воды, 28,8% машин эксплуатируются с потрескавшимися тормозными дисками, а примерно 20% — с сильно изношенными накладками. ФРГ. В последнее время здесь стали обращать особое внимание на соблюдение безопасной дистанции между автомобилями. Be принимают равной расстоянию, которое проходит автомобиль за 0,8 с. В земле Ваден-Вюртемберг, где за нарушение дистанции наказывают очень строго, это время увеличено до 1,5 е. ШВЕЙЦАРИЯ. В Женеве опубликован доклад о последствиях современной автомобилизации. ' Согласно приведенным данным, ежегодно в мире автомобильные катастрофы уносят 300 тысяч жизней и кладут на больничные койки около 10 миллионов человек.620