— Как вы, Георгий Михайлович, расцениваете этот новый вид автомобильного спорта, его значение, перспективы? — На мой взгляд, соревнования на багги очень полезны. Они могут, пожалуй, стать самыми массовыми. На чем основан такой вывод? Багги, во-первых, при условии серийного выпуска значительно дешевле других автомобилей, на которых выступают спортсмены, а во-вторых, помогают развивать творческую мысль. Ведь многие спортсмены сами строят машины. На трассах появились багги различных конструкций, что ни машина, то свое, оригинальное решение. Характерным стало и участие в соревнованиях спортивных коллективов колхозов, совхозов, для которых багги — реальный выход в. автоспорт. И еще один момент, который, как мне кажется, заслуживает внимания. Для кросса на багги не требуется дорогостоящих трасс, соревнования проходят на глазах у болельщиков, которые видят весь ход борьбы. Не случайно кроссы, где мне довелось бывать, да и, судя по рассказам не только они, собирали тысячи зрителей. А это очень важно и для пропаганды автомобильного спорта, и как стимул для самих спортсменов. Энтузиазм зрителей прибавляет силы, вызывает желание быть впереди. — Вы говорили о сельских гонщиках. Их появление на трассах действительно отрадно, ведь участие в спорте поможет им лучше овладеть мастерством вождения... — Вне всяких сомнений. По себе знаю, участие в соревнованиях —лучшая школа управления автомобилем. Убежден: выступления в кроссе на багги принесут сельскому водителю неоценимую пользу. Состязания проходят в сложных дорожных условиях, близких к тем, в которых нередко приходится работать колхозным и совхозным шоферам. Надо ли говорить, сколь важно, чтобы они уверенно чувствовали себя за рулем. Широкое развитие автомобильного спорта на селе имеет большое прикладное значение, дает, если можно так сказать, ощутимый экономический эффект. Кросс полезен не только сельским водителям. Любому он даст возможность лучше почувствовать машину; А багги имеют то преимущество, что создаются специально для спортивных целей, благодаря им можно не отрывать на соревнования работающие в хозяйстве автомобили, не рисковать ими, ведь что ни говорите, а поломки в кроссе не такая .уж редкость. И коль скоро речь зашла о доступности кросса на багги, о его резервах, то хочется еще сказать о многочисленных водителях «волг». На чемпионатах страны и на соревнованиях других рангов еще мало машин на базе узлов и агрегатов ГАЗ—24. Причина, вероятно, не в том, что в таксомоторных парках, других транспортных предприятиях нет возможностей сконструировать багги или не хватает энтузиастов. По своим техническим данным спортивно-кроссовый автомобиль с двигателем ГАЗ—24 не может соперничать с тем, что создан на базе «Жигулей». Так может быть с появлением большего количества машин с двигателем «Волги» стоит выделить их в отдельную зачетную группу?СП0РТ»СП0РТ-СП0РТСПОРТИВНО КРОССОВЫЕ? Я-ЗА!Космонавту дважды Герою Советского Союза Георгию Михайловичу ГРЕЧКО подвластны не только космические скорости, но и земные. Его особенно привлекают автомобильные гонки. «Я рассматриваю их как необходимый элемент профессиональной подготовки космонавта», — говорит Георгий Михайлович. Он кандидат в мастера спорта, не раз участвовал в ралли, был почетным судьей автомобильных соревнований. Корреспондент В. ЕГОРОВ попросил его поделиться впечатлениями о гонках на спортивно-кроссовых автомобилях багги. Публикуем запись беседы.А пока в чемпионатах страны лучших отмечать специальными призами. Мне кажется, это пробудило бы интерес к багги у многих профессиональных водителей. — В ралли, кольцевых гонках, картинге наши гонщики регулярно соревнуются со спортсменами братских социалистических стран. Мы имеем ввиду традиционные Кубкн дружбы. • Не пора лн выйти на международную арену и баггистам? — Думается, такой шаг вполне оправдан. Это убедительно показали прошедшие чемпионаты страны, другие соревнования. У нас появилось немало оригинальных конструкций багги, вполне боеспособных, выдержавших успешно труднейшие соревнования, появились стабильно выступающие спортсмены, умеющие тактически грамотно вести борьбу. Взять, к примеру, запорожца Николая Носенко. На одном из соревнований яс неослабевающим интересом наблюдал за тем, как он вел гонку. Со старта ушел вторым. Через некоторое время попал в затор и оказался пятым. Но это его не смутило, методично, с бойцовским напором, присущим настоящему мастеру, атаковал он идущих впереди и на финише был первым. Наши спортсмены настолько созрели, что могут «скрестить шпаги» с коллегами из социалистических стран, культивирующих соревнования на спортивно-кроссовых машинах, скажем, с чехословацкими гонщиками. Первая такая встреча могла бы состояться хотя бы в Ужгороде. И нам достаточно удобно и для гостей, вероятно, приемлемо. Пора, пожалуй, подумать над тем, чтобы сделать чемпионат страны многоэтапным. Для начала можно проводить его в два этапа. Это исключит элемент случайности, в какой-то мере уравновесит шансы хозяев трассы и остальных участников. И последнее. Многие спортсмены увлекаются багги, строят, конструируют как бог на душу положит. Одним удается создать конструкцию, близкую к оптимальной, машина и выглядит красиво, и, главное, является надежной, легко преодолевает трудные дороги. Другие много сил затрачивают, а выйдут на трассу и лишь там с горечью убеждаются, что ничего не получилось. Ведь постройка багги требует серьезной инженерной подготовки. Сейчас уже накоплен порядочный выбор конструкций. В рамках журнальной статьи их проанализировал «За рулем». Но этого мало. Тяга к багги так велика, что в помощь тем, кто их будет строить, нужно издание с подробными рекомендациями. Пора пойти и дальше, взяв все лучшее, что есть в машинах, созданных в Тольятти и Запорожье, наладить серийный выпуск багги или хотя бы отдельных узлов и деталей, и можно не сомневаться, в покупателях недостатка не будет.Георгия Михайловича Гречко, члена президиума Федерации автоспорта СССР, можно часто увидеть на автомобильных соревнованиях. Его интересуют конструкции машин, «секреты» спортивного мастерства гонщиков. На этом снимке Г. М. Гречко обсуждает с кандидатом в мастера спорта из волгоградской районной автошколы ДОСААФ города Москвы Г. Будановым достоинства сделанного в ее секции багги.21