СПОРТИВНЫЙ ГЛОБУС АВТОГОНКИИз-за тропического ливня старт третьего этапа чемпионата мира на машинах формулы I пришлось задернсать. Соревнования осложнялись не только тем, что спортсмены начали гонку на мокрой трассе, а по мере ее высыхания должны были делать остановки для замены шин. Поскольку трасса «Кялами» лежит высоко - над уровнем моря, механики имели немало хлопот с регулировкой двигателя, чтобы свести к минимуму потерю мощности из-за разреженности воздуха. Специалисты считали, что в этих условиях хорошие шансы были у автомобилей «Рено-PCl», двигатель которых, оснащенный турбонаддувом, менее других не добирал мощности. Однако обе машины не выдержали напряжения гонки. Выигравший этап канадец Жиль Вилльнев отметил, что победой обязан слаженной работе бригады механиков «Феррари». Вчетвером они в ходе гонки заменили в рекордное время (за 15 секунд) все четыре колеса. Своевременный и быстрый переход с «мокрых» покрышек на «сухие» имел решающее значение для исхода борьбы. Ill этап: 1. Ж. Вилльнев (Канада), «Феррари-312-Т4»; 2. И. Шехтер (ЮАР), «Феррари-312-Т4»; 3. Ж. Жаррье (Франция), «Тиррел-009»; 4. М. Андретти (США), «Лотос-79»; 5. К. Рейтеманн (Аргентина), «Лотос-79»; 6. Н. Лауда (Австрия), «Брэбхэм-БТ46». Сумма очков после трех этапов: Лаффит — 18, Рейтеманн — 12, Вилльнев — 11, Депэлле — 9, Шехтер — 7, Андретти — 5.Книжная полнаОни были первымиСейчас трудно представить наш автомотоспорт без международных соревнований, так же как и зарубежные старты без участия представителей Советского Союза. А ведь было время (подумать только — каких-то двадцать с небольшим лет1), когда представители нашего моторного спорта делали первые шаги на международной арене, «прорубали окно» в Европу — знакомились с регламентами соревнований, изучали опыт их организации, подготовку машин, дебютировали на стартах. Этому периоду посвящена недавно вышедшая книга Б. Ф. Трамма «На мототрассах Европы» * Фамилия автора, конечно, хорошо знакома тем, кто связан с техническим спортом. Многие годы он работал в ЦК ДОСААФ СССР, представлял советский мотоспорт в Международной мотоциклетной федерации, был ее вице-президентом. Не случайно значительная часть книги посвящена вступлению Центрального ав* Б. Ф. Трамм. «На мототрассах Европы». М., Издательство ДОСААФ СССР, 1979, 85000 экз., цена 90 коп. томотоклуба в члены ФИМ. деятельности советских делегатов на конгрессах Федерации, их усилиям, направленным на дальнейшее развитие дружеских спортивных связей, демократизацию мотоспорта, инициативам в проведении новых чемпионатов. В книге содержится большой справочный материал об истории кольцевых гонок, мотокроссов, шестидневных соревнований, спидвея, мотобола, моторалли, итогах первых выступлений в них наших гонщиков. И во всех главах подчеркивается: заложенные в предвоенные и особенно в послевоенные годы традиции советской школы мотоспорта, высокие волевые и физические качества наших мотоциклистов позволили им удивительно быстро добиться весомых побед в ответственных соревнованиях, выйти на передовые позиции в международном спорте. Новая работа Б. Ф. Трамма — хороший подарок и автомотоспортсменам старшего поколения, и тем, кто сейчас выступает или готовится выступать на автомобильных и мотоциклетных трассах. Г. АФРЕМОВ. судья всесоюзной категорииЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на 4-й стр. вкладки. Правильные ответы — 2, 5, 9, 12, 14, 16, 20, 22, 26, 29. I. Разворот ближе 15 метров от перекрестков запрещен. Показанный на рисунке знак не говорит о том, что перед нами дорога с односторонним движением, просто с этой стороны нет въезда (пункт 89 «а»). II. «Стрелка» на красном сигнале светофора не говорит о том, что здесь можно повернуть, не дожидаясь зеленого света. Она напоминает о возможном направлении движения при разрешающем сигнале светофора (пункт 52). III. Аварийная сигнализация предупреждает всех о том, что это транспортное средство останови-, лось с нарушением Правил то ли из-за какой-нибудь неисправности, то ли по другим причинам (пункт 101). IV. Когда движение через переезд запрещено, водитель обязан остановиться не ближе 5 метров до шлагбаума (пункт 122). V. Трамвай, автобус и грузовик находятся на главной дороге. ПерМОТОКРОССМеждународная мотоциклетная федерация приняла в начале года решение, снизившее до 16 лет возрастной лимит для участников соревнований по мотокроссу и многодневкам на машинах класса до 125 смз. В классах 250, 500 смз и машин с колясками гонщики должны быть не моложе 18 лет.РАЛЛИВ нынешнем году наряду с чемпионатом мира среди марок разыгрывается Кубок Международной автомобильной федерации на личное первенство сильнейших раллистов мира. Чемпионат начался острой борьбой марок «Форд» и ФИАТ. Европейские заводы «Форда» успешно выступили на третьем этапе — Португальских ралли. Дистанция в 2379 километров включала 45 скоростных участков и проходила по горным и грязным проселочным дорогам. Из 90 стартовавших экипажей финишировало 37. Результаты соревнований: 1. X. Миккола — А. Гертц (Швеция), «Форд-эскортРС1800»; 2. Б. Вальдегаард — Г. Торзелиус (Швеция), «Форд-эскорт-РС1800»; 3. • Р. Андерссон (Швеция) — Г. Лиддон (Англия), «Тойота-королла»: 4. Э. Доусон — М. Холмс (Англия), «Датсун-виолет»; 5. К. Торреш — П. де Альмейда (Португалия), «Форд-эскорт-РС1800»; 6. Г. Демут — А. Фишер (ФРГ), «Ауди». Сумма очков после трех этапов: «Форд-Европа» — 32, ФИАТ — 26, «Лянча» — 187 СААВ — 18. Сумма очков в борьбе за личный Кубок: Вальдегаард — 12, Дарниш — 9, Бломквист — 9.вым проезжает, разумеется, трамвай, а затем грузовик, как не имеющий помехи справа. Этим же правилом руководствуются и водители на второстепенных дорогах (пункты 111 и 112). VI. Оба водителя еще находятся в зоне действия знака «Обгон запрещен», но двухколесные мотоциклы без коляски можно обгонять и на этих участках дорог (пункт 26, 2.18). VII. Можно выбрать любой из показанных способов разворота: ведь на обычных дорогах движение задним ходом разрешено повсюду, лишь бы такой маневр был безопасен для окружающих (пункт 90). VIII. Трогаясь с места остановки, надо не создавать помех тем, кто движется по дороге, поэтому водитель легкового автомобиля должен пропустить грузовик, а затем уже выезжать с обочины дороги (пункт 85). IX. Гибкая сцепка (трос и др.) при буксировке должна находиться в пределах 4—6 метров и обозначаться флажками через каждый метр. Чтобы выполнить это требование Правил, понадобится тричетыре флажка (пункт 140). X. В темное время суток на неосвещенных участках дорог Правила разрешают движение только с дальним или ближним светом фар. Стало быть, при встречных разъездах надо включать ближний свет, а не подфарники (пункт 132).На 1-й страницеобложки : юные помощники ГАИ на улицах Сочи (фото В. Князева); из работ, отмеченных премиями на Всесоюзном конкурсе плаката по безопасности дорожного движения. Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. М. ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), А. М. ХЛЕБНИКОВ, К. Н. ХОДАРЕВ, Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор В. П. Макаров. Корректор М. И. Дунаевская Адрес редакции: 103092, Москва, К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-19-42, 207-16-30. Сдано в произвол. 2.4.1979 г. Подписано в печать 27.4.1979 г. Тираж 3 200 000 Рукописи не возвращаются. Бум. 60x9078, 2,25 бум. л. - 4,5 п. л. Цена 80 иоп. Заи. 2472 Г-22694 3-я типография Воениздата Издательство ДОСААФ, Москва ©«За рулем», 1979 г.МОТОГОНКИЗа последние 30 лет розыгрыша титулов чемпионов мира на «кольце» наибольшее число побед одержал итальянец Джакомо Агостини' — 15, далее Майкл Хэйлвуд (Англия) и Карло Уббиали (Италия) — по 9. Анхель Ньето (Испания) — 8, Джон Сертисс (Англия) и Фил Рийд (Англия) — по 7, Клаус Эндерс (ФРГ), Рудольф Энгельгард (ФРГ), Джефф Дьюк (Англия). — 6.