СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНАМ. Казымов из Челябинска, Г. Киселев ил Киргизии, другие владельцы просят сообщить, почему на двигателях их машин нет приточной трубки системы вентиляции картера, которая описывается в книгах по устройству «жигулей». Как сообщили редакции на Волжском автомобильном заводе, двигатели ВАЗ, начиная с января 1977 года, выпускаются с измененной системой вентиляции картера. Изменения затронули, в основном, ту ее часть, где была приточная трубка подачи воздуха, идущая от воздушного фильтра к головке блока (в месте расположения полости цепного привода распределительного вала). Поскольку внедрялись они в производство постепенно, то в эксплуатации могут встретиться двигатели «переходного периода»: с установленной между головкой блока и трубкой заглушкой: с заглушкой в головке и без трубки; без трубки и без заглушки, но с непросверленным отверстием в головке и так далее. Окончательный вариант выглядит так: трубки нет, в головке блока прилив под ее установку отсутствует, в корпусе воздушного фильтра нет штуцера системы вентиляции и дополнительного фильтрующего элемента, стакан крышки сапуна в маслоотделителе ниже на 15 мм. Все это не отразилось ни на мощностных, ни на экономических показателях двигателей. Конструкция же упростилась, несколько уменьшилась металлоемкость. А самое главное — улучшилась работоспособность системы вентиляции картера. Усовершенствовать систему вполне можно и самому. Для этого достаточно установить заглушку (из картона или какого-либо другого материала) под трубку на головке блока и отрезать часть стакана (15 мм) крышки маслоотделителя. Кстати, такая мера позволяет исключить выброс масла в воздушный фильтр. Рекомендации на этот счет напечатаны в августовском номере журнала за 1976 год.кущего года. С этого же времени автомобиль станет поступать в продажу. Снимать с производства ВАЗ—2101, ВАЗ—2102, ВАЗ—21011 в 1979—1980 годах не предполагается. Однако по мере сборки новых моделей их выпуск и поставка потребителям будут постепенно сокращаться. С вопросами о порядке продажи автомобилей, ценах на них следует обращаться в местные — городские, районные, областные — торгующие организации.КОНСТРУКЦИЕЙ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНОНекоторые читатели, обращаясь в редакцию, просят напечатать рекомендации по установке вакуумного усилителя тормозов на «жигули» моделей «2101», «2102», «21011». Как сообщили редакции на Волжском автозаводе, конструкцией автомобилей ВАЗ—2101, 2102, 21011 вакуумный усилитель тормозов не предусмотрен. Для его установки были бы необходимы серьезные изменения в деталях кузовов и шасси. Такая работа не может быть рекомендована для выполнения в гаражных условиях.КАК«Чем и как надо промывать систему охлаждения двигателя «Волги» для удаления накипи и ржавчины?» — спрашивает Т. Толкачев из г. Глазова. Как сообщили редакции на горьковском автозаводе, промывать систему охлаждения лучше летом на автомобиле, находящемся в эксплуатации. Для этого надо приготовить раствор бихромата калия («хромпик» К2СГ2О7) из расчета 8г на 1л воды, залить его в систему охлаждения и через две недели эксплуатации слить. Показателем срабатывания раствора будет глинистая взвесь в нем разведенной накипи и ржавчины, вытекающая через сливные краники. В зависимости от степени загрязнения системы эту операцию можно повторить два-три раза. Может случиться, что промывка системы охлаждения требуется, когда радиатор и мотор с машины сняты. Тогда надо действовать так. В радиатор, у которого все отверстия надежно заглушены, соблюдая правила безопасности, заливают 10-процентный раствор едкого натрия или калия (каустическая сода), нагретый до температуры 90° С. Через 30—35 минут раствор удаляют (при надобности операцию можно повторить). После этого радиатор надо промыть большим количеством воды, желательно горячей, в направлении, обратном рабочему потоку жидкости. Таким же раствором каустической соды с последующей промывкой горячей водой обрабатывают блок цилиндров (только один блок, поскольку алюминиевые детали каустическая сода разрушает!). При разборке двигателя в водяной рубашке блока и головки вы можете увидеть кусочки каркасной проволоки, оставшейся от литейных стержней. Небольшое количество их не ухудшает охлаждение мотора.ПЕРВЫЙ ОБЛАДАТЕЛЬ ПРИЗА«НЖМАШ»Читатель Ю. Мельников из Куйбышева спрашивает, что представляет собой новый приз журнала «За рулем», разыгрываемый между заводами в трековых автомобильных гонках, о котором сообщалось в прессе, и за какие результаты он вручается. Учитывая большую популярность трековых (ипподромных) автогонок в нашей стране, редакция «За рулем» организовала в 1978 году соревнования сильнейших автоспортсменов на призы журнала, которые вызвали большой интерес среди спортсменов, поклонников автоспорта, на автозаводах. Учитывая это, на вторых всесоюзных соревнованиях, проходивших снова на московском ипподроме, в дополнение к личным спортивным призам журнал учредил еще один, переходящий — фарфоровую вазу, изготовленную специально для этой цели на ломоносовском заводе в Ленинграде. Ею отныне будет награждаться завод, на автомобиле которого завоевано первое место в личном зачете. Обладателем этого приза в нынешнем году стал Ижевский автомобильный завод: его представителе В. Гольцов оказался сильнейшим среди всех участников соревнований («За рулем», 1979, № 4). Остается добавить, что всесоюзные состязания, о которых идет речь, проводятся на автомобилях класса до 1600 см3, группы 2 — специально подготовленных.ДЕФЕКТА НЕТАвтолюбитель из Московской области А. Каргин заметил, что у его «Москвича —1500» при нажатии рулевое нолесо слегка утапливается. «Не дефект ли это травмобезопасной колонки, — спрашивает он, — и не сложится ли она во время движения?» На автозаводе имени Ленинского комсомола сообщили, что отмеченное в письме автолюбителя явление — не дефект. Верхняя часть рулевой колонки «Москвича» с энергопоглощающим устройством может при определенном усилии слегка перемещаться вдоль своей оси. Складывается же колонка, лишь когда нагрузка достигает 250 кг.НАЧИНАЮЩЕМУ КАРТИНГИСТУ«Мы хотим в школьном кружке построить карт, — пишет группа девятиклассников из Благовещенска. — Но где найти чертежи, рекомендации по изготовлению, советы по форсировне мотора?» Описание карта класса 50 смз с чертежами и указаниями, как его строить и собирать, было помещено в № 10 журнала «За рулем» 1975 года, а также в № 9, 10 и 11 журнала «Моделист-конструктор» 1974 года. То же самое, но применительно к машине класса 125 смз можно найти в № 9 «Моделиста-конструктора» за 1978 год. Немало полезной информации по устройству и особенностям конструкции картов содержит выходящая в нынешнем году в Издательстве ДОСААФ книга М. Тодорова «Картинг». Рекомендации по форсировке двигателей Д—в класса 50 см3 даны в № 3 и5 «Моделиста-конструктора» за 1977 год. а класса. 125 смз — в № 11 того же журнала за 1973 год. О подготовке 50-кубового мот эра Ш—58 и 125-кубового М—106 рассказывал журнал «За рулем» в J* 9 за 1972 год. Более подробную информацию относительно фореировки используемых в картинге мотоциклетных . двигателей содержит книга И. Григорьева «Мотоцикл без секретов» (Издательство ДОСААФ, 1973). Немало полезных сведений по регулировке и уходу за такими двигателями содержит книга А. Н. Силкина и В. С. Карманова «Пособие механикам мотоциклов» (Издательство ДОСААФ, 1970).ЛуАЗ И ЗАЗ В ЭТОМ ГОДУНаших читателей А. Шевченко из Воронежской области, москвича А. Тарусина, А. Михайлова из Ленинграда и других интересует, когда начнется серийный выпуск автомобилей ЛуАЗВ69М и ЗАЗ—968М, прекращено ли производство «жигулей» моделей ВАЗ —2101. ВАЗ-2102. ВАЗ —21011. Вот какую информацию получила редакция на автозаводах. ЛуАЗ—969М является модернизацией автомобиля ЛуАЗ—969А и заменит его в производстве в первой половине нынешнего года. Эту машину смогут использовать различные организации и предприятия. Будет она поступать ив продажу для населения. Запорожский автозавод «Коммунар» намечает приступить к производству ЗАЗ—968М не ранее второго квартала те30