Кто виноват?НЕ ИЗ ТОГО РЯДАКазалось бы, такая элементарная вещь — займи перед поворотом направо или налево соответственно крайнее правое или левое положение на дороге. Однако некоторые водители до сих пор на это требование Правил смотрят сквозь пальцы. Даже жалуются, когда их наказывают за такое пренебрежение своими обязанностями. Сегодня из редакционной почты мы выбрали два письма, авторы которых, хотя и находились во время происшествия на разных полюсах, пострадали именно от несоблюдения правил маневрирования. В первом письме, которое пришло из Тюмени, владелец «Жигулей» М. Кремлев описывает такую ситуацию. Однажды он ехал по ул. Орджоникидзе, приближаясь к ее пересечению с ул. Герцена. Когда до перекрестка оставалось уже метров пятьдесят, справа из Двора выехал ЗИЛ—130. Его водитель, не пропустив «Жигули» в прямом направлении, повернул направо, но у перекрестка остановился перед красным сигналом светофора. Поскольку ЗИЛ занял место у осевой линии дороги, а ширина ее составляла 9 метров, Кремлев, подъехав к перекрестку н видя, что места между ЗИЛом и тротуаром достаточно, занял крайний правый ряд. Когда зажегся зеленый, оба автомобиля тронулись дальше, И тут случилась авария: «Жигули» поехали прямо, а ЗИЛ вдруг начал поворот направо. Из левого ряда, не убедившись в том, что таким маневром не создает никому помех. «Водитель ЗИЛа оплатить расходы по ремонту моего автомобиля отказывается, считая, что он правила не нарушил», — сетует М. Кремлев. Второе письмо прислал водитель ЗИЛ—131 А. Попов из г. Гусева Калининградской области, сопроводив его воттакой схемой. Ему нужно было заехать во двор между двумя домами на проспекте Ленина. Ширина его проезжей части — 10 метров. Посчитав, что радиус поворота автомобиля не позволит ему заехать во двор нз крайнего правого ряда, он решил повернуть направо от осевой линии. Подав сигнал левого поворота, приблизился к центру дороги, затем, как сам утверждает, включилправый указатель и стал выполнять маневр. И тут столкнулся с «Жигулями», которые двигались справа в попутном направлении. Как выяснилось, водитель их, увидев сигнал поворота налево и движение ЗИЛа к осевой линии, решил обогнать его справа, да не успел. Хотя он затормозил и даже выехал частично на тротуар, аварии избежать не удалось. «Полагаю, что в этой ситуации я поступил правильно, а водитель «Жигулей» — нет», — пишет нам А. Попов. Итак, два письма, две почти одинаковые ситуации, описанные с разных точек зрения. Но суть их одна: водители начали правый поворот, не из своего ряда, чем ввели в заблуждение других водителей. Однако оба они уверены, что действовали в соответствии с Правилами. Давайте разберемся, так ли это. Как известно, число полос для движения нерельсовых транспортных средств определяет разметка или дорожный знак 4.8 «Направление движения по полосам». Если их нет, водитель решает вопрос сам с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых между ними интервалов (пункт 77). Однако в любом случае это должна быть продольная полоса проезжей части, достаточная по ширине для движения в один ряд нерельсовых механических транспортных средств иных, чем мотоциклы. Нетрудна подсчитать, что она должна равняться 3—3,5 метра. Но может быть и больше. В наших примерах, как видим, она достигала 4;5—4,9 метра. Теперь прикиньте, могут ли по такой полосе автомобили двигаться, скажем, в два ряда. Напомним, что их габариты колеблются от 1,5 до 2,5 метра. Да, могут. Вот потому-то пункт 87 Правил дорожного движения и требует заблаговременно занять перед поворотом крайнее правое положение на проезжей части даже при одной полосе движения. Что значит — крайнее? То есть встать так, чтобы справа (мы обращаемся к описанным случаям) не могло проехать другое транспортное средство. Сделали это те, кто выполнял маневр в рассматриваемых нами ситуациях? Нет, не сделали. Уже один тот факт, что Кремлев, подъехав к перекрестку, мог встать правее ЗИЛа, говорит о том, что его водитель крайнего правого положения на дороге просто не занял. Стало быть, Кремлев имел все основания думать, что ЗИЛ поедет прямо или налево. Автор второго письма А. Попов, убежденный в собственной правоте, прямо утверждает: при ширине проезжей части 4.9 метра ЗИЛ—131 и «Жигули» в два ряда двигаться не могут. Откуда он это взял? Габаритная ширина ЗИЛ—131 составляет 2,5 метра, и, если его левые колеса шли у осевой линии, оставшихся 2.4 метра для «Жигулей», ширина которых 1,5 метра, было вполне достаточно. Однако Попов, несмотря на это обстоятельство, считает, что водитель «Жигулей» не вправе был начинать обгон, пока действия другого водителя не стали для него вполне очевидными. Но в Правилах перечислены только два условия, при которых можно обгонять справа. Первое — подача сигнала поворота налево. Попов сам пишет, что такой сигнал он включил. Второе условие — подождать, пока водитель приступит к выполнению поворота. Но разве Попов не начал выезжать из занимаемого ряда, не направился к осевой линии? Какой же еще очевидности надо ждать? Такие маневры можно истолковать только как начало поворота налево. Итак, первопричина аварий одна — маневр не из своего ряда. Но это, как говорится, еще не вся правда. Берусь утверждать, что в обоих случаях водителям грузовиков не хватило не только знания правил движения, но и мастерства. А оно, в частности, проявляется ив умении так распределять свое внимание, чтобы видеть обстановку не только перед собой, но и по сторонам, позади автомобиля. Для этого он и оборудован зеркалами. Если уж водители то ли намеренно, то ли по недоразумению не заняли своего места для маневра, то, начиная поворот, им следовало бы всетаки взглянуть в зеркала и убедиться, что этим никому не будет создано помех. В.ЯНИН, заведующий сектором ВНИИ судебных экспертизСлышали ли вы что-нибудь о совмещенных дорожных знаках? Не бывает таких? Не скажите. Вот, например, один из многих, что можно увидеть на дороге АлмаАта — Нарынкол. Посмотришь — вроде бы «Обгон запрещен», закроешь глаза на красную кайму — «Конец запрещения обгона». Так все же начало или конец зоны запрещения обгона он обозначает? А может быть его надо понимать иначе: хотели запретить обгон, да передумали? Или есть какие-то другие объяснения этой «новинке» в организации движения?Нижний снимок сделан в Керчи на улице Пролетарской. Здесь, вроде бы, все в порядке. Однако с противоположного конца улицы установлен знак «Въезд запрещен», стало быть, на ней введен режим одностороннего движения. Но тогда и знак надо было применить соответствующий, а не тот, что показан на снимке. Иначе каким же образом, не нарушая правил, попасть на площадку для стоянки, которая размечена на левой стороне дороги?