Представьте себя на учениях армий стран социалистического содружества. Прежде всего вы обратите внимание на обилие современной боевой техники, в частности моторизованной, на обилие автомобилей. Насыщенность ими современных войск очень высока. На автомобильных шасси монтируют оружие, разного рода установки для ведения боя, управления им. Колесные транспортные машины служат средством доставки солдат, боеприпасов, топлива, продовольствия, медикаментов, различного оборудования. Остановимся на грузовых автомобилях повышенной проходимости, наиболее распространенных. Именно они служат базой для многочисленных специализированных модификаций, о которых только что шла речь. И тем, кому предстоит сесть за руль одного из них, чтобы успешно нести службу, полезно, хотя бы в общих чертах, иметь представление о машинах, которые есть в армиях социалистических стран. В сложной обстановке военных ученийважно быстро распознавать силуэт автомобиля дружественной армии, оперативно сопоставлять при совместных действиях возможности разных машин, оценивать объем их технического обеспечения, параметры проходимости. Краткие технические характеристики приведены в таблице, где для удобства модели расположены в алфавитном порядке. Сколь бы разнообразны по конструкции ни были все эти машины, их объединяют главные качества; у них у всех универсальные бортовые платформы, приспособленные как для грузов, так и для людей, и повышенная проходимость по пересеченной местности. Некоторые модели имеют компоновку с кабиной над двигателем или перед ним. Результат — компактность машины, сокращение длины и массы. У автомобиля с так называемой капотной компоновкой масса и длина несколько больше, но благодаря лучшей доступности силового агрегата и его систем — проще обслуживание и ремонт в полевой обстановке. Из 16 автомобилей, которые мы рассматриваем, у девяти — дизели, у семи — карбюраторные двигатели. Дизель экономичней и, следовательно,при одинаковой с карбюраторным собратом емкости топливных баков обеспечивает больший запас хода. Карбюраторные двигатели легче пускаются в холодную погоду и не имеют сложной, как на дизелях, топливной аппаратуры, требующей квалифицированного ухода. Поскольку используемые в армии грузовики обладают повышенной проходимостью, каждый из них оснащен приводом на все колеса, Чем выше грузоподъемность — тем больше колес, чтобы машина оказывала меньшее давление на грунт. Вот почему у таких тяжелых автомобилей, как «Татра-813» и МАЗ—537А, по восемь колес. В годы минувшей войны некоторые специалисты считали, что сзади у армейских грузовиков должны стоять двухскатные колеса, поскольку им приходится воспринимать большую нагрузку (вспомните хотя бы хорошо известные «студебеккеры»). Но такие колеса, катясь вслед за передними, тоже ведущими, уширяют колею с неизбежными затратами мощности на эту, в общем, лишнюю работу. Поэтому в конструкциях последних двадцати лет предпочтение отдается односкатным и одинаковой колее передних и задних колес. Но представителей «старой школы» ещеможно встретить и сегодня — это «Прага-ВЗС» и ИФА-Г5. Армейские грузовые автомобили повышенной проходимости работают нередко в меняющихся дорожных условиях. Для обеспечения малого удельного давления на грунт ряд моделей получил централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. Например, на «Стар-266» его можно изменять от 0,5 кгс/см 2 (для песчаной и заснеженной трассы) до 4,2 кгс/см 2 (для шоссе). Разумеется, шины имеют специальный рисунок протектора с развитыми грунтозацепами. Успешное преодоление неровностей местности во многом зависит не только от соответствия удельного давления шин несущей способности грунта. Важно, чтобы машина следовала этИм неровностям, не теряя контакт с ними, и чтобы трансмиссия в любой момент обеспечивала на всех колесах нужный запас тягового усилия. Постоянство контакта колес с грунтом обеспечивается конструкцией подвески, подбором характеристик ее упругих элементов (рессор, торсионов) и амортизаторов. Модели ГАЗ—66-02, ДАК665Т, ЗИЛ—131, ИФА-В50ЛА/А, «Стар-266» представляют более простое22